Чем православная школа отличается от светской?
Отец Константин Сопельников: Основная задача светской школы – дать знание ребенку (чем глубже, тем полезнее). Православная школа наряду с получением знаний детьми ставит еще очень важную цель – это воспитание и развитие внутренних качеств ребенка. Детям необходимо привить любовь к Богу, Родине, семье и интерес к труду и учебе. Православная школа видит своей задачей воспитание целостной, нравственной личности, помогает ребенку в становление его характера, мировоззрения и отношения к окружающим его людям.
Отец Сергий Махонин: Прежде всего, православная школа замысливалась и создавалась как часть церковной жизни, которая объединяет людей одного мировоззрения, говорю о том, как было у нас в школе. Это было 20 лет назад, родителей что-то не устраивало в системе образования. После празднования 1000-летия Крещения Руси был всеобщий подъем, многие тогда начинали церковную жизнь, люди интуитивно сходились в том, что что-то должно объединять. Мощным отзвуком, естественным процессом, говоря современным языком, социальным заказом, явилась потребность создания своей школы. Наша школа – не приходская, она создавалась на базе одной из московских школ, где наши классы первые годы занимались во вторую смену. Мы сразу ввели новые предметы – Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, в преподавании словесности и истории стали использовать принципиально другой подход. Через некоторое время мы увидели, что «мешаем» приютившей нас школе, пришлось искать другое здание. Думаю, что в нише столичного образования православные школы занимают свое особое место.
В православной школе должны учиться воцерковленные дети?
Отец Сергий Махонин: Мы принимаем верующих детей, но другие к нам и не идут. Требования для приема в 1 класс простые – мы принимаем адекватных родителей, с которыми можно вести диалог. Потом это переходит на детей. У нас должно быть единство воли, чувств, мыслей, без фарисейской, лицемерной окраски, которую сейчас так легко получить в том числе и в церковной ограде.
Отец Иоанн Воробьев: Теоретически в православной школе необязательно должны учиться лишь воцерковленные дети. Но есть теория, а есть практика. На практике получается, что ребенок, который в семье не воспитывается в церковной традиции, в православной школе оказывается чужим. Мы экспериментировали, брали в школу разных детей, но опыт показал, что нецерковные дети или уже в школе начинают отторгать наши принципы, или выйдя из нее. То есть пребывание в нашей школе им на пользу не пошло. Думаю это связано с тем, что без семьи школа в плане воспитания бессильна. Мы не можем воспитать ребенка, если в этом не участвует его семья. Таким образом, получается, что православная школа – для православных детей.
Может ли школа быть миссионерской?
Да. Но у нашей школы – другая цель. Наша школа возникла для того, чтобы уберечь наших детей, детей нашего прихода, от светского влияния, помочь им сохранить некую чистоту и целомудрие, сохранение чего в обычной школе почти невозможно. Есть же школы, которые ставят именно миссионерскую задачу перед собой. Но такая школа будет другой по атмосфере, по наполнению. И я не знаю, каков будет результат. Думаю, что перед такой школой должна будет стоять задача в первую очередь воспитать родителей этих детей.
У православной школы должен быть духовник?
Отец Константин Сопельников: В православной школе обязательно должен быть духовник. Обычно точкой отсчета для организации православной школы является приход - крепкая община и духовник, который эту общину окормляет и направляет: единый дух, единая цель. Поэтому одной из главных задач духовника в православной школе является сохранение единства в коллективе с помощью соборных молитв, духовных бесед, паломнических поездок, церковных праздников: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин.17, 22).
Кто такой духовник? Какими вопросами он занимается?
Отец Константин Сопельников: Духовник по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа должен быть пастырем добрым: « Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11). Духовника касаются все стороны жизни школы: духовная, образовательная, педагогическая, просветительская, административная, хозяйственная, внешкольная и т.д. Очень важно чтобы у духовника сложились доверительные отношения с педагогическим коллективом, учащимися и родителями.
