Оглавление:
Валдай, финская граница | На пароме в Стокгольм | Первая ночь в Норвегии | Первый снег, первые водопады | Красивейшая стоянка у Хардангерфьорда | Два великолепных водопада | Стегастейн и Снежная дорога | Ледник Юстедальсбреен | Ставкирка в Урнесе | Гейрангер | Лестница Троллей | Пещера Троллькирка | Атлантическая дорога и Тронхейм | Северный олень | Потрогать ледник Свартисен | Водовороты Сальтстраумен | Лофотенские острова | Музей викингов Лофотр | На байдарке в Тролльфьорд | Лофотенский мост. Путь домой
У Лустрафьорда погода была явно лучше, а как только мы углубились в ущелье Юстедален - снова начался дождь. Мы долго ехали вдоль реки Юстедулы, искали место для ночлега, но везде были возделанные поля. Единственный кемпинг в этой долине нас не прельстил, как впрочем и все остальные норвежские кемпинги.
До ущелья Нигард дорога была довольно широкой. Там сделана парковка рядом с туристическим центром, и сам центр довольно занятной архитектуры. Мы остановились сфотографировать.
В глубине этого ущелья (впрочем, не очень глубокого) - ледник Нигардсбрин, который красиво спускается в виде $. Но в такую погоду его плохо видно.
Добраться до него можно, но это платно - платная дорога, платная переправа через озеро. К леднику (и на ледник) ходят группы с инструктором.
Впрочем, ходить по леднику опасно. В 2014 году двое туристов в этом месте погибли в результате раздавливания льдом.
После Нигарда дорога стала однополосной, видимо, сюда не очень много ездят. Но все съезды с асфальта перекрыты табличками "Privat zone" и "No camping". Но тут нам повезло: в одном месте навигатор ошибся и вывел нас с асфальта на грунтовку, которая затем сливается с основной дорогой. Тут мы и разбили лагерь, пусть снова под дождем, зато без мокрых кустов. Остановились в 21:44. Температура +9,5 градусов.
Готовить не было уже ни времени, ни сил. Поели бутербродов с сыром и рыбой, выпили чаю с кексом и уже в 23:30 все были в постелях.
Поход к леднику Austerdalsbreen стал самым ярким впечатлением дня, а может быть, и всей поездки. Этот сырой малоприятный день наполнился смыслом благодаря ему. Пусть было трудно, но победа над собой придает силы духу. Девочки тоже не в обиде - спокойно почитали.
Пробег за день - 87 км. Но куда важнее пеший километраж - 21,5 км.
2 июля, суббота. 8 день путешествия
Подъем в 8:40, идет мелкий дождик. На завтрак - гречка с молоком.
После завтрака распогодилось, даже выглянуло солнышко. Свернули маленькую палатку, развесили сушить белье - авось подсохнет, если опять не будет дождя. Мне удалось как следует отполоскать свою кофту и джинсы в ручье.
Большую палатку оставили, и в 10:15 выехали к озеру Стигеватнет, до которого оставалось всего 16 км.
Мы планировали надуть лодку и сплавать на другой конец озера к леднику, который спускается к самой воде и кусками отламывается, падая в озеро. Погода предвещала прекрасную байдарочную прогулку. Но когда мы добрались до конца ущелья и поднялись на дамбу, то прямо-таки застыли от удивления: все озеро оказалось подо льдом! Так что плавание на байдарке пришлось отменить.
Все ледники, которые мы видели за эти два дня, являются частями большого ледника Юстедалсбрин, самого большого в Европе - 487 кв.км. Он поддерживается высокими темпами снегопадов в регионе, а не холодными температурами.
Конечно, мы расстроились, потому что очень хотели подойти к леднику вплотную, потрогать его.
Вид с дамбы на ущелье
О том, какие снегопады бывают в этих местах, можно судить по фото ниже.
Температура на дамбе была +6,5 градусов, но из-за солнца ощущалось гораздо теплее.
Вернулись в лагерь, сложили палатку, и в 12:40 выехали. Раз не удался байдарочный поход, то поплывем на пароме в Урнес!
Внизу +15. Белье не просохло, кое-что развесили досушивать внутри машины, остальное ждет своей очереди в кузове.
Паром в Урнес ждали 10 минут. Паром совсем маленький, загрузили всего 4 машины, места еще максимум на две. Многие туристы едут пешком, чтобы посмотреть церковь.
Ширина Лустрафьорда в этом месте - 3 км. Идет дождь, пешим туристам не позавидуешь.
После переправы перекусили в машине "кружкой супа" (термос отлично держит кипяток) и хлебцами. За это время дождь перестал, и мы пошли осматривать ставкирку в Урнесе.
Семейный билет в Урнес стоит 220 крон, это 27$. Церковь маленькая, так и дышит стариной. Это одна из самых известных жемчужин норвежской архитектуры, объект всемирного наследия Юнеско. Отдельные части церкви относятся к XII веку.
