Оглавление:
Валдай, финская граница | На пароме в Стокгольм | Первая ночь в Норвегии | Первый снег, первые водопады | Красивейшая стоянка у Хардангерфьорда | Два великолепных водопада | Стегастейн и Снежная дорога | Ледник Юстедальсбреен | Ставкирка в Урнесе | Гейрангер | Лестница Троллей | Пещера Троллькирка | Атлантическая дорога и Тронхейм | Северный олень | Потрогать ледник Свартисен | Водовороты Сальтстраумен | Лофотенские острова | Музей викингов Лофотр | На байдарке в Тролльфьорд | Лофотенский мост. Путь домой
В 20:00 подъезжаем к парому через Ардалсфьорд. Тут два судна, они ходят попеременно, ждать пришлось всего 5 минут. Один из самых дешевых паромов, всего 106 крон.
Дорога в ущелье Юстедал узкая и, как оказалось, долгая. Туннели не освещенные.
Едем около 30 км по этой узкой дороге вдоль фьорда, а потом вдоль реки. Устали, давно пора вставать на ночлег, но мы знаем, что в конце этого пути нас ждет ночлег в приятной точке у реки с видом на ледник. 21:25, дождь перестал, температура +12, дети смотрят фильм.
В 21:50 уперлись в шлагбаум. Дальше 3,5 км по частной дороге, которая перекрыта, и еще 6 км по тропе до ледника. Обидно, до классного места ночевки мы не доехали! Но сил уже нет. Встали в реденьком березовом лесочке. Место довольно противное: пахнет коровами, полно мошек, которые лезут в лицо, и от машины к палатке приходится идти сквозь мокрые кусты. Речка рядом, но к ней не спуститься из-за густых зарослей, спуск есть только поодаль. Настроение скверное.
На ужин - макароны с сыром и салат. Пробег за день 314 км.
Впрочем, на фото все это выглядит совсем не ужасно, а наоборот, довольно идиллически.
1 июля, пятница. 7 день путешествия
Ночь была холодная, в палатке +12. Утро чуть пасмурное, но без дождя.
Проснулись в 8:00, позавтракали бутербродами с сыром и вареньем, детям - хлопья с молоком. Проглянуло солнышко, и я решилась быстренько постирать накопившееся белье. Потом надели трекинговые ботинки и вышли в поход к леднику. Девочки остались в лагере - варить суп и собирать палатки. Они должны были свернуть маленькую палатку и спальную зону в большой палатке, оставив стоять только тент на случай вполне вероятного дождя.
Пеший поход к леднику Юстедальсбреен
От шлагбаума наш лагерь был метрах в 500, и он не был виден с дороги или от жилых строений. Подойдя к шлагбауму, мы выяснили, что проехать все-таки было можно, только этот проезд платный. В будке, которая находится возле шлагбаума, находился ящик и ценник: за машину 150 крон, за людей по 50 крон с каждого. Деньги следует опускать в ящик. Шлагбаум не заперт.
Сначала дорога шла через чью-то ферму. Тут мы вели собаку на поводке. Вокруг бродили коровы.
После фермы собаку отпустили. Дорога красивая, идти легко и приятно.
Первый привал
По пути Тури облаял кривой пень, видно, принял его за какое-то животное. Было очень забавно.
Еще один привал - на теплых камнях.
Впрочем, кому привал, а у кого еще сил вполне хватает :)
Идем дальше
Дойдя до стола, устроили первый перекус - батончиками "мюсли".
В этом месте дорога разделилась. Влево пошло ответвление, вскоре перегороженное шлагбаумом, там частная территория с фермой и домиками.
Ущелье тоже разделяется, в левом рукаве хорошо виден ледник.
Но нам нужно в правое, более длинное ущелье.
Наш пес поспорил с коровой, но сам здорово перепугался, когда она пошла в его сторону.
Мы прошли мимо парковки и вышли на тропу к леднику. Где-то здесь мы планировали ночевать. Сказать по правде, ночевать тут особо негде, голая равнина, так что может и неплохо, что вчера мы сюда не доехали.
Река Storelvi
Тропа оказалась сложнее, чем я предполагала. Первый участок - вдоль горы, со множеством камней. По ним приходится карабкаться, выбирая, куда наступить. Кроме того, вся тропа очень мокрая, видимо, было много дождей. Местами топко, местами просто сыро, но в общем везде проходимо в хорошей обуви. Вдоль тропы обильные заросли черники, но вся она, увы, совершенно зеленая.
