Играя, ребенок познает системы отношений  между людьми, проявляет свои потребности и переживания, выражает себя, фантазирует. Дети часто идентифицируют себя с игрушкой или персонажем с экрана. При этом самые  любимые и запоминающиеся персонажи часто неидеальные и странные. Психотерапевт Раиса Апухтина по просьбе онлайн-кинотеатра IVI разберет известных необычных героев и расскажет, почему они так привлекательны для детей. 

Милых сердцу “странных” героев можно условно разделить на три типа в зависимости от того, чем именно они привлекают зрителя.

 “Симатичный инопланетянин”

Этот тип героев создается специально, чтобы быть не похожими на реальных земных существ, но максимально милыми, трогательными и уязвимыми. У них обычно большие глаза и уши, что делает их более симпатичными и похожими на малышей. Эти существа смотрят на мир наивным неиспорченным взглядом и напоминают детей. Именно поэтому у взрослых они вызывают желание опекать, а дети ассоциируют с этими героями себя. 

Классический пример такого персонажа из советской анимации — Чебурашка. В отличие от своего взрослого и более “реалистичного” друга крокодила Гены, Чебурашка маленький и нуждается в защите. Однако несмотря на свою наивность, он ответственный, честный и любознательный. 

Чебурашка

Другой характерный герой такого типа — Лунтик. Он буквально “свалился с Луны” на Землю сразу после рождения. Не похожий на обычных животных инопланетянин знакомится и заводит дружбу с разными земными существами. Он не только изучает природу, но и учится общению и правильным ценностям. 

Менее очевидный пример такого типа — робот Валл-и из одноименного мультфильма.  расшифровывается как Вселенский Аннигилятор Ларшафтный. Легкий, Интеллектуальный.  Редкий случай, когда героем мультфильма становится внешне не похожий на человека робот. Впрочем, поведение его вполне человеческое: у него есть уютно обустроенный дом, чередование  работы и отдыха и даже питомец-таракан. Валл-и любит смотреть фильм "Хелло, Долли" и слушать музыку. Так он обучается эмоциями, чувствам и поведению. У него, как ни странно, тоже много общего с предыдущими "живыми" героями: он небольшой, в его наивности и жажде познания угадывается детскость. У него даже есть большие механические глаза, которые добавляют очарования. Ему не чужды такие качества как трудолюбие, преданность, наивность и доброта.

Комический персонаж

Комедия,  как правило, требует от персонажа определенной странности в поведении или внешности. Часто смешные герои практически безмолвны и заставляют зрителя смеяться при помощи физической комедии и клоунады — как, например, Белка из “Ледникового периода и миньоны из “Гадкого я”. У них гипертрофированные черты внешности и мимики, которые позволяют без слов выражать как можно больше.

 Но бывают, напротив, и излишне болтливые комедийные персонажи, такие как Осел из “Шрека”. Эти герои обычно сопровождают протагониста и исполняют роль шута, который благодаря своему маргинальному статусу может озвучивать то, что другим сказать не позволят социальные ограничения. Сценарист Скотт Седита в книге "8 комедийных характеров" относит таких персонажей к типу “дуралей”. Этот тип гиперактивен и всегда воодушевлен, склонен к баловству. Персонаж-дуралей тоже мыслит как ребенок, все воспринимает серьезно и говорит только то, что думает. Именно поэтому такие герои запоминаются и западают в сердце. 

“Душевный эксцентрик”

Третий тип героев ведет аутсайдерский образ жизни и часто придерживается социально неприемлемых ценностей.  К примеру, огр Шрек живет на болоте, питается крысами, слизняками и глазными яблоками и сторонится общества. Он пользуется своей пугающей внешностью, чтобы устрашать людей, но при этом он почти не применяет к ним насилие. Постепенно зритель узнает, что Шрек не лишен эмпатии и даже мудрости, а его суровость — защитный механизм. Более того, огр оказывается более честным и человечным, чем представители рафинированного высокого общества. Таким образом, внешняя странность оказывается вместилищем доброй души.

Другой пример такого типа — Семейка Аддамс. У них тоже необычная и даже отпугивающая внешность, ценности и взгляды, будто вывернутые наизнанку, опасные развлечения — все не такое, как у других. 

Но Аддамсы не только не чувствуют своей инаковости, они ею гордятся. Им её грозят страхи и опасности, которые могут навредить другим людям. Семейка Аддамс - символ приручения страхов и всего необычного и пугающего. Однако если посмотреть на то, как взаимодействуют между собой персонажи, можно увидеть, что у них благополучные и функциональные семейные отношения, построенные на любви и взаимном уважении. Они сильно контрастируют со сказками про принцесс, где романтизируются токсичные отношения и нездоровые паттерны поведения. 

Такие эксцентричные персонажи учат нас ценить внутреннее больше внешнего и отделять значимое от поверхностного.