Очень часто слышу от родителей: "Моему ребенку уже 3 года (или 4-5 лет). Нам уже поздно учиться читать по кубикам Зайцева?"
А что, разве детям в 4 года уже не интересно играть в кубики? Их считают слишком взрослыми? Им интереснее при обучении чтению слушать рассуждения взрослых на тему слияния звуков, рассуждать о твердости и мягкости согласных, вместо того, чтобы, играя кубиками, учиться читать?
Почему-то устоялось мнение, что методика Зайцева предназначена для малышей 1,5-2 лет. Вижу в этом большую заслугу энтузиастов и сторонников раннего развития детей. Не умаляя роли развивающих моментов методики для детей раннего возраста – пение песенок-попевок по таблицам, различение цвета кубиков, звука, размера, и т.д., а также письмо по таблицам и кубиками (вместе со взрослыми), хочу заметить, что серьезно говорить о настоящем чтении в этом возрасте все же преждевременно и умение читать для детей раннего возраста – не самая насущная потребность.
Мозг малыша еще не готов к осмыслению, переработке и синтезу полученной информации, что является необходимым условием осмысленного чтения. Малыши этого возраста все же тяготеют к исследованию, что является для них естественной потребностью: им хочется попробовать эти кубики на зубок, они активно интересуются содержимым звучащих коробочек, не всегда желая, к досаде взрослых, использовать кубики по прямому назначению. Не очень многие родители могут увидеть результаты своих трудов, начиная занятия с детьми до двух лет. А к тому времени, когда у ребенка накапливается информация, опыт, и он готов к дальнейшим свершениям, у многих родителей энтузиазм остывает и процесс останавливается на полпути.
В период от трех с половиной-четырех лет у многих детей начинается вторая волна жгучего интереса к языку. Обладая значительным словарным запасом, ребенок начинает проявлять интерес к языкознанию: что означает незнакомое слово? почему мы так говорим? У ребенка возникает внутренняя готовность к чтению и, главное, потребность и желание научиться читать. Родителям важно уловить этот интерес своего малыша и идти именно от его внутреннего желания учиться читать. Для одних это происходит после трех лет, для других - в четыре-пять лет.
Методика Зайцева – это такая универсальная система, которая для каждого возраста открывается какой-то определенной стороной.
Тот самый эффект быстрого выхода в чтение, о котором говорит Н.А. Зайцев и который подтверждается опытом работы, как раз и характерен именно для возраста четырех-пяти лет. В этом возрасте процесс первичного технического освоения самого учебно-игрового материала ( кубиков, таблиц) проходит в достаточно короткие сроки и незаметно. Ребенок быстро переходит непосредственно к процессу созидания и творчества, т.е. к письму (по Зайцеву), а затем и к чтению. Кубики – являются вспомогательным инструментом в этом творческом процессе.
Научившись читать, мы можем ненадолго убрать кубики, чтобы уйти от складового чтения и сосредоточиться на чтении целыми словами, словосочетаниями, предложениями.
Но не торопитесь расставаться с кубиками навсегда. Они будут нам еще долго служить верой и правдой. Объяснить ребенку ударение в слове доступнее всего именно на кубиках. Можно в буквальном смысле именно "поставить" ударение. Почувствовав и прочувствовав этот момент, ребенок начинает играть со словом и исследовать его: а если ударение поставить сюда, что получится? а если сюда? Как осуществляется перенос слова и каким образом лучше это сделать, опять-таки удобнее объяснить с помощью кубиков. Существует множество игр со словами на различные перестановки (меняя у слов окончания, приставки и т.д.), которые можно наглядно показать с помощью кубиков.
Таблицы с кубиками нам пригодятся и тогда, когда ребенок пойдет в школу. Общеизвестно, как много времени и сил тратят ученики начальной школы на выполнение письменных заданий. Особенно трудно приходится первоклассникам. Здесь на помощь придут таблицы. Выполняя письменное задание, ребенку необходимо следить за правописанием, внимательно, без ошибок списывать слова из учебника, да еще при этом выполнять задания на орфографию. На выполнение подобных заданий уходит много времени и сил, не говоря о психологических перегрузках. Доктор медицинских наук В.Ф. Базарный, исследуя здоровье и нагрузки младших школьников, установил, что после пятнадцати минут современного чистописания, ребенок находится в состоянии, близком к стенокардии. Вместо того, чтобы подвергать ребенка подобным нагрузкам, можно разделить трудности подобных заданий: все трудные слова можно написать (и не один раз) по таблице с минимальными затратами по времени, а затем уже знакомые слова останется записать в тетрадь. Риск орфографических ошибок при этом сводится к нулю, остается выполнить только механическую часть работы.
Совсем необязательно все словарные (непроверяемые) слова заучивать, можно ведь писать их по таблице. Известно, что, написав подобное слово три раза, в память, как в компьютер, заносится безошибочное его написание.
Можно таким же образом писать диктанты. Н.А. Зайцев в последних изданиях таблиц вынес в отдельный блок все знаки препинания, превратив таблицу в тренажер-клавиатуру компьютера или печатной машинки. Сколько предложений может написать неокрепшей рукой ученик 1-2 класса в тетради? Зачем превращать такую работу в занудную и постылую? А не лучше ли быстро и весело простучать те же диктанты указкой по таблице? А еще лучше взять для подобных диктантов тексты из любимых и знакомых книг.
Есть у вас желание и возможность заниматься кубиками Зайцева с ребенком раннего возраста? Замечательно. Но если вашему ребенку четыре, пять или шесть лет, и даже, если он уже ходит в школу – совсем не поздно осваивать эту методику. Важно помнить: начинать заниматься с ребенком никогда не поздно и никогда не рано. Одним эти кубики помогут быстрее выйти в речь, другие с их помощью научатся читать, третьим – методика Зайцева поможет справиться со школьными трудностями.