Отец Иоанн Воробьев: Духовник школы – человек, который определяет церковное направление жизни школы, это законодатель. И школа возникает как некое детище духовника, который определяет принципы жизни семей, родителей и соответственно детей. В школе должно быть единство подхода, потому что если установки не будут едиными, то требования станут расплывчатыми. Это единство и определяет духовник. На его авторитет ориентируются и опираются. Именно поэтому я думаю, что духовник православной школе необходим.
Отец Василий Секачев: Духовник – это человек, который за школу отвечает перед Богом. За школу как таковую – чтобы дети были в ней должным образом обучены, одеты, воспитаны. Школа должна давать не только обучение, но и воспитание. Под обучением, вслед за древними, я подразумеваю добродетели разума, под воспитанием – нравственные добродетели. Первых не будет без вторых. Вот за этим и должен следить духовник. А также улаживание всяких конфликтов: между детьми, детьми и учителями, учителями. К сожалению, мы не святые.
Отец Сергий Махонин: Наша школа не приходская, в которой люди объединены одной общиной, у нас учились и учатся дети из более 40 разных московских и подмосковных приходов. Задача духовника нашей школы – объединить разных детей, разные семьи. Духовник должен цементировать процессы, иногда болезненные, должен разрешать недопонимание, психологические сложности, которые периодически возникают. Это может быть связано с какими-то поведенческими моментами (в одном приходе принято одно, в другом – другое) или с вопросами церковной аскезы, где духовнику необходимо находить золотую середину, аккуратно учитывая возможности разных семей. Думаю, важнейшим для духовника в такой школе, является умение координировать. Надо сказать, что за 20 лет, что наша школа существует, никаких резких, серьезных конфликтов никогда не было.
Должны ли учащиеся исповедоваться у духовника школы?
Отец Иоанн Воробьев: Не обязательно. Достаточно, чтобы ребенок исповедовался у своего духовника, который писал рекомендательное письмо, когда ребенок в нашу школу поступал. В каких-то сложных воспитательных вопросах, мы обращаемся к духовнику ребенка и решаем их совместно.
Отец Николай Петров: Если у учащихся есть свой духовник, конечно, нет. К духовнику должно быть доверие, иначе исповедь будет формальной. Нельзя заставлять исповедоваться, кроме вреда от этого ничего не будет.
Можно ли сказать, что духовник православной школы заменяет собой психолога в светской?
Отец Константин Сопельников: Нет, так сказать нельзя. Психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств. Вопросы же касающиеся духовной сферы может помочь решить учащемуся только священник. Священник помогает исходя не просто из знаний, но и из духовного и личного опыта, при помощи церковной и келейной молитвы, при помощи совершения таинств.
Отец Николай Петров: Заменяет. Духовник вполне обладает возможностями разрешать сложные ситуации, у него достаточно для этого опыта, он близок детям, а в разрешении конфликтов важнее всего откровенность.
Отец Василий Секачев: Духовник (священник) дает человеку мир с Богом, психолог – с самим собой и окружающими. Достичь последнего без Бога по-настоящему невозможно. А помочь человеку придти к Богу может только священник. Есть конечно такие психологи, которые делают с Богом, со Христом, но все равно они же в конце концов советуют обратиться к священнику.
В православной школе обязательны общие молитвы, молебны, Богослужения? Почему?
Отец Иоанн Воробьев: Слово «обязательность» воспринимается детьми как «обязаловка»: нас заставляют, ограничивают нашу свободу, это насилие. Подсознательно они будут сопротивляться, как будет упираться осел, которого тянут. Поэтому мы не заставляем ходить на службы. Я считаю, что обязательного ничего не должно быть там, где дело касается молитвы и богослужения – «невольник не богомольник». Но общая служба очень важна. Когда я служу на школьных Литургиях, когда дети вместе молятся, возникает ощущение удивительное, особенное, неповторимое.
Для нас это событие, это праздник, а если ребенок не относится к этому как к празднику, как к общему делу, встает вопрос, а туда ли он попал. Молитва – очень важная часть нашей жизни.