Взгляд назад, в долину
Что может быть приятнее, чем выпить чистой воды из ручья?
Второй участок тропы - плоский, с большим количеством ручьев, которые надо переходить по камушкам или перекинутым доскам.
Из ручьев можно напиться свежей ключевой воды, умыться. Тури пил почти из каждого, да и я тоже.
Река Storelvi вытекает из тающего ледника.
Как потом выяснилось, Тури в этом походе натер себе задние лапы, и нам пришлось их лечить уже до самого конца путешествия. Но в этот момент он еще и виду не подавал, что ему больно или не комфортно. Наоборот, когда мы, порядком уставшие, сделали очередной привал в полутора километрах от ледника, он бодро помчался по камням за птичкой, которая специально летела низко, зигзагами, видимо уводя от своего гнезда.
Водопады на склонах ущелья стекают из-под снежных шапок.
Солнышко скрылось, стало прохладнее. Немного посидев, я даже замерзла и утеплилась флисом.
Нам нужно пройти этот прямой участок ущелья и завернуть за угол, чтобы увидеть ледник.
На вид - ничего особенного, но через этот ровный участок около часа пути.
Третий участок тропы имеет подъем в гору. Тут уже сложно, силы на исходе. Матвей сдулся и начал ныть еще в конце второго, ровного участка. Но все же шел, хотя и жаловался на жизнь. Последний привал перед финальной частью маршрута - подъемом к леднику:
Показался ледник, осталось совсем чуть-чуть...
И вот то величественное зрелище, ради которого мы проделали этот путь!
После подъема приходится еще слегка спуститься, и тогда за поворотом открывается вид на ледник Юстедаль. Матвей едва дополз до этой верхней точки, и чтобы не заставлять его лишний раз спускаться и подниматься, мы предложили ему посидеть на камне, пока мы пройдем еще метров 100 вперед. Оставив ему бутылку с водой и рюкзак, пообещали, что по возвращении устроим обед с бутербродами.
Фотосессия у ледника заняла, наверное, минут 10. За это время Матвей по нам соскучился, надел рюкзак и пошел следом :) Так что и он может сказать, что покорил этот маршрут до самого конца, хотя особой радости на его лице и не прочитывается.
Юстедальсбреен (норв. Jostedalsbreen) — крупнейший ледник континентальной Европы. Площадь ледника равна 487 квадратных километра. В самом широком месте он имеет толщину 600 метров. Юстедаль имеет около 50 рукавных ледников, например Бриксдальсбреен и Нигардсбреен (бреен - по-норвежски - ледник). Ледник поддерживается не низкими температурами, а высоким уровнем снежных осадков.
Особенность рукавного ледника Остердалсбреен (Austerdalsbreen) в том, что он состоит из двух потоков, сходящихся в один и образующих длинный и мощный ледяной поток, занимающий все ущелье.
Вот подробная карта этого маршрута. Впрочем, там трудно сбиться, карта нужна лишь чтобы смотреть, сколько пройдено и сколько еще осталось.
Фотографии не могут в полной мере передать величия этого зрелища. Масштаб ледяной громады можно почувствовать, лишь ощущая себя муравьем возле нее.
Ну, а ее мощь отчасти можно понять, глядя на эти снимки. Двигаясь, лед перетирает породу, превращая ее в мелкую каменную крошку. Все это вместе носит название морена.
Морена — геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями. Представляет собой неоднородную смесь обломочного материала — от гигантских глыб, имеющих до нескольких сотен метров в поперечнике, до глинистого материала, образованного в результате перетирания обломков при движении ледника.
Мореной называются как ледниковые отложения, перемещаемые ледником в настоящий момент, так и уже отложенные осадки. Поэтому при классификации морен выделяют движущиеся и отложенные. По способу формирования морены подразделяются на:
-
Основные (донные) морены — обломки пород, переносимые внутри ледникового покрова и в его основании. После таяния и высвобождения из-подо льда донные морены образуют обширный и довольно ровный слой моренных накоплений.
-
Боковые морены.
-
Центральные морены — образуются в результате слияния ледников.
-
Конечные морены — образование поперечной насыпи обломков на участке максимального распространения ледника. Часто являются естественной причиной образования водоёмов ледникового происхождения.
Выглядит не очень симпатично. Напоминает какой-нибудь цементный завод. Там, где лед растаял, остаются кучи каменной крошки. Самая мелкая каменная пыль растворяется в воде, придавая реке сероватый оттенок.
А сверху на этом ледяном языке едут огромные каменюки, весом в несколько тонн.
