Особым детям в период карантина и изоляции приходится особенно трудно. С большим трудом достигнутые успехи в развитии могут сойти на нет из-за вынужденной паузы в занятиях и смены условий работы. О том, как работают коррекционные центры на фоне ситуации с коронавирусом, рассказала Материнству Дарья Бережная, директор Центра лечебной педагогики «Особое детство».
Работа с особыми детьми по скайпу
Когда все вокруг стали уходить на карантин, самый частый вопрос к нам был: «Ну, вы уже закрылись?» Многие удивлялись и реагировали скептически, услышав, что мы решили перейти на дистанционное обучение. И действительно, еще пару недель назад было невозможно представить, что дети, с которыми мы работаем в Центре лечебной педагогики – дети с аутизмом, синдромом Дауна, тяжелыми и множественными нарушениями развития – будут заниматься с дефектологами и психологами «по компьютеру».
Эти и многие другие задачи казались нереальными. Но мы решили, что не можем прекращать занятия. Нельзя бросать на полпути то, что ребенок с нашей помощью осваивал месяцами, и оставлять семью справляться со всем в одиночку.
В том, что дистанционные занятия в ЦЛП сейчас идут, и вполне успешно, есть огромная заслуга родителей. Многие из наших семей оказались не готовы к удаленным занятиям. Но многие решились попробовать и пока об этом не жалеют.
Всю прошлую неделю наши педагоги готовили планы онлайн-уроков, разбирали по домам игрушки и оборудование. В одной из групп детям раздали персональные рюкзаки с их фотографиями. В каждом – набор игрушек, пособий, символьных карточек, предметных подсказок для конкретного ребенка. Раньше он ходил с таким рюкзаком в группу, а теперь пользуется им дома, и такое подкрепление помогает лучше включаться в занятие.
Перестройка на дистанционную работу для нас – экстремальный процесс. Приходится преодолевать технические трудности, на ходу придумывать и тестировать педагогические приемы. Сейчас наши детские группы каждый день пробуют новое: кто-то учится задувать свечку по скайпу, кто-то – поднимать табличку с нужным словом. Интегративный детский сад ЦЛП на днях мастерил бумажные маски «для отпугивания коронавируса», интегративный музыкальный ансамбль привез домой всем участникам инструменты и начал репетировать онлайн, а у арт-терапевтов и керамистов на удивление успешно идут занятия рисованием и лепкой.
Их даже технические трудности не останавливают. Например, на первом онлайн-уроке педагог Женя из-за проблем со связью не могла видеть ученика, а только слышала его. И Андрей, большой парень с аутизмом, благополучно слепил пластилинового слона, следуя ее инструкциям.
Пластилиновый слон
Теперь мы проводим дистанционно индивидуальные и групповые занятия, консультации, родительские группы, первичные приемы. Наши волонтерские программы также продолжаются: добровольцы общаются с детьми и взрослыми в интернатах по скайпу, рассказывают что-то, поют, рисуют и даже занимаются физкультурой. Недавно одна из наших координаторов-волонтеров провела урок зоологии для ребят из подмосковного детского дома-интерната: рассказывала о своей кошке и морской свинке, показывала по видеосвязи, как они едят травку. Народ был в полном восторге!
Волонтеры снимают для «своих» видеоприветствия и получают старательно записанные ответы. Это помогает сохранить связь. Люди, живущие в интернате, понимают, что друзья не исчезли, не бросили их в одночасье, что изоляция когда-нибудь закончится.
Мы всегда мечтали проводить больше вебинаров и видеоконференций, но как-то руки не доходили нормально наладить систему дистанционного обучения, и мы сосредотачивались в основном на очных семинарах и тренингах. Но теперь выбора не осталось, приходится быстро осваивать технологии и платформы для онлайн-обучения. Несколько дней назад при поддержке центра «Благосфера» мы провели вебинар по взаимодействию с семьей особого ребенка. Это должен был быть один из еженедельных очных семинаров, и мы ожидали, что в нем, как обычно, поучаствует 15-20 человек. Из-за карантина формат пришлось сменить, и вебинар в прямом эфире посмотрели больше 400 специалистов и студентов! Запрос на обмен опытом, консультации, методическую и психологическую поддержку сейчас очень большой.
Огромную часть из того, что мы делаем, мы делаем бесплатно – благодаря помощи благотворителей. Но, как и у всех коллег из некоммерческого сектора, с финансированием сейчас возникают проблемы, и, судя по всему, они будут только нарастать.
Мы остаемся на связи со всеми, кто поддерживает работу ЦЛП. Многие грантодатели подтвердили, что лояльно отнесутся к изменениям в наших программах. Но несколько компаний уже предупредили, что не смогут продолжать финансировать наши проекты после их окончания. Идут на спад и частные пожертвования. В целом прогноз, конечно, не слишком оптимистичный. Государство предусмотрело меры поддержки бизнеса на период кризиса, но о поддержке некоммерческих организаций, к сожалению, говорят сейчас мало. И если сейчас НКО придется выживать в одиночку, это поставит под удар всё лучшее, что десятилетиями делалось в нашей стране для людей в трудной жизненной ситуации.
Мы все сейчас начинаем чувствовать, как тяжело жить в социальной изоляции. Но тысячи людей рядом с нами – дети и взрослые с нарушениями развития, их семьи – годами живут почти так же. И в такие времена, как сейчас, им особенно нужна наша помощь.