В Сеул мы прилетели на закате, и по городу ехали уже в темноте. Первое впечатление от светящихся окон многоэтажек: совсем как в Москве. 

При свете дня оказалось, что застройка спальных районов Сеула действительно похожа на московские окраины. Архитектура довольно невзрачная, можно сказать, скучная (в Москве интереснее). Но что меня покорило в Сеуле – это организация дворовых и уличных пространств.

Застройка Сеула во многом напоминает Москву Застройка Сеула во многом напоминает Москву

Комфорт городской среды – сложная и многогранная тема, которой занимается наука урбанистика. Даже не специалисту заметно, что города с течением времени сильно меняются. В 19 веке города были застроены довольно плотно и зачастую хаотично, люди перемещались по ним пешком или в экипажах, а точки притяжения находились недалеко друг от друга. В 20 веке городами завладели автомобили, и градостроители принялись расширять улицы и прокладывать широкие проспекты. Люди стали ежедневно преодолевать значительные расстояния между домом и местом работы или учебы.

В начале 21 века стало понятно, что чем более широкие автомобильные развязки мы строим, тем больше в городе автомобилей. Пробки не становятся меньше, жизнь в городе превращается в мучение. И тогда урбанисты занялись проблемой возвращения городам человеческого масштаба и приспособления их для пешеходных активностей.

Наглядный пример изменения городской среды вокруг бывших городских ворот Сеула:

В 1900-х ворота возвышаются над плотной одноэтажной застройкой.

В 1970-х этот кусочек старины окружен широкополосной магистралью, затрудняющей доступ к памятнику.

В 2024 ворота стоят посреди обширной природно-пешеходной зоны.

Я уже рассказывала о высококлассной организации городских пространств в Дубае. Сеул тоже представляет прекрасные образцы комфортных для человека решений. Расскажу о некоторых подробнее.

Надземный переход у железнодорожного вокзала

Помните пешеходные переходы над железнодорожными путями в российских городах? Обычно это чисто утилитарное сооружение со ржавыми ограждениями и полуразбитыми ступенями, переполненное людьми и недоступное для маломобильных. А в Сеуле придумали построить пешеходный мост, по которому хочется гулять. Функционально он соединяет два района, разделенные железнодорожными путями, но создатели превратили его в привлекательный объект городской инфраструктуры.

Пешеходный переход у железнодорожного вокзала в Сеуле

Перечислим основные элементы, благодаря которым удалось этого достичь:

  • Вход на мост пологий, доступный маломобильным людям (к этой группе относятся не только инвалиды-колясочники, но и пожилые, беременные, родители с детскими колясками).
  • Ограждения моста выполнены из прочного стекла, позволяющего наблюдать окружающий городской пейзаж. При этом они достаточно высокие, чтобы защищать от шума и ветра, а также от случайного или намеренного падения на пути (проблема суицидов в Корее не на последнем месте).
  • Ширина моста выбрана таким образом, чтобы обеспечить, помимо прохода пешеходов, размещение клумб с растениями.
  • Растения расставлены группами на протяжении всего моста, длина которого около километра. Это цветы, кусты и небольшие деревья, которые к тому же снабжены этикетками с латинскими и корейскими названиями, и штрихкодом – для желающих получить более подробную информацию. В коллекции есть даже водяные растения. Получился своего рода мини-ботанический сад.
  • Конечно, есть и скамейки для отдыха, и места для детских активностей.

Мини-ботанический сад на пешеходном мосту над железнодорожными путями

Цветущие вишни в кадках

Табличка с латинским названием растения

Цветами хочется любоваться и фотографировать

Фактически, удалось сформировать дополнительную пешеходную улицу, приятную и безопасную, изолирующую людей от транспортных потоков. Вместо ожидания сигнала светофора горожане любуются цветущими магнолиями.

Эту многополосную проезжую часть перед железнодорожным вокзалом позволяет комфортно преодолеть надземный переход.

Цветущие магнолии

В некоторых местах видны следы росписей на полу перехода (к сожалению, стершихся)

Пологий спуск с перехода

Активности для детей: поиграть на фортепьяно

Деревянные лавочки для отдыха

Водяные растения, к сожалению, в данный момент чувствуют себя не очень хорошо

Зато сосны очень живописны

Ручей Чхонгечхон

Ручей Чхонгечхон протекает в центре Сеула и является местной достопримечательностью, объектом притяжения для туристов. Но так было не всегда.

С 14 века до 1910-х годов прачки стирали белье по его берегам, пока их дети играли поблизости. С начала 1900-х годов до окончания корейской войны здесь селились крестьяне, приезжавшие в Сеул в поисках заработка, и берега обрастали трущобами. К 1953 году ручей стал настолько грязным, что его заключили в бетонный коллектор, а еще спустя 20 лет поверх построили автомобильную магистраль.

Казалось бы, на этом корейцы должны были забыть про Чхонгечхон, как москвичи забыли про Неглинку. Но в Сеуле случилось иначе. После широкой общественной дискуссии правительство приняло решение восстановить ручей в качестве человеко-ориентированной, экологичной урбанистической зоны, что и было осуществлено к 2005 году.

