Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. Именно эти строения позволили через 300 лет с большой точностью определить подлинное расположение христианских святынь.
Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. При раскопках обнаружили древнюю цистерну, засыпанную землей, камнями и мусором. Святая Елена верила в успех поисков, но землекопы, вероятно, были иноверцы и уклонялись от работы. Тогда Святая Елена ночью бросила в землю горсть монет, и рабочие, воодушевленные идеей поиска клада, стали копать охотнее. Вскоре были обнаружены три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского, а в царствование Юлиана Отступника принял мученическую смерть за Христа.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова. Храм строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 года. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году.
Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и приведя ее к круглой форме. Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду - Анастасис; эта форма здания сохраняется и до наших дней. При постройке св. царица распорядилась выровнять пол ротонды на уровень пола гробницы. Вход же в гробницу оставался очень низким до 1113 г. Игумен Даниил указывает, что пролезть в него можно было только на коленях.
Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская и обнесена оградой с колоннадой и портиками, оставаясь под открытым небом и представляя собою отдельную часовню.
Старая цистерна была расширена и образовала собою подземный храм, куда широкая лестница вела из центральной части храма, называвшейся Мартирион (свидетель). Все это, по словам очевидцев, было богато отделано мрамором, серебром и золотом.
На протяжении многовековой истории храм многократно разрушался, но неизменно возрождался вновь в различных архитектурных формах. Базилика, построенная Константином и Еленой, была разрушена персами в 614 г. Через 15 лет аббат Модест начал реконструкцию церкви в более скромном виде, но в прежних очертаниях.
Очередное разрушение ждало храм в 1009 г., когда халиф Хаким повелел не только сжечь его, но и разбить стены молотами, так же, как и пещеру св. Гроба. Благодаря тому, что обломки никто не убирал, разрушение вскоре прекратилось: ротонда Анастасиса была разрушена до уровня 2-го этажа, а у Кувуклии св. Гроба снесен свод потолка. Только в 1031 г., при императоре Романе, можно было приступить к восстановлению храма из развалин. Множество приношений и пожертвований со всех концов мира стеклось на это дело, и отстройка была завершена 11 лет спустя при Константине Мономахе. Храм представлял собой традиционную византийскую пятинефную базилику, алтарь ее был обращен ко Гробу Господню. Вокруг пещеры Гроба Господня была построена ротонда с апсидой, а открытое пространство между церковью и ротондой назвали «Святым садом». Скала Голгофы находилась в углу «Святого сада», у стены базилики.
Именно каким увидел храм Гроба Господня русский паломник игумен Даниил в 1105 году: «Церковь Воскресения кругла, имеет двенадцать круглых столпов по фасаду и шесть столпов задних, мощена красиво мраморными плитами, имеет шестеро дверей. На хорах имеется шестнадцать столпов. А под хорами наверху написаны мозаикой пророки, как живые стоят. Над алтарем написан мозаикой Христос. В великом алтаре изображено мозаикой сотворение Адама. На самом верху изображено мозаикой Вознесение, на обеих половинах на двух столпах написано мозаикой Благовещение.
Церковный верх не до конца сведен камнем, но только скреплен тесаным деревом по-плотницки. Так верх ничем не покрыт. Под этим самым непокрытым верхом находится гроб Господень.
От дверей гробницы до великого алтаря саженей двенадцать (25 м). Здесь за алтарем находится Пуп земли, над ним создан свод, а наверху изображен мозаикой Христос и сделана надпись: "Се пядию моею измерих небо и землю".
От Пупа земного до распятия Господнего саженей двенадцать. Место распятия находится к востоку, оно было на высоком камне, выше древка копья. Камень этот был кругл, как небольшая горка. Посреди этого камня на самом верху высечена скважина круглая, локоть вглубь, а в ширину менее пяди. Здесь был сооружен крест.
Место распятия Господня и камень окружены стеной, выше над распятием создан свод, изящно изукрашенный мозаикой. На восточной стороне стены написано распятие Христа, хитро и дивно, прямо как живой Христос, по величине больше, каким был он в то время. На южной стене написано снятие со креста, также дивно изображено. Двое дверей имеется, подниматься вверх по ступеням, до дверей семь ступеней, и войдя в двери - семь ступеней. Вымощено все мраморными красивыми плитами».
При позднейших перестройках церковь полностью примкнула к ротонде и свободного пространства между ними не осталось. В 1149 г. при крестоносцах храм был вновь перестроен, окончательно потеряв базиликальный вид. Зато появились элементы западной архитектуры, в частности полукруглая галерея позади главного алтаря. Храм с незначительными изменениями дожил до 1808 г., когда его сильно повредил пожар. Кувуклия чудом сохранилась, хотя ее верх и стены были значительно повреждены при падении купола. Но в целом от храма остались лишь развалины.
Это было время начала наполеоновских войн, и христианские державы не смогли оказать действенную помощь в восстановлении святыни. Поэтому из всех монашеских общин, подвизавшихся у Гроба Господня, за восстановление храма взялись только греки, поскольку они рассчитывали на помощь из православной России. И русские люди откликнулись на просьбу о помощи; они жертвовали охотно. Во всех русских церквах были установлены кружки с надписью: «На Гроб Господень».
После восстановления храм был поделен между шестью различными христианскими общинами — католической, греко-православной, армянской (этим трем принадлежат 70 % церковной площади), коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным, каждая конфессия стремилась завладеть более привлекательными участками. Лишь в 1852 году договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.
Последние изменения во внутреннем облике храма относятся в 1935 году, когда после сильного землетрясения были поставлены мощные металлические подпоры вокруг Кувуклии.
При подготовке использованы материалы сайтов:
Археология храма Гроба Господня
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Читать дальше »»
Святая Земля. Оглавление:
Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.