Близнецы дошкольникиВ школах Австралии и Великобритании были проведены опросы, касающиеся успеваемости близнецов. В Австралии наиболее полный опрос был проведен в 1975 году. Хотя после этого проводились и другие исследования, к сожалению, ни в одном из них детей не спрашивали, являются ли они близнецами. Тем не менее, несмотря на давность, это исследование является весьма репрезентативным: в нем участвовали почти 13000 детей в возрасте 10 и 14 лет. 10-тилетние мальчики-близнецы серьезно отставали от своих одиночнорожденных сверстников в развитии навыков чтения и письма; менее значительное отставание наблюдалось у девочек-близнецов. К 14 годам девочки (в отличие от мальчиков) догоняли одиночнорожденных детей. Более 70% девочек в этом возрасте уже обладали навыками чтения, достаточными для «выживания» в австралийском обществе, например, успешно читали и понимали газетные статьи. Среди мальчиков таких детей было только 40%.

У многих детей правильность чтения и способность к пониманию прочитанного были развиты ниже среднего уровня. Это различие между правильным чтением и пониманием материала очень важно для объяснения проблем чтения у многих близнецов. Около трети близнецов, отстающих в развитии чтения, читают так плохо, что их можно отнести к категории «неспособных к чтению». Поскольку более свежих данных по Австралии не имеется, обратимся к результатам британских опросов детей, только поступивших в школу.

В Англии была разработана методика измерения начального уровня детей, только начавших обучаться в школе, и их последующего прогресса по мере обучения. Здесь оцениваются не только итоговые достижения, но и относительный прогресс ребенка по сравнению с начальным уровнем. Если в начале ребенок серьезно отставал от сверстников, то достижение им среднего уровня – это значительный прогресс. Опрос, проведенный среди детей, поступивших в школу в 2000 году, из которых 2,6% были близнецами, показал, что между близнецами и одиночнорожденными детьми существуют лишь незначительные отличия. Близнецы немного отставали в усвоении основных навыков чтения и счета, но это явление из-за его малой выраженности не должно беспокоить родителей и учителей.

Почему возникают проблемы, и кто попадает в группу риска?


Стимульный материал исследования, проведенного в Англии, обладал для детей большей привлекательностью, чем тесты, разработанные в Австралии. Кроме того, обнаружено, что при работе с близнецами один на один, когда психолог может помочь им концентрировать внимание на задачах, различия между близнецами и одиночнорожденными детьми практически исчезают. По данным австралийского исследования, основными проблемами у мальчиков-близнецов были невнимательность и импульсивность. Например, даже 14-тилетние мальчики часто совершали ошибки при определении времени по часам и при сложении двузначных чисел. Это говорит не столько о плохих способностях, сколько о неумении сконцентрироваться и стремлении угадать правильный ответ; понятно, каким образом эти тенденции влияют на чтение.

Когда слово «почка» ребенок читает как «бочка», проблема здесь скорее в правильности чтения, а понимание прочитанного имеет второстепенное значение. Такие проблемы часто встречаются у близнецов: например, ребенок, увидев слово, принимает его за другое слово той же длины или начинающееся с той же буквы. Конечно, такое может случиться и с одиночнорожденным ребенком, но учителя и родители в один голос говорят о том, как часто это бывает у близнецов.

Как подготовить близнецов к чтению в школе



Родителям нужно обратить внимание на три момента:

  • Убедитесь, что уровень развития речи близнецов достаточен, чтобы они могли справиться с задачей чтения.
  • Научите близнецов дожидаться своей очереди, работать независимо от соблизнеца и не стараться первым успеть что-либо сделать. Это поможет им в развитии правильного чтения. Концентрация внимания тоже очень важна и, к сожалению, окружающие люди очень часто препятствуют ей.
  • Познакомьте близнецов с книгой и дайте им понять, как это увлекательно. Для маленького ребенка разобраться, что такое книга, откуда начинать читать, что рассказ расположен на странице сверху вниз – это особая задача. Если они видят, что родители с удовольствием читают книги, задача наполовину решена. Конечно, если у родителя двух маленьких непосед находится время читать!

Близнецы хорошо справляются с тестами, если их вопросы составлены правильно – то есть таким образом, что привлекают внимание детей.

Экзамены и тесты


Хотя тесты всегда были частью школьного обучения, за последние несколько лет во многих странах произошел всплеск популярности тестирования детей в начальной школе.

В чем особенность близнецов?


С помощью тестов близнецов сравнивают с другими детьми. Родителям часто дают распечатки с результатами, обработанными компьютером, по которым дети относятся к той или иной категории по степени развития каких-то способностей. Компьютер не знает, что данный ребенок является близнецом, поэтому может легко случиться, что из-за небольших различий в баллах близнецы попадают в иные категории, чем большинство других детей, что только укрепляет ложный стереотип, будто они отличаются по развитию способностей. Баллы могут различаться только на единицу, но из-за этого дети попадают в разные категории.

Подготовка близнецов к тестированию


Первое и основное, о чем нужно просить близнецов, да и всех остальных детей, – постараться справиться с заданиями как можно лучше. Если при этом ребенок не обнаружит таких блестящих результатов, как его соблизнец или одноклассники, – неважно: это его собственный лучший результат, который показывает, чему он научился за прошедший год. Если у детей имеются проблемы с вниманием, им требуется помощь в разработке правильной стратегии сдачи экзаменов. Первое – это распределение времени; часто у них отсутствует чувство времени, и они слишком долго сидят над одним заданием. Второе: им нужно понять, что экзамен – это не гонка, и не давать на вопросы импульсивные ответы. Освоение стратегии «планируй, действуй, проверь» поможет этим детям раскрыть их возможности.

Что могут означать различия между детьми?


Различия в результатах тестирования могут:

  • Подтвердить существование проблем, таких как расстройство чтения, о которых некоторые родители подозревали, но надеялись, что они со временем сами исчезнут. Напротив, бывают случаи, когда родители с облегчением видят, что школа наконец-то приняла их беспокойства всерьез.
  • Подтвердить существование различий между соблизнецами. Когда путем конкурсного отбора решается вопрос о поступлении в школу или о награждении за успехи в обучении, тогда различия между соблизнецами становятся очевидными для всех. Важно заранее обсудить с детьми, какие последствия могут повлечь за собой различия в успеваемости. Некоторые родители предпочитают отказаться от призов и наград, если они достаются только одному из соблизнецов. Но это несправедливо по отношению к тому, кто добился успеха. Это в равной степени ставит в неудобное положение и другого ребенка: он чувствует, что его соблизнец, который учится гораздо лучше, не сможет вкусить плоды успеха, пока они оба не станут учиться одинаково хорошо.

Стереотипы и их последствия для семьи и школы


Хотя большинство близнецов не нуждается в помощи, не нужно отвергать ее в том случае, если между соблизнецами существуют очевидные различия и один в обучении всегда отстает от другого. Родители и учителя должны убедиться, что близнецы получают своевременную поддержку и что обучение чтению не преподносится им как цель их жизни в школе и за ее пределами. При этом внимание, конечно, фиксируется на том ребенке, у которого наблюдаются трудности. Но более успешных детей также нельзя игнорировать. Дома и в школе все подмечают успехи менее выдающегося соблизнеца и при этом часто забывают, что другой ребенок уже давно достиг этого уровня и даже превзошел его. Некоторые родители и учителя принципиально не отмечают достижения более успешного соблизнеца, чтобы не подчеркивать слабость второго. Это чревато тем, что успешный близнец поймет: стараться незачем, все равно его никто не похвалит. Всем соблизнецам нужно видеть, что их достижения получают соответствующее признание.