Писать от руки – это «не модно» и с точки зрения прогресса устарело. Тем не менее, это и приятно, и полезно, и способствует разностороннему развитию. Особенно полезно заниматься письмом детям, хотя и взрослые получат выгоду, если возьмутся выводить буквы на бумаге красивым почерком.
Откуда возникло мнение о том, что навыки письма современному человеку не нужны? К сожалению, это мнение питает прогресс. В конце концов, зачем писать, зарабатывая мозоли на пальцах, если существуют компьютеры с текстовыми редакторами и принтеры? На худой конец, когда клавиатуры нет под рукой, всегда можно набрать текст на смартфоне или планшете. Что же до записывания ради сохранения информации, то теперь любой текст можно скопировать парой кликов – так зачем записывать?
Вероятно, этими соображениями руководствовались в США, когда решили в 2011 году отменить уроки письма в государственных школах. Пионером в этом «начинании» стал штат Индиана, за ним последовали большинство штатов. Правда, неравнодушным родителям законодатели оставили «лазейку»: по желанию детей (и их родителей) занятия будут проводиться факультативно, по договоренности с учителем. Эксперимент вызвал неоднозначную реакцию во всем мире. Противники настаивают: как же школьники научатся ставить подпись под документами? Похоже, вскоре в Америке изучать письмо будут только историки – в силу профессии, чтобы суметь разобрать написанные от руки заметки и дневники исторических деятелей.
К счастью, не у всех законодателей проект об отмене уроков письма вызвал энтузиазм, и наши дети по-прежнему учатся писать. К счастью – потому, что занятия письмом очень полезны, и это не голословное, а наукой и практикой доказанное утверждение.
Какая же польза в занятиях письмом?
- Письмо задействует ту же зону мозга, которая отвечает за фильтрацию информации и называется ретикулярной активирующей системой (РАС). Иначе говоря, записывание текста учит нас отсекать лишнее – полезный навык в эпоху информационной перегрузки;
- Набор печатного текста – процесс унифицированный и монотонный, а написание текста от руки (пусть даже переписывание) - творческий, ведь вы выводите на бумаге собственные знаки, собственным почерком. Тем самым занятия письмом развивают наши творческие способности;
- Записанные сведения лучше запоминаются, так как задействуются все виды памяти (не только зрительная, но и тактильная, и даже слуховая, если у вас есть привычка проговаривать тихонько то, что записываете);
- Невозможность «вырубить топором» то, что написано пером, приводит к тому, что человек учится наиболее точно выражать свои мысли;
- Исследования показывают, что литературные произведения, написанные от руки, красивее стилистически и богаче лексически, больше задействуют язык. Неудивительно, что многие известные люди записывали и записывают свои мысли сначала на бумаге (среди них - Труман Капоте, Вуди Аллен, Сьюзан Зонтаг);
- Процесс написания текста требует фокусировки внимания, и хотя это нелегко в современных условиях постоянной многозадачности и разнообразных отвлечений, тренирует концентрацию на том, что делаешь;
- Записывание текста от руки помогает бороться со стрессом (живые доказательства – люди, ведущие дневник). Кроме того, плохие мысли и новости, записанные на бумаге, воспринимаются менее остро;
- Написание от руки успокаивает (особенно тех людей, которые любят рисовать символы и закорючки во время личного разговора или болтовни по телефону);
- Манипуляции с ручкой, аккуратное письмо задействует зоны мозга, отвечающие за мышление, речь, память, поэтому регулярные занятия каллиграфией стимулируют развитие этих зон, а заодно и соседних с ними (в организме человека все взаимосвязано). Неудивительно, что занятия каллиграфией проводятся для людей в зрелом возрасте, ради предотвращения деменции и нарушений памяти;
- Педантичным людям красиво написанные буквы доставляют эстетическое удовольствие и повышают самооценку.
Таким образом, занятия письмом кругом полезны – и взрослым, и детям. В случае с детьми есть еще прикладной аспект: в школе до сих пор высоко ценится умение писать аккуратно, поэтому тренировка этого навыка (графической аккуратности) точно окупится отличными оценками.
К сожалению, в школах навыкам письма уделяется очень немного времени и внимания. В результате дети учатся писать, но делают это нехотя, из-под палки и «как курица лапой».
Как научить ребенка писать красиво?
Этап 1. Подготовка
Ее можно начинать в возрасте 2-3 лет. В большинстве случаев нетрудно заметить интерес ребенка к письму. Как он выражается?
- ребенок пытается подписать свои рисунки;
- ребенок интересуется разницей между печатным и написанным от руки текстом;
- ребенок пытается скопировать подпись родителя или придумать собственную.
Специалисты предлагают следующие способы разработать руку малыша и подготовить ее к письму. Регулярные занятия не только научат ребенка аккуратно писать, но и разовьют усидчивость, концентрацию внимания.
1. Упражнения на мелкую моторику
К ним относятся пальчиковые игры, паззлы, мозаика, рисование, раскрашивание, аппликация, вырезание, игры с пластилином, шнуровки, пальчиковая гимнастика.
2. Освоение штриховки
Важно менять расстояние между штрихами, наклон и виды штриховки.
3. Хобби, способствующее развитию мелкой моторики
К ним относятся бисероплетение, вышивание, плетение резинками, вязание, плетение косичек.
На этапе подготовки к письму важно приучить малыша к правильной осанке. Если не обращать на нее внимания, то ребенок привыкнет горбиться, а там недалеко до сколиоза, нарушений зрения и, кстати, некрасивого почерка.
Писать письменные буквы до 5-6 лет (и даже до школы) педагоги не рекомендуют - во избежание неправильной постановки руки или приучения к неправильному написанию букв. Переучить, конечно, можно, но это долго и мучительно и для ребенка, и для родителей. Поэтому если на этапе подготовки руки к письму ребенок проявит интерес к буквам, то ограничьтесь печатными.
