Почему дети не хотят ходить в школу? Неожиданная причина, названная учёными
- 21:00 18 августа
- Дарья Николаева

Новый масштабный опрос родителей в США показал тревожную тенденцию: почти треть детей пропускают школу из-за страха и тревоги. Это явление, называемое "школьной тревогой", становится всё более распространённым и вызывает серьёзные опасения у специалистов и родителей.
Школьная тревога: что это и почему дети боятся учёбы?
По данным опроса, проведённого Ipsos по заказу фонда The Kids Mental Health Foundation, основанного детской больницей Nationwide Children’s Hospital:
-
30% родителей рассказали, что их ребёнок пропускал занятия из-за страха или тревоги, при этом некоторые отсутствовали больше недели.
-
Среди пропускавших школу 42% детей говорили, что чувствуют себя физически плохо, а 20% ощущают усталость.
-
Многие из этих симптомов не связаны с реальными заболеваниями, а являются проявлением психологического напряжения.
Кто находится в группе риска?
-
Дети в возрасте 10–13 лет, особенно в периоды перехода в новую школу, столкновения с новыми требованиями и изменениями в социальном окружении.
-
Причинами часто становятся буллинг, страх публичных выступлений и трудности с учёбой.
-
Непринятые или невыявленные особенности восприятия, например дислексия, могут усугублять ситуацию и приводить к стрессу.
Почему тревогу нельзя игнорировать?
Психологи предупреждают: избегание проблемных ситуаций только усиливает тревожность и приводит к развитию отрицательных моделей поведения. Как объясняет детский психолог Ариана Хоет:
«Чем больше мы избегаем того, что вызывает тревогу, тем сильнее она становится. Родители иногда думают, что дают ребёнку “день для отдыха”, но на самом деле это лишь усиливает проблему».
Что делать родителям?
-
Важно не игнорировать проблему и не поощрять пропуски.
Начинайте открытый и поддерживающий диалог с ребёнком, выявляйте причины тревог и помогайте справляться с ними.
Если ситуация усугубляется — например, ребёнок не выходит из дома несколько дней подряд — необходимо обратиться к специалисту.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) признана одним из эффективных методов борьбы с тревожностью и возвращения ребёнка в учебный процесс.
Примеры из прошлого
-
Школьная тревога не нова: в 80-х и 90-х годах подобные случаи объединяли с проблемами адаптации в переходном возрасте, однако тогда проблема часто оставалась незамеченной и не получила должного лечения.
-
В последние годы растёт осознание важности психического здоровья детей, а школы начали внедрять специальные программы поддержки и помощи.