Оглавление:
Валдай, финская граница | На пароме в Стокгольм | Первая ночь в Норвегии | Первый снег, первые водопады | Красивейшая стоянка у Хардангерфьорда | Два великолепных водопада | Стегастейн и Снежная дорога | Ледник Юстедальсбреен | Ставкирка в Урнесе | Гейрангер | Лестница Троллей | Пещера Троллькирка | Атлантическая дорога и Тронхейм | Северный олень | Потрогать ледник Свартисен | Водовороты Сальтстраумен | Лофотенские острова | Музей викингов Лофотр | На байдарке в Тролльфьорд | Лофотенский мост. Путь домой
27 июня, понедельник
Проснулась в 6:45. Вылезла из палатки, прошлась по лесу, поела черники. Муж тоже вроде проснулся, но потом снова уснул.
Я тем временем сварила кофе, выпила его. Снаружи палатки комаров почти не было, а вот в тамбуре почему-то их было много. Села с книжкой у стола. Потом поднялся холодный ветер, я залезла обратно в палатку и еще минут 40 подремала. Встали все в 9:30.
Поели на завтрак геркулесовую кашу с вишневым вареньем. Выехали в 11:40. Собирались неторопливо, гуляли и наслаждались сосновым лесом.
Отобрали и сложили в отдельную сумку вещи, которые будут нужны на пароме. В этот день нам предстояло погрузиться на паром из Хельсинки в Стокгольм.
Когда уезжали, припекало солнышко, стало жарковато.
В 100 км от Хельсинки - температура +20.
13:05 в 55 км от Хельсинки начался дождь - первый дождь в этом путешествии.
Приехав в финскую столицу, первым делом отправились обедать. Заказали две пиццы и тарелку пасты на всех, поели, потом зашли в супермаркет и купили продуктов для ужина и завтрака на пароме. Как-то внезапно оказалось, что время поджимает, и на осмотр города времени уже не остается. Пришлось ограничиться быстрой автомобильной экскурсией по центру, и ехать в порт. В 16:50, выгуляв собаку под моросящим дождем, встали в очередь на паром, отправляющийся в 18:00. Пес гулять особо не хотел, а всеми силами рвался купаться в море. Но это не входило в наши планы.
В 17:30 подошел паром и началась погрузка.
Загружают паром довольно плотно. Мы оказались на верхнем уровне, под самым потолком; под нами другие машины. Позади нас - грузовики, занимающие два уровня по высоте.
После окончания погрузки пассажиры с вещами расходятся по каютам, а автомобильную палубу закрывают, и попасть на нее можно будет только за час до прибытия в порт назначения.
Билеты на паром у нас были куплены заранее, в начале июня. Мы взяли самую дешевую каюту (без окна, в остальном она очень комфортная, с душем, туалетом и удобными широкими койками, просто блаженство). За собаку пришлось доплатить 16 евро. Всего паром нам обошелся в 11550 руб. на всю семью.
С собакой на пароме можно находиться везде, кроме ресторанов и магазинов. Мы оставили вещи в каюте и пошли наверх, смотреть отплытие. Погода была скверная - пасмурно и дождливо, поэтому фотографии вышли не особо выдающиеся.
Но настроение у нас было отличное, и мы решили покутить - взяли себе по пиву, а детям по мороженому, и устроились у панорамного окна - наслаждаться видами на Хельсинки с воды.
Матвей по навигатору следил за движением парома.
Тури наблюдал происходящее с не меньшим интересом.
Для собак на открытой палубе предусмотрена песочница, но наш пес поначалу не понял, для чего она и вообще не оценил. А вот утром воспользовался по назначению.
Вообще паром огромный, 9 этажей, с лифтом, магазинами, ресторанами и барами. Матвей нашел на верхней палубе мини-гольф и так долго наблюдал за игрой, что ему дали попробовать бесплатно.
Вид порта Хельсинки
Эту систему островов называют Волчьими шхерами, и они живописны даже в дождь - выглядят еще более сурово. Мы с большим жаром обсуждали этот остров с домиком и его обитателей - интересно, что они делают в шторм?