В самой дальней точке устроили привал и перекус с видом на ледник. Намазала мужчинам бутерброды с гусиным паштетом, чтобы поддержать их дух и силы :)
Мы вовсе не были одни на маршруте, как может показаться по фото. На финише застали группу из трех человек, которые тоже обедали. Потом подошла немолодая пара китайцев.
Когда уже двинулись в обратный путь, увидели отдыхающую на широком камне семейную пару с малышом (около годика или даже меньше), которого папа принес за спиной в рюкзаке. Он что-то хныкал, начинался дождь и мама пыталась укрыть его под зонтом.
Еще пару групп из 2-3 человек мы встретили на обратном пути.
Дождик поначалу был мелкий и на ходу нас совсем не беспокоил.
По пути туда играли в "названия наоборот". Больше всего меня развеселил перл, придуманный мужем: "Марья Петровна верна своему хобби" :) Отгадывали все довольно быстро, но и повеселились от души.
На обратном пути играли в ассоциации (тоже очень весело и отлично помогает скоротать дорогу), а после - в города (ну, эту игру я не особо люблю, быстро начинается затык с одними и теми же буквами - А и К).
Тропа, залитая водой.
Незрелая черника (эта уже начала краснеть, а много совсем зеленой)
Добравшись до стола, устроили последний перекус - сушеными яблоками. Я шла уже на автомате, казалось, я волочу за собой ноги, а не они меня несут.
После этого привала дождь усилился, а нам оставалось еще 3 км до лагеря. Джинсы на коленях промокли насквозь, а вот непромокаемые куртки и трекинговые ботинки показали себя с лучшей стороны. Правда, ботинки все же немного протекли, но было очень уж сыро, и я однажды провалилась по щиколотку в ручей, а мембрана - это все же не резиновые сапоги. Во всяком случае, на ходу влага внутри обуви вообще не чувствовалась. Просто после похода нужно было обувь как следует просушить.
Идти в этих ботинках и правда здорово, никакие кроссовки не сравнятся, не зря заплатила за них десять тысяч. Матвейкины обошлись дешевле, в 3 тыс.
На обратном пути дождь разошелся так, что с нас текли уже струи воды. Поэтому, конечно, мы испытали огромное удовольствие, когда забрались под тент палатки, нашли там горячий борщ, переоделись в сухое и сели обедать. Но не тут-то было. Во время еды в палатку вошел мокрый Тури, и я сделала неловкое движение, пытаясь защитить от мокрой собаки свои сухие брюки, и опрокинула себе на колени половину тарелки борща. Промочила все - и джинсы, и белую флисовую кофту, и кресло, на котором сидела, да к тому же осталась без супа. Обидно ужасно. В сердцах выбежала под дождь, принялась застирывать кофту, опять вся вымокла, но кофту спасла. Муж принес мне еще бутыль воды из речки, вымыла голову, переоделать и немного успокоилась. Дети за это время вскипятили чайник, заварили ролтон и чай.
Отполоскать джинсы и кофту из бутыли не получилось, уж больно вещи объемные, так что пришлось их так в мыле и засунуть в пакет. Белье, что я стирала утром, тоже не успело досохнуть, так что у нас теперь было полно мокрых вещей.
Дождь все не утихал. Покончив с обедом, мы хотели поскорее убраться с этой малоприятной стоянки, где приходилось все время продираться сквозь мокрые кусты. Загрузили машину, сняли мокрую палатку и поехали прочь, все равно куда, лишь бы посидеть хоть немного в теплой и сухой машине.
Наш поход к леднику длился 7,5 часов - с 10 утра до половины шестого вечера. Прошли 21,5 км (по навигатору).
Лагерь снимали в такое время, когда впору было бы его ставить. Выехали в 19:25.
В машине обсохли, взбодрились. Собака без сил спала, завернутая в полотенце. дети смотрели "Корпорацию монстров" (уже не помню, в который раз).
Ближе к фьорду дождь утих, муж набрал воды из водопада, в городке выкинули накопившийся мусор.
Наша следующая цель - озеро Стигеватнет. Для этого нам нужно выехать из ущелья Аустердален, проехать немного по берегу Лустрафьорда и свернуть в ущелье Юстедален. В самом конце этого ущелья находится нужное нам озеро с ледопадом, спускающимся прямо в озеро.
Пояснение к этой карте - в Боргунд мы не поехали, не было времени; решили, что с нас хватит ставкирок в Урнесе и в Ломе. Про них рассказ дальше.