ЕГЭ по обществознанию 2025: почти половина выпускников не понимает основы устройства государственной власти
- 15:00 21 сентября
- Дарья Николаева

Итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию в 2025 году выявили серьезные проблемы в понимании школьниками основ государственного устройства и функций ветвей власти. По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), только около 52% выпускников успешно справились с заданиями, посвящёнными субъектам государственной власти и федеративному устройству России.
Экзамен по обществознанию сдавали около 255 тысяч человек — это 42% всех выпускников. Средний балл по предмету в этом году снизился до 53,61, что немного ниже показателей предыдущих лет, но остаётся на уровне типичных результатов. Однако в глубине экзаменационных заданий обнаружилась тревожащая тенденция: большинство учеников испытывали трудности с правильным распределением функций между законодательной, исполнительной и судебной властью.
Самая распространённая ошибка — путаница в назначениях и компетенциях разных ветвей власти, а также полномочиях главы государства. Многие выпускники не смогли соотнести соответствующие функции с конкретными органами, что свидетельствует о недостаточном усвоении материала по гражданскому образованию и политике.
Такое положение дел вызывает серьезные вопросы к системе преподавания обществознания в школах. Знания о принципах государственного устройства и правах граждан — неотъемлемая часть формирования гражданской позиции и правовой культуры молодых россиян. Без этого базового понимания сложно строить осознанное отношение к государству и своему месту в обществе.
Эксперты указывают на необходимость повышения качества преподавания, активного внедрения интерактивных методов и практических занятий, которые помогут школьникам лучше усваивать сложные юридические и политические понятия. Более того, рекомендуют уделять внимание развитию критического мышления и анализу реальных социальных ситуаций.
Результаты ЕГЭ показывают обществу, что существует значительный разрыв между теоретическими знаниями и реальным пониманием школьниками государственной системы. Это сигнал для педагогов, родителей и органов образования к усилению работы по гражданскому воспитанию.
В то же время положительным моментом является то, что задания ЕГЭ выявляют эти пробелы — и именно на этой основе можно строить дальнейшие шаги по совершенствованию образования.
Итоги экзамена также демонстрируют важность для выпускников осваивать не только факты, но и умение анализировать и применять знания на практике, что особенно актуально в современном динамично меняющемся мире и политической среде.