Отец Василий Секачев: Обязательно должны. Молитва перед уроками совместная. А из богослужения лучше всего общие Литургии, причем не обязательные. Это постепенно соберет народ. Хор должен быть. Церковный хор из детей, тоже добровольный конечно. Опыт показывает, что когда это есть, все в лучшую сторону меняется.
Какие специализированные предметы д.б. в православной школе? ОПК, Закон Божий, церковно-славянский язык и т.д.?
Отец Константин Сопельников: Желательно, чтобы в православной школе были предметы: Основы Православной культуры, Церковно-славянский язык, хоровое пение, но ни в коем случае нельзя допустить формального подхода к преподаванию этих дисциплин. Учитель должен не только знать, но и любить свой предмет, его задача состоит в том, чтобы не просто дать знания, а возжечь интерес и желание учащихся к изучению предмета.
Отец Сергий Махонин: Обязательно должен быть Закон Божий, но не как предмет, а как дисциплина, включающая в себя представление о нравственном законе, о системе ценностей. Его можно не вводить как отдельный предмет, но у нас в школе он есть, потому что 20 лет назад, когда мы только начинали работать, само название было «новым», возвращающим к старому. Оно было символичным и очень важным тогда. Конечно, Церковная история должна быть интегрирована в Общую и, прежде всего, Отечественную историю. Дети должны знать, что когда человек отклоняется от правильных законов, случаются непоправимые вещи, но когда кается царь, легче каяться и народу. Важно преподавать церковно-славянский язык, но не на уровне грамматики. Надо привить умение понимать его красоту. Дети должны понимать, почему язык богослужения не русский, а церковно-славянский, они должны чувствовать, что его торжественность возвышает человеческую душу, пускай и ненадолго. Важно, чтобы в православной школе был предмет церковного пения. Но тут все-таки нельзя перегружать детей. Многие из них ходят в музыкальную школу, нагрузка очень большая, думаю, надо давать им возможность сбалансированного выбора.
Учителя православной школы должны быть воцерковленными людьми? Может достаточно быть просто хорошим учителем, профессионалом и верующим человеком?
Отец Иоанн Воробьев: Думаю, для православной школы важно, чтобы учитель был человеком церковным. Другое дело, что церковность это понятие субъективное – кто-то каждый день в храм ходит, кто-то раз в неделю, а кто-то реже, но это не говорит о степени церковности, потому что люди все разные, у них разное воспитание, образование. Важно, чтобы учитель говорил с детьми на одном языке, поэтому он должен жить настоящей церковной жизнью. Это необходимо, потому что на любом предмете – математике, физике – ученики сталкиваются с вопросами, где нужно дать нравственную оценку происходящему. Учитель должен уметь ответить правильно. У нас бывали случаи, когда профессионал в своей области, не мог завоевать авторитета у школьников, потому что какие-то мелочи, свидетельствовавшие о невоцерковленности человека, вылезали наружу. Он предлагал поставить спектакль или пойти в поход, а желающих не было. Я не говорю, что мы отдадим предпочтение человеку церковному, но при этом плохому специалисту. Мы ищем воцерковленных профессионалов.
Отец Константин Сопельников: Православный учитель, будь то учитель литературы, математики или физики, может показать детям красоту Православия, при этом не обязательно говорить с ними о Боге. Он может не только давать им знания, но и учить их собственным примером, примером жизни во Христе.
Отец Василий Секачев: В идеале и дети, и учителя должны быть прихожане одного храма – того, при котором устраивается школа. Или, по крайней мере, их костяк должен быть таким. Другие все-таки тоже должны быть церковными людьми. Конечно, бывает так, что какой-то талантливый человек, педагог по призванию, нецерковный человек. Но, как правило, он или вносит какое-то смущение (курит, например), или просто долго не задерживается в школе. Педагог по призванию – кто его призвал? Бог. Вот к Богу и надо вернуться. Почему не задерживается? Сил не хватает. Другие-то может и не семи пядей во лбу, а с Божией помощью как-то справляются. А он один, только на себя надеется, без общения с Богом в таинствах, это тяжело. Тем более с православными детьми.