Это, наверное, присуще всем мамам. Когда мы носим ребенка под сердцем, нам хочется побыстрее увидеть его, узнать, на кого он похож. Глядя на родившегося малыша, мы вновь мечтаем заглянуть в будущее, узнать, каким человеком он станет.
Время летит быстро. И вот наши дети уже подростки. И глядя на них, нам уже хочется вернуться в прошлое и исправить в них то, чем мы недовольны в настоящем.
Я расспросила своих подруг и знакомых, что бы они исправили, если бы могли вернуться в прошлое.
Вероника:
Принеси – подай, и где мои тапочки?
После окончания медицинского ВУЗа родила сына, потом второго. Была убеждена, что дети – это главное, дети – это цель жизни. Долгое время сидела в декретном отпуске. Затем нашла работу со свободным графиком, чтобы можно было подстраиваться под режим детей. Кормить их обедом и водить на кружки и секции.
Сейчас мои дети – подростки. Они практически во мне не нуждаются. И оказалось, что у меня больше нет цели жизни. Строить карьеру поздно. Ощущение складывается, что я не реализовалась в жизни, как личность. Как мама, - да, у меня хорошие и воспитанные дети. А что касается всего остального… Что сделала, чего добилась? Ничего…
Оказывается, это так важно – быть востребованной личностью, а не только «принеси – подай, и где мои тапочки».
Иногда бывает тоскливо. И эти настроения накатывают все чаще.
Мне кажется, в молодости я неправильно расставила приоритеты. На Олимп возвела детей. Дети – это важно, но это часть жизни, одна из главных ее составляющих, но не определяющих. Возможно, нужно было развиваться параллельно: дети и работа. Работа в смысле самореализации. Да, было бы сложнее тащить детей и карьеру одновременно. Но тогда я не чувствовала себя у разбитого корыта.
Мария:
Встал, пошел и сделал!
Я сейчас выскажу сугубо личное мнение. Я не претендую на объективность, а исхожу из личного опыта.
Мои дети посещали Вальдорфский садик, затем и Вальдорфскую школу. Для тех, кто не знаком с этой системой, в двух словах: принцип обучения в школе строится в ненасилии. Не хочет ребенок что-либо делать, заставлять его не нужно. Нужно сделать так, чтобы он захотел это сделать. И второе, знания нужно не давать, а к ним подводить. Основополагающие постулаты прекрасные. Но на деле…
Вальдорфский садик как воспитательная система – это то, что нужно детям – дошкольникам. А вот из Вальдорфской школы я старшего забрала после шестого класса, младшего после второго, когда узнала, что они не тянут программу общегосударственной школы по основным предметам. Да, они играют на флейте, поют песни на немецком, умеют вязать на спицах… Но что касается точных наук – полный аут.
Когда переводились в общеобразовательную школу, старшему сыну написали характеристику. Она была такая вымученная. В ней перечислялись успехи и достижения ребенка, и в частности упоминалась его работа по биологии, занявшая призовое место. Я помню, чего мне стоил этот проект, сколько нервов и сил он отнял у меня. В сроки сын не уложился, я постоянно его теребила, упрашивала, сама подыскивала текст и фотографии и, в конце концов, за него сделала эту работу.
Сын тогда отнекивался: «Нет настроения, не хочу, потом…» Он таким и остался. Не умеет заставлять себя, не умеет ставить перед собой цели и достигать их. Человек настроения. Если не хочет, никто его не заставит. Может загореться чем-то, но быстро остывает.
Сдать ГИА не смог. Выпустили из школы по справке. Поступил в автомеханический колледж потому, что туда брали без экзаменов.
Младший уже в начальной школе научился делать усилия над собой. Понимает – есть слово «надо». Встал, пошел и сделал.
Помогла школа, где в классе 27 учеников и нет возможности воспринимать настроения детей. Есть школьная программа. Она является определяющим фактором.
Ольга:
Ты мужик!
У меня сын и дочь. Разница у них в пять лет. Есть подруга с детьми – сверстниками моих детей.
Я такая умная и вся такая начитанная. Книг по воспитанию прочла тьму тьмущую. У моей же подруги – пяток детских книжек - сказок.