Ставкирка в Урнесе — самая древняя из сохранившихся ставкирок, возведена приблизительно в 1130 году. С 1979 года включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь известна резными панелями, сохранившимися с 1050 года, демонстрирующими «урнесский», последний расцвет разновидности широко распространённого в Скандинавии в то время «звериного стиля».
Характерными особенностями этого стиля являются асимметричность и волнообразность орнамента. Не сразу можно уловить основной сюжет — существо, похожее не то на льва, не то на собаку, опутанное змеями на оленьих ногах. Существует много теорий относительно сюжета, который автор хотел изобразить урнесской резьбой. Возможно, как и на некоторых рунических камнях, на панели показана одна из битв «сумерек богов» — Рагнарёк, противостояние хтонического змея Ёрмунганда перевоплощённому богу грома и молнии Тору. Другая интерпретация горельефа также толкует его исходя из скандинавской мифологии. Некоторые видят в нём оленя, грызущего корни Мирового Дерева Иггдрасиль. Вероятно, наиболее близкая к истине гипотеза находит узнаваемый христианский символ в битве льва (христианства) со змеем (язычеством).
Википедия
Ставкирка в Урнесе знаменита своими удивительными деревянными резными панелями, изображающими битву льва (оленя?) со змеями. Тела змей причудливо переплетаются, так что они жалят не только льва, но и друг друга.
Черный цвет обусловлен пропиткой, предотвращающей гниение.
Вокруг церкви, как и везде в Норвегии, расположено кладбище. Мы обратили внимание на то, что среди жителей Урнеса распространена фамилия Урнес.
В 15:35, осмотрев церковь, двинулись к северу по берегу Лустрафьорда.
Через час по 55-ой дороге поднялись на плато Sognefjellet. Эта дорога тоже перекрыта в зимний период. Вдоль дороги попадаются четырехметровые столбы-вешки.
55-я дорога считается одной из туристических достопримечательностей, здесь проходит национальный туристический маршрут. Но сейчас погода скверная, льет дождь, и насладиться красотами в полной мере не получается.
Велотуристам я тоже отчаянно не завидовала. Это же на плато, где дождь, ветер и холод, из машины выйти противно...
Транспорта много (относительно других норвежских дорог), трасса двухполосная. Дождь все усиливается.
Много снега, красивый, суровый пейзаж.
Остановились на видовой площадке, но даже сфотографировать сложно: куда ни повернись, всюду пирамидки из камней. Ужасно раздражает и уродует пейзаж, как будто кто-то кучки наложил, и они так и лезут в объектив. Где могли, мы их сбивали. А тут просто, ничего не сфотографировав, поехали дальше.
Видимо поднялись еще выше, потому что снега стало очень много. И в одном месте увидели летний лыжный центр - там под дождем тренировались лыжники. Вот почему у норвежцев всегда столько медалей на Олимпиадах.
Температура воздуха +3 градуса.
Начался спуск с плато.
Остановились на видовой площадке, отсюда великолепный вид на долину и горы.
Сагасёйлен - 33-х метровый монумент, украшенный сценами из истории Новрегии и увенчанный фигурой первого короля Норвегии, Харальда Прекрасноволосого, верхом на коне. Он жил в 9-10 веке был первым, кто попытался объединить разрозненных и враждебных викингов (путем войны, разумеется). Именно при нем впервые возник топоним Норвегия, что означает "Северный путь".
Водопадов с десяток стекает с каждой горы. Все и всюду течет в этой стране - с неба и с гор. Сомневаюсь, что нас смогут удивить "7 сестер" в Гейрангерфьорде.
18:30 приехали в Лом, зашли в "Киви", купили поесть. Дождь то утихает, то начинается снова. Посмотрели снаружи на ставкирку в Ломе, внутрь не пошли.
Лом. На другом берегу реки Одды - забитый до отказа кемпинг.
Едем через долину Одды в направлении Гейрангера. То тут, то там попадаются кемпинги, настолько плотно заполненные кемперами и палатками, что пожалуй, мы такого еще нигде не наблюдали. Просто аншлаг!
В 20:30 остановились на ночлег у речки, метрах в 20 от дороги. В километре позади и в 800 метрах впереди - два больших, битком набитых кемпинга. А мы - сами по себе, наедине с природой. Красота!
Матвей немедленно начал строить замок из камней.
Ужинали с видом на горы, речку, сосны и водопад, и жалели тех бедняг, что сидят в кемпинге на головах друг у друга, да еще и за деньги.
На ужин были рыбные котлеты, макароны, руккола и сыр.
Мытье посуды после ужина.
И никаких насекомых нет на этой стоянке! До чего же хорошо!
В 23:30 все уже разошлись по палаткам, почитать на ночь, а Матвей уснул даже раньше.
Пробег за день - 232 км.