В этом году впервые за парту сядут около 70 тысяч первоклашек – примерно на 3 тысячи меньше, чем в прошлом учебном году. Безусловно, родители озабочены поиском "правильной" школы, в которой не только учат, но и создают условия для развития личности ребенка, не подавляя его "я". Но еще не факт, что вашего малыша примут в учебное заведение, которое вы для него присмотрели.
Специальный корреспондент "Вечерки" решила выяснить все нюансы отбора первоклассников и поделиться с родителями приобретенным опытом.
Неофициальный рейтинг
На сегодняшний день в Москве 1500 средних общеобразовательных школ, и только 150 из них – специализированные. Хотя и считается, что качество преподавания зависит не от престижа "альма-матер", а от квалификации и таланта преподавателей, родители зачастую стремятся отдать свое чадо в спецшколу. Аргументация проста: и в учителях-предметниках недостатка не бывает, и программа занятий гораздо насыщенней, чем в обычных школах, и уроки иностранного языка 4–5 раз в неделю.
Официальных рейтингов московских школ не существует. Но по опросам детей и родителей своеобразная табель о рангах все-таки составлена. Среди гуманитарных школ лидируют № 1535, № 1276, "Самоопределение" № 734. Среди математических лучшими в городе считаются школы № 91 Российской академии образования, лицей № 1525, Центр образования № 654. А школы № 57 и № 1189 им. Курчатова котируются и у гуманитариев, и у математиков. Учебные заведения с углубленным изучением иностранных языков все без исключения пользуются популярностью.
Но проблема в том, что в спецшколу попасть довольно трудно. Как правило, количество первых классов определяется числом поданных заявлений и наличием помещений для занятий. В каждом классе должно быть не менее 25 и не более 35 человек. В большинстве московских школ 1 сентября открывается два-три первых класса. Но бывают и исключения. Например, в районах-новостройках (Марьино, Бутово, Жуле#ино) не всегда удается укомплектовать даже один класс. Тогда как в знаменитой школе № 119 Евгения Ямбурга, расположенной в Юго-Западном округе, открывают и 5–6 первых классов (причем деление их "по уклонам" происходит только в средней школе).
– Я понимаю стремление родителей определить своих детей в специализированные школы, – говорит председатель комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгений БУНИМОВИЧ. – Но надо понимать, что в первых классах все зависит не от школы, а от первого учителя, которому папы и мамы доверяют своего ребенка: от его квалификации, репутации, умения общаться с детьми.
Репутация школы "срабатывает" уже в среднем звене.
Родителям на заметку
Департамент образования Москвы не разрешает учебным заведениям организовывать для будущих первоклассников какие-либо вступительные экзамены. Однако, как объяснила "ВМ" специалист отдела общего непрерывного образования столичного Департамента образования Наталья ШЕЛАХИНА, руководство школ имеет право устроить собеседование с целью выяснить уровень развития ребенка и определения его дальнейшей программы обучения. "Проводить собеседование можно только в присутствии школьного психолога и родителей ребенка", – предупредила Наталья Шелахина.
Перечень вопросов, которые можно задавать будущим ученикам, официально не утвержден. Поэтому каждой школе предоставляется право фантазировать. Кстати, некоторые руководители пользуются этим правом, чтобы отсечь претендентов. Как правило, в обычных школах, где нет конкурса, будущим первоклашкам задают простые вопросы: например, предлагают назвать имена любимых писателей и поэтов, пересказать содержание любимой сказки или назвать одним словом стол, стул, кровать, кресло.
В престижных учебных заведениях собеседование зачастую напоминает интеллектуальную викторину, на многие вопросы которой не в состоянии быстро ответить даже взрослые. Шестилеток вполне могут спросить: "Чем взрослый человек отличается от молодого?" или "Что общего у молотка и топора?", "В чем может находиться масло?" (правильный ответ – в масленке) или "В каких океанах плавают киты?" Есть и задания на смекалку: "Назови имя папы твоей мамы".
Если ребенок надолго задумался, застеснялся или ответил неправильно, приемная комиссия тактично намекает родителям, что их ребенок не готов к усвоению "продвинутой" программы спецшколы. Впрочем, родители имеют право не согласиться с вынесенным вердиктом и обжаловать его в комиссии по защите прав детей (такие комиссии действуют при всех окружных управлениях образования).
Заметим, что преимущественным правом записи в школу пользуются дети, проживающие в домах, расположенных рядом со школой, имеющие братьев или сестер, обучающихся в данной школе, выпускники дошкольных образовательных учреждений, работающих при школе.
Остальным детям придется доказывать свое право на образование в школе, которая кажется родителям самой подходящей. В принципе, убедить педагогов в неординарных, пусть даже скрытых, способностях ребенка можно – но для этого требуется потратить силы на его дошкольную подготовку.
Курс молодого бойца
Будущий первоклассник, во-первых, не должен бояться идти в школу. Во-вторых, ребенка надо убедить в полезности и занимательности "школьной работы". Впрочем, обратимся за советом к специалисту – директору Института возрастной психологии Марьяне БЕЗРУКИХ. По ее словам, подготавливать ребенка к школьному режиму надо с середины лета. Конечно, не стоить устраивать подъем в 7 утра, но необходимо предложить ему в промежутках между играми вспомнить буквы или посчитать до десяти.
Что касается первых месяцев учебы, то в это время придется потрудиться и ребенку, и всем домочадцам.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Уже в первую неделю учебы у ребенка могут возникнуть проблемы: не получается ровно писать буквы, не выводятся в тетради красивые цифры. Сосед по парте читает быстрее, рисует аккуратнее. Возникает комплекс: "Я худший". Родители не должны воспринимать любые школьные неудачи как крах собственных амбиций. Проблемы – это нормально. И относиться к ним нужно спокойно. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за ошибки или плохую успеваемость, иначе у него может возникнуть стойкое нежелание учиться. А вернуть это желание крайне трудно.
СОВЕТ ВТОРОЙ. В первый месяц учебы маме лучше взять отпуск и следить за своим отпрыском: готовить еду, усиленно кормить витаминами – благо, в сентябре много овощей и фруктов. Следить, чтобы первоклассник много гулял, занимался спортом, рано ложился спать.
СОВЕТ ТРЕТИЙ. Домашние занятия не надо растягивать на целый день – достаточно получаса, причем через каждые пятнадцать минут рекомендуется делать перерыв.
СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Дети гораздо охотнее включаются в игру, чем в работу. Поэтому, как только задачка превратится в увлекательное приключение, например, давай нарисуем движущийся из точки "А" в точку "Б" поезд, "посадим" в него машиниста и пассажиров – ребенок с удовольствием будет считать такой пример.
СОВЕТ ПЯТЫЙ. Чтобы создать комфортные условия для выполнения домашних заданий, рекомендуется сделать парту с хорошим освещением и высоким стулом. На столе надо разложить много разноцветных канцелярских принадлежностей: карандашей, линеек, фломастеров, ластиков, точилок. Они радуют глаз и просятся в руки.
СПРАВКА "ВМ"
Пакет документов для приема в школу
Для записи ребенка в первый класс необходимо представить:
- копию свидетельства о рождении,
- оформленную медицинскую карту,
- паспорт одного из родителей.
Кроме того, учебное заведение может попросить копию страхового полиса будущего первоклассника.