Открытие специального проекта Пятой Московской биеннале
современного искусства под названием «Вот посетитель № 13»


20 сентября в Государственном Дарвиновском музее состоялся вернисаж «Вот посетитель № 13». На церемонии выступила директор Дарвиновского музея - Анна Иосифовна Клюкина. Она поздравила всех собравшихся с открытием нового проекта, и в частности отметила, что идея этого мероприятия, которое пройдет с 20.09 по 20.10 уникальна. Уникальность состоит в том, что обычно под выставки и вернисажи отводится отдельное пространство. А этот вернисаж вписан, растворен в постоянной экспозиции Дарвиновского музея.



В разделах «Этапы познания живой природы» и «Микро эволюция» среди музейных экспонатов можно увидеть витрины с произведениями искусства художников шведской студии «Raketa». Они помечены синими наклейками с цифрой «5» и пояснительным текстом на двух языках. Помимо визуальных объектов на вернисаже представлены звуковые инсталляции, видео и фотографии.

По замыслу шведских художников, их произведения искусства должны органично вписаться в постоянную экспозицию и вступить с ней в диалог. Это должно помочь увидеть знакомые объекты музея под иным углом зрения. Возможно, это даст новый толчок для обсуждения вопросов взаимодействия человека и природы, всеобщего права пользования природными богатствами.



Организаторы выставки так объясняют столь необычное название проекта: «Люди и город меняются с ходом истории, и невозможно предугадать, каким будет посетитель музея в будущем. Поэтому его и назвали таинственным посетителем № 13». От каждого поколения, из каждого исторического периода музей принимает новые экспонаты и новые смыслы, интерпретации своих коллекций. И сохраняет их для будущего».

С ответной речью на открытии вернисажа выступил Советник по культуре посольства Швеции Мортен Франкбю. Решено было, что художники сами проведут экскурсию, и расскажут о представленных ими экспонатах.
Шведы – народ немногословный и переводчику не составляло труда переводить их пояснительные монологи.
Шведских художников обоих полов было много. Подкупала их готовность в любой момент улыбнуться и рассмеяться. Казалось, они с иронией относятся к тому, что привезли в Россию. Представленные ими экспонаты, инсталляции без «вступительной речи» не были понятны: «Что это?! Почему это? Зачем это? Какой в этом смысл?»



Под стеклом разложены рисунки для вышивки и вязания, большей частью растительной тематики. Художница поясняет, что это ее коллекция будуарных удивительных вещей, которые она собирает уже несколько лет, и называет своим домашним музеем.



Вспомнив свои залежи разноцветных папок с рисунками для батика, для росписи по дереву, для выжигания, собранные на дачном чердаке, подумала: «А не рвануть ли мне в Швецию, с ответным визитом?!»

Было еще несколько любопытных квадратных витрин с необычно подобранными экспонатами.

Видео инсталляции были представлены несколькими короткометражными документальными фильмами. Один рассказывает об истории собрания десяти чучел белых медведей, о том, как их возили с выставки на выставку, об этапах транспортировки и ухода за белыми красавцами. Другой фильм повествует о маме-олене (человек, переодетый в костюм животного), она ищет своего олененка. Третий - о том, как человек кормит чаек. При этом художник с внешностью голливудского плейбоя так раскрывал суть видео ряда: «В этом фильме человек представлен как часть окружающей среды. Он не доминанта. Он разделяет еду с другим живым существом. Он кормит чайку».

Звуковая инсталляция воспроизводила голоса птиц у витрины с фазанами и у отдельного построенного кругового павильона, изображающего кусочек шведского леса. Кстати, ничем не отличающегося от русского соснового бора.

Другие арт-объекты не менее интересны и вызывают самый широкий спектр трактовки.

Нам еще непривычен западный взгляд на искусство, на то, что европейцы называют искусством. Ощущение, что любой hand–made по определению есть произведение искусства. И, возможно, это недалеко от истины. В Википедии сказано: «Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически выразительных форм».

Принимающая сторона не ударила лицом в грязь и в ответ на представленное биеннале показала анатомический театр. На столе, покрытом белой скатертью, была разложена рыба. Хрупкая девушка медленно и печально со значением в глазах натянула медицинские перчатки, и приступила к разделке рыбы.

Разделка рыбы

Мама с дочкой проходящая мимо воскликнула: «Смотри, смотри мастер-класс по кулинарии!» Но, устав смотреть, как оглаживают и ласкают рыбу, потянула юное чадо к медведям и волкам.

Если надумаете посетить Дарвиновский музей в течение месяца, и увидите что-то не «в тему», да еще под цифрой «5», то помните, это - шведский проект.