Здоровый ребенок является активным и делает то, что ему хочется. Задача родителей – определить для ребенка границы дозволенного поведения – что ребенку делать можно, а что нельзя. Для родителей это дополнительная непростая работа, особенно, когда у них самих границы нарушены.

Гораздо проще иметь дело с послушным ребенком, он требует меньше внимания. Когда родители культивируют в ребенке послушание, ему невозможно чувствовать себя «живым» ребенком. Такие «детские» качества, как активность, любознательность, спонтанность, естественность запрещены.

Еще одна причина «послушности» - страх проявлять чувства. Если ребенок не видит примера от взрослых, как можно быть в контакте со своими чувствами, как можно их проявлять без «разрушения» себя и другого, он просто запрещает себе чувствовать.

Привычка быть послушным остается на всю жизнь. Даже став взрослым, человек с установкой на послушание, боится рисковать, делать самостоятельные шаги, он постоянно ждет одобрения от окружающих.
Выросшего «послушного» ребенка раздражают те, кто ведет себя раскованно. Он видит в них свою отторгнутую часть. При этом, чаще не понимает, что завидует тем, кому позволено быть активными и делать то, что хочется.
Непризнанные и непрожитые чувства подавляются, но, напоминают о себе постоянным ощущением дискомфорта, тревогой. На этом фоне часто возникают зависимости, например, алкоголизм или наркомания.

Пример из практики.

Лере всего шестнадцать лет. Это стройная симпатичная девушка. Мама отправила Леру на терапию, потому что заметила, что дочка «курит травку».
На первой встрече Лера вела себя как «оловянный солдатик». Сидела в кресле очень прямо, не шелохнувшись, и смотрела в одну точку. На все вопросы она давала «правильные» ответы «очень хорошей девочки». «Оживала» Лера только тогда, когда начинала рисовать. Постепенно рисунки помогли выстроить хрупкий контакт между нами.

Однажды Лера рассказала, что ее не устраивают отношения с шестилетней сестрой Владой.

- Влада огрызается, кричит на родителей. Когда я делаю ей замечания, отвечает: «Ты тут не главная».

- Что ты чувствуешь при этом?

- Ничего, я спокойна. Я просто хочу, чтобы она вела себя хорошо.

- Как мама реагирует на поведение Влады?

- Никак. Она продолжает заниматься своими делами. Она вообще очень многое позволяет моей сестре, что никогда бы не позволила мне.

- А папа как реагирует на поведение Влады?

- Он вообще ни во что не вмешивается.

- И тогда ты решаешь, что это ты ответственна за воспитание сестры?

- Конечно, кто же еще? Я вожу ее в детский сад, забираю из сада, гуляю, играю с ней. Мы живем в одной комнате. Но, когда она шумит, мешая мне делать уроки, я не могу ничего сделать с этим.

- Нарисуй ваши отношения с сестрой.

- Я вижу, что Влада на рисунке смеется. Что ее так радует?

- Ее радует то, что ей все позволено.

- У тебя нет ни рук, ни туловища ниже талии, как будто ты не можешь ни сдвинуться, ни сделать что-то.

- Так и есть. Я ничего не могу.

- При этом ты говоришь, что ты спокойна.

- Так и есть. Спокойна.

Порой рисунки говорят о человеке больше, чем он сам.

- Что с глазом девушки? Я вижу темное пятно вместо глаза.

- Это у меня просто рука дрогнула, когда я рисовала.

- Если бы ты была зрителем, а не автором рисунка, как бы объяснила это темное пятно?

- Я бы подумала, что глаз у нее заплыл кровью от ГНЕВА.

- Что произойдет, если она признает этот гнев?

- Она разнесет все вокруг, но, так как у нее нет ни рук, ни ног, боюсь, что ее просто РАЗОРВЕТ от гнева.

- Гнев можно выражать только физическими действиями?

- Да. Можно еще орать и обзываться. Неизвестно, что хуже. Оба способа мне не подходят. Поэтому я контролирую себя. Я спокойна.

Пока в мире Леры это так. Можно драться, повышать голос и говорить обидные слова. Это все. По-другому не бывает. Она видела физическую и вербальную агрессию между отцом и мамой. Ей известен детский страх, когда родители «воюют» между собой, а ребенок не знает, «куда ему деться». Мои слова о том, как можно выражать злость по-другому, пока просто набор звуков для Леры – «белый шум».

До поры до времени мы просто не слышим то, что НЕ ГОТОВЫ услышать. Так устроена наша психика, так работают психологические защиты.

- Нарисуй себя в детстве.

- Какая она – маленькая Лера?

- Хорошая, спокойная.

- Что она хочет?

- Поскорее вырасти.

- Что хорошего во взрослом возрасте?

- Больше свободы.

- Что большая Лера чувствует к маленькой?

- Она – молодец, послушная девочка. Мама часто рассказывает, как ей завидовали подруги, потому что я росла послушным ребенком.

Послушный ребенок – это ребенок, удобный для матери. Он требует минимум внимания, ему не нужно ставить границы, не нужно объяснять, что плохо, а что хорошо. Чтобы угодить маме, маленькая девочка отказалась от своей спонтанности, превратилась в «оловянного солдатика». Ребенок готов сделать что угодно, лишь бы угодить родителям. Он экспериментирует. «А что будет, если я буду ТАКИМ, мама будет меня любить?»

«А таким?»

«А если таким?»

При каждой новой попытке угодить родителям, ребенок отказывается от части себя. Это плата за то, чтобы быть любимым. Постепенно у него уже не остается состояния детской искренности, непосредственности, доверия к миру. Вместо этого появляется КОНТРОЛЬ и привычка все критиковать.

И вот уже Лера заменяет маму в воспитании Влады, чтобы маме было легче, чтобы она наконец, заметила, какая у нее хорошая дочка и полюбила ее.

- Что могли бы делать маленькая Лера вместе с маленькой Владой?

- Они поиграли бы в куклы. Затем Влада начинает бегать, а Лера сидит на месте.

- Большая Лера может разрешить маленькой бегать, шалить, кричать?

- Да, только она мне не верит.

- Что ей поможет поверить?

- Мое взрослое состояние. Уверенность в своих словах.

- Что мешает тебе почувствовать себя взрослой?

- У меня мало опыта. Я только учусь говорить о своих желаниях, мне трудно понимать свои чувства. Мне нужно время.

- Я слышу тебя сейчас как взрослого человека, который понимает свои ограничения. И постепенно убирает их. И вижу, что ты действительно взрослеешь.

- Сейчас мне хочется добавить маленькой Лере украшения в волосы и улыбку. У нее появилась надежда на помощь взрослой Леры.


- Что сейчас маленькая Лера чувствует?

- Ей грустно и одновременно стало гораздо спокойнее, она почувствовала, что ее тоже любят. Ее любит взрослая Лера.

Девушка все еще по-детски ждет одобрения от мамы, конкурирует с сестрой. Однако, за время терапии Лера покурила только один раз - когда получила итоговую тройку по математике: «Как я об этом маме скажу. Она расстроится». В ней опять заговорила «послушная девочка».

Когда Лера понимает ценность своего «внутреннего ребенка» – себя маленькой – и учится заботиться о нем, потребность во внешней поддержке и одобрении уменьшается.

Когда она разрешает своему «внутреннему ребенку» вести себя согласно возрасту, то есть – бегать, прыгать и играть, исчезает гнев и зависть к сестре, которой это разрешено. Теперь они «на равных».

Когда Лера признает свои чувства: гнев, печаль, страх и другие, они уменьшаются. Спадает напряжение. И ей уже не нужно прибегать к помощи «травки».