Я знала, что нужно смотреть по правому борту, чтобы увидеть крепость Свеаборг - средневековый защитный бастион города. Но что-то он в такую погоду не произвел на нас большого впечатления.
Свеаборг
Интересно, что в крепости действует музей, и в то же время там (по утверждению Википедии) находится действующая тюрьма, где содержатся осужденные за не тяжелые преступления. Они поддерживают крепость в должном порядке.
Кстати, все пушки в крепости отлиты в России, они поставлены туда во времена, когда Финляндия входила в состав Российской Империи.
Это объявление позабавило - интересно, у кого тут проверяют паспорт? У рыбаков?
Видимость была плохая, и когда мы вышли в открытое море, у окна стало вовсе нечего делать. Поэтому мы спустились в каюту и поужинали сыром с рукколой. Дети пили актимель и ели вареную кукурузу.
После ужина читали книжки. Арина читала "Тихий Дон", Ульяна - "Войну и мир", Матвей - "Праздник непослушания", я - "Страну багровых туч", а наш папа работал на ноутбуке. Потом сыграли партию в руммикуб.
Часа два провели в каюте, а потом поднялись на 8-ю палубу (мы жили на 2-ой) - посмотреть, что творится снаружи. Вышли - и ахнули, там все переменилось - светило солнце, был восхитительный золотистый закат.
Посидели в интернете и в 23 часа отправились спать.
Пробег за день (от места ночевки до парома) - 205 км.
28 июня, 4-й день путешествия
Встали в 7:30 по будильнику, чтобы все успели помыться. Правда, потом оказалось, что в Швеции время на час отстает от московского и финского, так что у нас в запасе был лишний час.
На завтрак поели йогурты и хлопья с молоком, а потом поднялись на верхнюю палубу. Кроме нашего Тури, видели на пароме еще трех собак - одну маленькую и двух больших. Погода была прекрасная, солнечно и очень красиво.
Стокгольм окружен большим количеством шхер и островов, между которыми пролегает фарватер. Поэтому берега тут близко и путь интересный.
Тури с большим удовольствием смотрел в окно, и даже облаял некоторые катера, которые осмелились нас обогнать :) Администратор в ресторане умилялся и пару раз подходил его погладить.
Шикарные виллы по берегам
Подходим к Стокгольму
Военный корабль под американским флагом
И вот причал, к которому мы подходим. На этом месте пришлось покинуть палубу и отправиться в машину. В 11 утра (по Москве) или в 10 по местному времени паром причалил, точно по расписанию.
Когда мы двинулись к выезду и пол под нами загрохотал, Тури сильно перепугался. Выезжали мы, конечно, не первыми, т.к. висели под потолком. Сначала выгрузили фуры и автобусы, а потом уже нас с подвесной палубы, часть которой плавно наклонилась вместе со стоящими на ней машинами, и образовала пандус.
Съехав с парома, попыталась успеть его сфотографировать в окно, получилось только кусками.
Загрузка была через корму, а выгрузка - через откидной нос. Так же устроены и многие локальные паромы в Норвегии.
Вот такой огромный плавучий дом.
Старинный центр Стокгольма из окна машины.
Наверное, кто-то меня осудит, но у нас не было запланировано посещение Стокгольма и его осмотр, хотя архитектура этого города нам очень понравилась своей аккуратностью и своеобразным стилем.
Едва покинув порт, тут же попали в пробку. Довольно долго крутились по Стокгольму, в котором полно машин и всюду ремонтируют дороги и здания.
Мужу надо было срочно отправить кое-что по работе, поэтому нам пришлось искать интернет.
На выезде из города заехали в торговый центр (пришлось выяснять у местных, где таковой найти). Наконец, все проблемы решились - поели пиццу, отправили что надо, зашли в супермаркет и купили молочных продуктов и вкуснейшей копченой рыбы. Туалет в тц оказался платный, а у нас не было наличных шведских крон, поэтому поехали на заправку. Там сделали вывод, что шведы - люди открытые и не стеснительные, потому что замок на двери в wc не предусмотрен.
В 13:30 наконец-то покинули Стокгольм и поехали по трассе Е20 в Норвегию.
+23 градуса, солнечно.