Исток ручья Чхонгечхон

Исток ручья символически обозначен перевернутой раковиной причудливой формы. Журчащими каскадами вода стекает к очищенному руслу. У воды приятно посидеть и прогуляться, на многие километры протянулись пешеходные дорожки. Тут создано особое, камерное пространство, отделенное от шума города, живущего своей жизнью наверху.

Набережные оформлены разнообразно

Пространство вдоль ручья отгорожено от городской суеты понижением уровня, с которого кое-где можно спуститься по лесенкам и пандусам.

Кое-где сделаны переходы через ручей по камушкам

Наверху вдоль ручья - огромные торговые центры, а внизу - свой камерный мир

Дальше от центра набережная становится более однообразной, но местами ее украшают арт-объекты.

Питьевой фонтан

Эвакуационный выход (например, на случай внезапного повышения уровня воды из-за тайфуна

Спасательный круг смотрится странно, когда воды в ручье по щиколотку. И все же возникает чувство защищенности.

Пологий пандус для маломобильных посетителей

У ручья я видела цаплю. Этот оазис - хорошая замена многополосному шоссе.

Окраинные районы Сеула

Такого рода урбанистические решения не являются чем-то уникальным для Сеула. Большинство городских пространств выполнены с учетом комфорта для человека. Причем не просто для следования по маршруту, но и для прогулок, отдыха и других добровольных, а не вынужденных активностей.

Бульвар в одном из престижных спальных районов Сеула.

Архитектура корейских многоэтажек часто довольно убогая.

Этажностью и планировкой микрорайонов Сеул похож на Москву и многие другие российские города.

Иногда можно встретить проекты, радующие глаз, но это скорее исключение.

Еще один пример качественной архитектуры повышенной этажности.

Чаще всего архитектура "никакая", но зато дворы выполнены на высшем уровне.

Безбарьерная среда, безопасность, качественное мощение, деление на пешеходную и велосипедную зоны, обильная и ухоженная растительность - самое обычное дело в планировке дворовых пространств.

Пример входа в подъезд. Двор без машин, качественное мощение плиткой, много ухоженной зелени, освещение, велопарковка.

Вдоль тротуаров и велодорожек высаживают цветущие деревья и кустарники, чтобы радовать жителей.

В местах, где автострады проложены слишком близко к жилью, возводят высокие шумоотражающие экраны, и все равно стараются найти место для зеленых изгородей.

Вдоль рек и ручьев, оказавшихся в городской черте, устраивают многокилометровые беговые и велосипедные дорожки, а по берегам высаживают вишни и форзиции, которые цветут одновременно.

Пример оформления пространства в центре Сеула: постриженные кусты, невысокие деревья, дающие тень, скамьи П-образной формы, невысокие фонари для освещения пешеходной зоны, мощение гранитной плиткой.

Пример оформления тротуара: расширение с сиденьями для отдыха; обилие зелени, контрастная тактильная полоса в составе мощения.

Нерегулярное мощение, изогнутая форма зеленых островков, хаотично расставленные лавочки делают пространство более живым.

Сосны в центре города смотрятся великолепно.

Склон, оформленный в виде амфитеатра с широкими деревянными скамьями и видом на озеро.

Нарезанные на неравные кусочки клумбы очень нравятся детям.

Городские скульптуры и арт-объекты способны придать интерес любому безликому перекрестку.

Вместо парковочных столбиков можно использовать, например, мультяшных персонажей.

Еще один симпатичный пример игры с мощением.

Попробуйте мысленно убрать эту извилистую дорогу красного кирпича, и останется скучный серый прямоугольник.  

Трудно переоценить значение воды в формировании городской среды, будь то фонтаны, пруды или ручьи. Этот небольшой каскад восхищает безупречной чистотой и прозрачностью.

Пейзажный пруд с золотыми рыбками формирует дивный природный уголок около торгового центра Лотте в центре Сеула.

Камерный масштаб на фоне громад их стекла и металла

Дренажные решетки по краю газона заботятся о чистоте покрытия пешеходных дорожек.

Аналогичное решение: дренажные лотки улавливают грязь, которую дождем смывает со склона справа, и дорожка остается чистой.

Благодаря внимательному отношению к формированию городской среды, Сеул производит впечатление чистого, уютного и комфортного города. Безусловно, мы рассмотрели не все городские районы, и не утверждаем, что Сеул на 100% таков, как на этих фотографиях. Нашей задачей было проанализировать решения, создающие у человека приятные ощущения и привлекающие его проводить время в этом пространстве.

Многие урбанисты выдвигают тезис о необходимости перехода от микрорайонов к квартальной застройке. Но в нашей стране уже построено такое количество микрорайонов, что избавиться от них в сколько-нибудь обозримой перспективе не представляется возможным. На примере Сеула мы убеждаемся, что пространство микрорайонов тоже можно сделать человеко-ориентированным и уютным.