Вчера мы рассказывали о виртуальном материнстве и о правилах безопасного поведения родителей в соцсетях. Сегодня речь пойдет о детях и подростках. Виртуальный мир развивается с бешеной скоростью и поглощает детей все раньше. Мы не всегда успеваем выработать нормы поведения и механизмы защиты от новых рисков.
Подростковый возраст – период превращения ребенка во взрослого. Это трудное время: прежняя роль ребенка уже тесна, а к новой, взрослой, он еще не готов. Отсюда переживания, кризисы, конфликты – и с родителями, и с ровесниками. Как подростки справляются с переживаниями, куда обращаются за помощью? Кто-то ищет поддержки у друзей, кто-то звонит на телефон доверия, кто-то находит единомышленников в сетевых группах. Даже если внешне подростковый период проходит довольно гладко, под маской равнодушия могут бушевать нешуточные страсти. А у некоторых ребят возникают серьезные кризисы, вплоть до суицидальных мыслей. Накануне Дня защиты детей специалисты по работе с молодежью на онлайн пресс-конференции в ТАСС обсудили особенности помощи подросткам в кризисной ситуации.
Семейного насилия не стало больше
Детскому телефону доверия уже десять лет. Более тысячи психологов принимают звонки на условиях полной анонимности. Задача специалиста – вместе со звонящим проанализировать ситуацию, выявить ее причины, подсказать алгоритмы выхода из создавшегося положения, мотивировать человека на то, чтобы он самостоятельно постарался решить проблему. Обращаются за помощью не только дети, но и родители, школьные учителя и другие специалисты, работающие с детьми. Номер детского телефона доверия 8-800-2000-122 (звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный).
В начале карантина СМИ активно прогнозировали рост домашнего насилия (обеспокоенность в этом направлении официально высказывала ВОЗ), как результат длительного нахождения членов семьи в тесном пространстве квартиры. Как ни странно, этого не случилось: специалисты не зафиксировали роста числа обращений по поводу домашнего насилия и жестокого обращения с детьми. По словам руководителя психологической интернет-службы Детского телефона доверия Светланы Шевченко, в семьях действительно увеличилось число конфликтов и споров, но в то же самое время в целом отношения стали лучше. Это связано с тем, что семьи проводили больше времени вместе и старались решать возникающие конфликты, изменилось качество общения. Светлана Шевченко отметила уникальный момент: было много зрелых звонков, люди говорили, что работают над отношениями.
На фоне пандемии можно было бы ожидать тревоги и даже паники из-за риска заболеть и умереть, однако число таких обращений на деле оказалось незначительным. Фокус был на последствиях депривации, а не на страхе заражения. Более 90% звонков было посвящено вечным темам, прежде всего проблемам дружбы и любви. Многие подростки жаловались на апатию, скуку, прокрастинацию, неспособность заставить себя что-либо делать.
Много было сложностей с организацией удаленного обучения, возникали конфликты между родителями и школой, дети с трудом входили в формат учебы под пристальным контролем родителей. Но, несмотря на стресс и издержки дистанционной учебы, у многих детей повысилась успеваемость. Звонили и учителя: появились жалобы на пранки в ходе дистанта и увеличение интернет-агрессии, проблемы взаимодействия с учениками на удаленке.
Дистанционное обучение создало огромный стресс и для родителей. Они звонили на телефон доверия и жаловались, что больше не могут, что они себе не принадлежат, не знают, как распределить все процессы в течение дня, рушится привычная жизнь, в том числе работа. Люди просто не выдерживали, срывались, выходили из себя. Психологи помогали справляться с эмоциональными взрывами, находить новые ресурсы.
В целом количество звонков от подростков на телефон доверия снизилось, хотя и незначительно. Скорее всего, это связано уменьшением личного пространства в условиях карантина: дети боятся звонить, потому что родители могут их услышать. Некоторые по этой же причине посреди разговора сбрасывали звонок. Тут есть и положительный момент: снизилось количество шуток и розыгрышей по телефону. Зато число онлайн-обращений и онлайн-консультаций выросло более чем вдвое.
Методы работы с интернет-агрессией не разработаны
«Психологи имеют обширные наработки в области оказания помощи подросткам в кризисной ситуации, а вот проблемы жестокого обращения в киберпространстве не описаны и не выявлены, очень мало разработаны специалистами. Нам еще только предстоит научиться помогать подросткам в таких ситуациях», - отмечает руководитель Службы психологической помощи подросткам и молодежи «Твоя территория. Онлайн» Екатерина Федорова.
В отличие от Детского телефона доверия, служба «Твоя территория. Онлайн» работает только в электронном и письменном формате. Служба существует уже шесть лет, обращения поступают из всех городов и регионов, преимущественно из мегаполисов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других.
