Элайджа Вуд, Джулиан Ассанж, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн - что объединяет этих людей кроме таланта? Каждый из них учился дома.
Наверное у каждого родителя, который отправляет своего ребёнка в школу, появляются сомнения. Справится ли малыш? Сможет ли он найти общий язык с ровесниками? Сможет ли развивать свои таланты и интересы? Домашнее обучение - это решение, к которому всё чаще склоняются родители во всём мире. Сотрудники образовательного сервиса Brainly.com решили поближе присмотреться к тому, как на практике выглядит ситуация с домашним обучением в разных странах.
Лидером в этой сфере является США, где домашнее обучение легализировано во всех 50 штатах. В домашних условиях учится около 3% всех учеников, то есть более полутора миллионов детей. Родители решаются на домашнее обучение в основном для того, чтобы обеспечить своим детям соответствующее духовное и моральное воспитание, безопасность среды обучения или же потому, что недовольны уровнем обучения в школе.
В течение нескольких лет заинтересованность домашним обучением в России значительно возросла. Здесь количество учеников, которые учатся дома выросло с 10 до 100 тысяч. Родители могут выбирать между семейным обучением и экстернатом. Одной из главных причин отказа от школы является недовольство уровнем образования. Образование экстерном касается особенно учеников старших классов, которые предпочитают готовится к ЕГЭ дома.
В других странах условия для домашнего обучения более ограничены. В Украине домашнее обучение и обучение экстерном также функционируют, однако требования, которые должен исполнять ученик значительно выше. Вне школы могут учиться дети с проблемами со здоровьем, особо одарённые дети, имеющие выдающиеся достижения в спорте либо те, чьи родители часто выезжают по работе либо находятся за границей.
В Турции так называемый homeschooling запрещён законом (National Education Basic Law (No. 1739, 06-14-1973, Article 22)). В Испании домашнее обучение не признано в качестве официальной формы обучения (кроме случаев, когда речь идёт о детях с серьёзными проблемами со здоровьем). В этой стране домашнее обучение не регулируется законодательством. Согласно решению Конституционного Суда родители не имеют права выбрать другой вид обучения чем школа. Они могут лишь выбирать между частными и государственными школами, либо создавать образовательные учреждения, согласно параграфу 27.6 испанской Конституции. Чтобы обойти закон, некоторые родители из Испании записывают своих детей в школы в других странах, где домашнее обучение практикуется.
В Германии по закону существует не обязанность обучения, как в некоторых странах, а обязательное образование, получаемое только и исключительно в школе. Бывали случаи, когда родителей арестовывали за неисполнение школьных обязанностей. Обучение детей в домашних условиях рассматривается как правонарушение. Некоторые родители пробуют обойти закон и втайне учить своих детей дома. Исследованиями этой тенденции занимается Томас Спиглер, который в статье, опубликованной в 2003 году, оценивал, что в Германии дома учится около 500 детей. На данный момент по оценках этого автора речь идёт о около 600-1000 детей. Американские исследователи утверждают, что в Германии около 400 семей обучает детей дома и все эти семьи действуют в "подполье".
В Чехии и в Польше домашнее обучение мало популярно. Точной статистики не существует. Помимо того, что появляется масса высказываний на счёт того, что система обучения далека от идеала, дома учится всего лишь несколько сотен человек. Причин такой ситуации много. Прежде всего следует обратить внимание на то, что общество не до конца осознаёт, с чем на самом деле связано домашнее обучение.
Один из чаще всего подчёркиваемых минусов это слабая социализация детей, которые учатся вне стен школы. Сторонники домашнего обучения в разных странах утверждают, что на самом деле школа имеет мало общего с социализацией. В школе ребёнок пребывает в среде, которую ему навязывают, среди людей, с которыми, кроме возраста, у него иногда мало общего. Обучаясь дома, ученик в состоянии усвоить материал значительно быстрее, а свободное время употребить на дополнительные занятия, в соответствии со своими интересами. Художественная школа, музыкальная, танцы, бассейн - здесь можно найти знакомых, с которыми объединит хобби, а не только стены школы. По мнению специалистов из стран, где домашнее обучение популярно, дети, которые учатся этим способом, более уверены в себе, самостоятельны и любознательны.
Следующее обвинение касается качества преподавания. Противники домашнего обучения утверждают, что родители не в состоянии самостоятельно учить ребёнка, так как у них недостаточно знаний. В разных странах ответ родителей звучит похожим образом: «Мы ходили в традиционную школу, усвоили школьную программу, и если спустя несколько лет после её окончания наши знания считаются недостаточными - то это свидетельствует о несовершенстве традиционной системы образования».
Сторонники домашнего обучения считают, что вне школы их ребёнок более защищён не только от физического насилия, но и от психического. Детей не унижают, их не заставляют высказываться на публике, если они этого не хотят. В результате во взрослой жизни они не боятся высказываться перед публикой, так как у них нет связанных с этим неприятных воспоминаний. Благодаря домашнему обучению родители гарантируют своим детям чувство безопасности и развивают в них чувство собственного достоинства.
Когда стоит принять решение о домашнем обучении? Прежде, чем родители решат учить своего ребёнка вне школы, они должны взвесить все плюсы и минусы, а также сложности, с которыми им предстоит столкнуться:
- Чтобы избежать слабой социализации ребёнка, который находится вне школьной среды, родители должны соответственно организовать свободное время своих чад, гарантируя им контакт с детьми схожего возраста.
- Чтобы хорошо учить своего ребёнка, родители должны посвятить этому много времени и усилий. Часто один из родителей отказывается от карьеры, чтобы посвятить себя обучению детей. Такая ситуация особенно выгодна, когда в семье несколько детей находятся на домашнем обучении.
- Родителям тяжело самостоятельно объяснить темы по некоторым предметам и они вынуждены нанимать репетитора либо организоваться и учить детей в группах, пользуясь помощью других родителей-единомышленников.