Я воспитывала сына и дочь как равнозначных личностей. К ним относилась одинаково. Моя же подруга воспитывала иначе. Они тоже были для нее любимыми детьми, но она еще формировала отношения между дочерью и сыном. «Ты старше, ты умней, ты мужик», – говорила она сыну, – «Ты отвечаешь за сестру. Я буду за все спрашивать с тебя». Это всаживалось с достаточно раннего возраста. Подруга спрашивала за все с сына, мотивируя тем, что он старше и он мужик. Сын полностью соответствовал возложенным на него обязанностям. Для сестры он являлся беспрекословным авторитетом.
Муж поддерживал позицию жены.
Теперь нашим сыновьям по семнадцать лет. Насколько они отличаются! Мой увалень, играет в компьютерные игры и подтрунивает над сестрой. А сын подруги… Кого она хотела воспитать, того и воспитала, настоящего мужика. Он уже два года, как подрабатывает, прилично учится и блюдет свою сестру. Как она проводит время, что у нее за подруги, просматривает ее электронный дневник и фотки на ее страничке «В контакте», и заставляет удалять, если ему не нравятся. Это он ей названивает, когда та задерживается, а не мама.
Я понимаю, что в жизни сына моей подруги все будет замечательно. Он умеет брать ответственность на себя и отвечать за близких.
Надежда:
Деньги давай!
Меня беспокоит отношение моего сына к деньгам. С начальной школы я давала ему карманные деньги, чтобы он учился ими распоряжаться и не чувствовал себя ущербным. Сын взрослел, увеличивалась и статья расходов. В старших классах я ему в неделю даю 1000 рублей и все равно слышу его нытье: «Дай на кино, на новые наушники, на бейсболку…»
Его одноклассники уже подрабатывают. На регулярных городских мероприятиях, в кафе, офисах. Те, кто хочет заработать, работу находят.
Для меня в этом вопросе важны не только деньги, но и приобретение опыта и новых навыков.
Сын подработкой брезгует, считает ее ниже своего достоинства. Ему привычнее подойти и спросить у меня нужную сумму. Считает, что родители ему обязаны давать, а иначе, зачем было его рожать, если мы не справляемся со своими обязанностями? Значит мы плохие родители. Если деньги у нас есть, а мы ему не даем, значит, мы жадины и эгоисты. Если деньги не даем по причине их отсутствия, значит, мы не преуспели в жизни, мы неудачники, тогда какое право имеем его чему-то учить.
Теперь мне ближе другая «денежная» позиция, которую я встретила у его одноклассников. Им родители деньги дают на что то конкретное (на билет в кино, на проездной…) У них нет «свободного хождения денег». Если сломались наушники, то жди очередного праздника, тогда в подарок получишь наушники. Вместо денег на школьный завтрак ребенок получает от мамы бутерброд и сок.
Естественно, у подростка рождается желание зарабатывать самому. При этом он разумно тратит заработанные деньги.
Вика:
Вещь купил, поносил, выбросил
Недавно разбиралась на даче. Ужаснулась. Сколько там ненужных детских вещей! Огромные коробы из под телевизоров заполнены одеждой, которую ребенок так и не успел сносить. Груды игрушек, в которые толком он так и не поиграл, потому что были куплены или подарены другие, еще более новые игрушки. Была гонка за игрушками. Купить следующую, за ней еще одну.
Конструкторы, настольные игры, развивающие игры, игры на логику и память занимают четыре большие полки.
Книги – это отдельная тема. Скупались детские книги с красочными иллюстрациями в надежде, что ребенок будет их читать. Покупались красивейшие альбомы по живописи, которые сами являлись произведением искусства, настолько они потрясающе оформлены. Книги по детской психологии занимают две отдельные полки.
И все это лежит ненужным грузом, большей частью так не использованное по назначению.
Зачем это было куплено? Был ли это самообман, что все это нужно или гонка за красивыми детскими вещами, чтобы потешить родительское самолюбие? Какая я мама хорошая, вон сколько потрясающих вещей у моего ребенка!
Ребенок давно уже вырос, а рука так и не поднимется избавиться от этого красивого детского хлама.
И чтобы это больше не повторялось, решила жить по принципу вещевого минимализма. Вещь купил, поносил, выбросил. Тогда покупаешь следующую.
Это относится ко всем предметам и особенно к книгам. Приобретать их только в крайнем случае. И не покупать беллетристику и детективы. Нечего засорять не только жилище, но и свой мозг бесполезной информацией.
Все совершают ошибки, и это нормально. По возможности нужно стремиться их минимизировать, и в этом может помочь чужой опыт.
Фото - фотобанк Лори