У детей в соцсетях очень высокий уровень доверия, в результате чего они порой вступают в нежелательный контакт, не осознавая степень опасности. Некто строит отношения с ребенком в социальной сети, для того чтобы в дальнейшем использовать его в своих целях – физической встречи, сексуального насилия. Про такие ситуации мало знают родители, в них часто попадают дети младшего школьного возраста, которые еще не оценивают риск такого контакта, не понимают, что это за «друг». Ребенок может быть в таких отношениях уже год-полтора, а родители даже ни о чем не подозревают. Это сложная ситуация, с которой надо работать нескольким службам, тут мало только помощи психолога. Такие контакты подчас приводят в дальнейшем к суицидальным настроениям, которые в принципе не свойственны детям младшего школьного возраста.
Виртуальная реальность. Photo by Lucrezia Carnelos on Unsplash
В наши дни первое общение с социальными сетями начинается с двух лет (youtube – тоже социальная сеть). Мать дает ребенку телефон, чтобы освободить себе время. Это та реальность, которую мы имеем сейчас, и с этим необходимо считаться.
Деструктивные группы создаются не спонтанно
Манипулирование детским сознанием – очень опасная тенденция, считает руководитель Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды Денис Заварзин. Он перечислил основные угрозы, с которыми сталкиваются дети и подростки в виртуальном мире:
- Распространение негативного контента, оказывающего влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, поведенческие ориентиры, отход от норм морали.
- Виртуальная травля в личных сообщениях, приватных чатах, закрытых группах. Такие группы очень сложно выявлять, потому что все происходит скрыто. Тем не менее, с начала года было заблокировано 53 деструктивных группы.
- Мошенничество – вымогатели требуют деньги за то, чтобы убрать какие-то компрометирующие фото.
По данным Дениса Заварзина, группы, подобные «Синим китам», появляются и сейчас, просто они выпали из фокуса СМИ. Трудно сказать, есть ли у них единый центр, но эти группы создаются не спонтанно. Они следуют маркетингновым принципам и осознанно модерируются. Организаторы знают, что самореализация – одна из важнейших жизненных целей человека, и играют на желании подростка быть востребованным. Дети уходят в деструктивные сообщества потому, что чувствуют оторванность, недостаток общения, а потом не могут выйти из них, потому что трудно бросить то, во что вложил немало эмоциональных ресурсов.
Важно иметь доверительные отношения с ребенком, но это не значит тайком проверять его телефон и компьютер. Доверие – это когда он сам к вам придет и все расскажет. Такие отношения надо сформировать еще в детстве и постараться их не потерять, когда ребенок достигнет подросткового возраста. Если этого нет – нужно дать ему телефон психологов, с которыми он может поговорить о своих проблемах.
Согласно опросам, 50% жителей страны считает, что деструктивный контент распространяется через социальные сети, но мало кто даже из взрослых знает, куда надо обращаться, столкнувшись с ним. Существует реестр Роскомнадзора, куда можно написать – в кратчайшие сроки обращение будет рассмотрено и ресурс будет заблокирован.
Люди в интернете не чувствуют ответственности
«Интернет-агрессия подпитывается анонимностью и безнаказанностью», – считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. – «Необходимо ввести законодательную ответственность для организаторов таких групп, только блокировать – мало».
В России с 2017 года обсуждается законопроект о саморегулировании соцсетей, согласно которому администрация соцсетей должна оперативно (в течение суток) удалять информацию, «которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. Кроме того, соцсетям придется удалять информацию, распространение которой административно и уголовно наказуемо, а также информацию недостоверную и порочащую честь, достоинство и репутацию. Аналогичный закон уже несколько лет действует в Германии, причем за его нарушение предусмотрены штрафы до 50 млн евро. Остается непонятным, каким образом администраторы соцсетей должны в течение суток определить достоверность и противоправность информации. В действительности это означает удаление любой критической информации под страхом драконовских штрафов, то есть фактическую утрату свободы слова. И речь вовсе не о политике – на деле пользователь не сможет оставить негативный отзыв о грубом враче, недобросовестной службе доставки или некачественном товаре, потому что все это можно назвать недостоверной и порочащей честь, достоинство и репутацию информацией.
Кроме того, Александр Малькевич выступает за деанонимизацию пользователей соцсетей, чтобы каждый чувствовал ответственность за свои действия и организаторы преступных сообществ не могли укрыться от наказания. Однако Малькевич не уточнил, как деанонимизация скажется миллионах порядочных пользователей, которые потеряют анонимность и станут легкой добычей для разного рода мошенников.
Граница между реальным и виртуальным миром все больше стирается
«Людям часто кажется, что виртуальный мир – не настоящий, что он исчезает с выключением телефона или компьютера. Но это не так, граница все больше стирается. Агрессия между детьми часто переходит из реального мира в виртуальный и обратно, чаще всего в нее вовлечены ученики одной школы», - рассказывает руководитель проекта "Страна троллей или нет", научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Александра Бочавер.- «Умение пользоваться настройками, осознанная позиция пользователя – это важные навыки, необходимые современным детям. Дети и подростки – молодые пользователи, им надо много чему учиться. Дети должны понимать, что то, что они делают и что с ними делают – все это имеет свои последствия».
Из свидетеля травли очень легко стать соучастником
Подросток, устраивающий травлю своего одноклассника, завтра сам может подвергнуться травле. И наоборот, тот, кто был жертвой, потом легко может сделать агрессором. Травлю чаще всего устраивают дети неуверенные, имеющие какую-то психоэмоциональную травму – таким способом они пытаются самоутвердиться.
Что делать тому, кто стал свидетелем травли в интернете? Прежде всего, не быть сторонним наблюдателем, препятствовать кибербуллингу. Вот список из десяти рекомендаций, опубликованных Александрой Бочавер в издании Сноб (оригинал взят Hinduja, S. & Patchin, J. W. (2018). Standing up to Cyberbullying: Top Ten Tips for Teens. Cyberbullying Research Center)
1. Сообщи в школу. Если человек, подвергающийся кибербуллингу — это кто-то из твоей школы, сообщи об этом в свою школу.
2. Собери доказательства. Сделай снимок экрана, сохрани изображение или сообщение или сделай запись того, что происходит на экране. Взрослым легче помочь пострадавшему при наличии доказательств того, что было написано или сделано.
3. Сообщи на сайт/ в приложение/ в игру. Все авторитетные онлайн-площадки запрещают кибербуллинг и предоставляют простые инструменты для сообщения о нарушениях. Не стесняйся сообщать об этом.
4. Поговори со взрослым, которому доверяешь. Обратись ко взрослым, которым ты можешь доверять и на чью помощь рассчитывать, когда ты (или твой друг) испытываете сложности в сетевом общении. Это может быть родитель, учитель, консультант, тренер или друг семьи.
5. Прояви заботу. Покажи человеку, подвергающемуся кибербуллингу, что он не одинок. Отправь ему ободряющий текст или картинку. Отведи его в сторону в школе и дай знать, что ты на его стороне.
6. Действуй сообща. Собери своих друзей и вместе с ними организуй полноценное «позитивное давление». Разместите добрые комментарии на стене или под фотографией, которую опубликовал тот, кто стал жертвой кибербуллинга. Поддерживай других в том, чтобы они помогали сообщить о травле и наносимом вреде. Вместе вы сильнее.
7. Скажи им, чтобы они остановились. Если ты знаешь человека, который занимается кибербуллингом, скажи ему, чтобы он прекратил это делать. Объясни, что быть троллем не круто. Скажи что-нибудь. Молчание означает, что такое поведение нормально.
8. Не поощряй это. Если ты видишь, что кто-то травит других в Сети, ни в коем случае не поддерживай его. Не пересылай сообщения, не добавляй смайлики и лайки к комментариям, не сплетничай об этом с друзьями и не стой в стороне.
9. Оставайся в безопасности. Не подвергай себя опасности. Когда эмоции зашкаливают, останови себя и не публикуй того, что может обострить ситуацию. Не зависай на интернет-площадках, где принято жестокое обращение друг с другом. Никогда не угрожай другим физически.
10. Не сдавайся. Подумай, как остановить кибербуллинг творчески. Можно организовать мозговой штурм с друзьями и использовать все ваши таланты, чтобы сделать что-то действительно выдающееся.
Если действия агрессора остаются безнаказанными (хотя бы морально) – это показывает другим, что так делать можно. Если вы родитель и читаете эту статью, расскажите о ней своему подростку или дайте прочитать. Если не знаете, с чего начать разговор – посмотрите вместе фильм про кибербуллинг, коих сейчас немало – на чужих ошибках всегда легче проанализировать ситуацию.
«Если подросток лет 15-16 отказывается соблюдать правила ответственного поведения в соцсетях, можно пойти на крайнюю меру – создать вместе с ним фейковый аккаунт в соцсети, полностью открытый, начать выкладывать в него выдуманную личную информацию и посмотреть, что будет происходить», - рассказывает Светлана Шевченко. – «Это совет не для всех, но некоторым подросткам такой способ помог увидеть реальные опасности и все понять».