Этап 2. Собственно письмо
Прежде чем переходить к занятиям письмом (это оправданно в возрасте 6 лет и старше и особенно актуально для младших школьников), убедитесь, что не навредите!
- Регулярно проверяйте осанку ребенка.
- Следите за правильной посадкой во время письма, отрегулируйте высоту стола и стула.
- Обратите внимание на письменные принадлежности – ручка, в частности, должна быть удобной, не слишком толстой и короткой, чтобы держать ее детской руке было не сложно.
- Помогите ребенку выработать навык правильно держать ручку. Это кажется не важным, но в дальнейшем навык поможет школьнику писать не только красиво, но и быстро. Ручка должна располагаться на верхней фаланге среднего пальца, а большой и указательный пальцы должны фиксировать ее сверху. При правильном захвате большой палец находится выше указательного, а кончик ручки «смотрит» на плечо.
Упражнения для занятий письмом с дошкольниками:
1. Детские прописи - с интересными заданиями не только (и не столько) на написание букв – «обведи», «раскрась», «заштрихуй» и т.д.
2. Несложные тексты – поздравительные надписи на открытках, записки папе и маме на холодильнике.
3. Тексты посложнее, например, собственные сказки или письма – родственникам, друзьям.
Зачастую писать красиво у ребенка получается, но как быть с современным «бичом» учителей и родителей – безграмотностью? Как научить ребенка писать грамотно?
Привейте ребенку любовь к чтению
Для этого как можно больше и чаще читайте сами (на глазах у ребенка), читайте вместе, слушайте, как он или она читают вслух. Большинство людей – визуалы. Читая, мы постоянно встречаем «сложные» с точки зрения орфографии слова, но сознательно не обращаем на них внимания (ведь мы увлечены сюжетом), зато подсознательно – запоминаем, как они выглядят. Богатый пассивный словарный запас со временем превратится в грамотность.
Пишите с ребенком диктанты
Это могут быть и словарные диктанты, и отрывки текстов. Главное – соразмерять уровень подготовленности ребенка со сложностью текстов.
Практикуйте орфографическое чтение
Суть его в том, что ребенок читает слова по слогам так, как они пишутся, а не как произносятся. Например, «вО-рО-бей» (а не «ва-ра-бей»). Не опасайтесь, что ребенок привыкнет так чуднО говорить, – по мнению педагогов, это ему не грозит. Но если ребенок – аудиал, т.е. воспринимает информацию преимущественно через слух, то орфографическое чтение быстро поднимет уровень его грамотности.
Боритесь с невнимательностью
Многие дети делают ошибки не по незнанию, а от невнимательности. Помогут простые игры и даже приложения для смартфона и планшета, например, игра на подчеркивание или вычеркивание из текста определенной буквы.
Переписывайте с ребенком тексты
Желательно, чтобы они были недлинными, динамичными и с интересной концовкой.
Исключите вариант дисграфии
Если раньше на детей, пишущих некрасиво или неграмотно, сразу вешали ярлык «лентяй», то теперь сначала отправляют к детскому психологу. Оказывается, есть такое заболевание – дисграфия, которое мешает ребенку успешно осваивать навыки письма. К счастью, это заболевание лечится.
Когда мы говорим о красивом письме, мы имеем в виду не только эстетику (каллиграфическое написание) и грамотность (правильное написание с позиции законов языка), но и стиль. Как научить детей писать красиво стилистически, красивым слогом?
- Расширяйте словарный запас ребенка, углубляйте его понимание родного языка (обсуждайте оттенки смысла, подбирайте синонимы-антонимы, объясняйте метафоры).
- Развивайте фантазию ребенка.
- Сочиняйте с ним стихи, ищите рифмы.
- Как можно больше читайте – наблюдение за классиками литературы поможет ребенку постичь и полюбить родной язык, оценить его красоту, научиться замечать выразительность.
- Практикуйтесь!
Совет чаще усаживать ребенка за занятия письмом только звучит легко, но выполняется с трудом. Писать утомительно и, по мнению многих детей, скучно. Как заинтересовать детей письмом?
Купите или выберите вместе красивые письменные принадлежности – они должны нравиться ребенку. Подбирайте для занятий интересные, познавательные задания. Часто поощряйте и хвалите ребенка.
Интересным способом научить ребенка писать может стать написание писем. Поводов написать письмо в современной жизни немного, но если нужно, можно поводы создать. Кому и что, например, ребенок может писать?
- бытовые записки папе и членам семьи;
- секретные записки братьев и сестер друг другу;
- письма родственникам, которые живут далеко;
- (обязательно!) ежегодные письма Деду Морозу;
- письма в любимые детские журналы или любимым детским писателям (можно писать на адрес издательств);
- друзьям по переписке.
Кажется, что писать письма легко. Впрочем, важен не только внешний вид, но и содержание, и структура письма. Часто детям трудно в письме идти дальше фразы «как дела?» Педагоги советуют не формулировать текст за них, не диктовать. Лучше подсказывать наводящими вопросами («что интересного произошло с тобой за последнее время? кого из общих знакомых ты встретил? в чем преуспел?») или подкидывать идеи («а давай расскажем, как съездили за город на пикник!») Научите ребенка выражать в письме свои мысли и придавать им структуру. В дальнейшем этот навык поможет успешнее писать сочинения в школе.
Американская писательница и педагог Пегги Кей (Peggy Kaye) в книге «Игры для письма» («Games for Writing» - на русский язык пока не переведена) предлагает несколько советов родителям о том, как избавить детей от страха перед чистым листом, а заодно научить красиво и грамотно писать.
1. Создайте собственные бланки
Если дети придумают собственный дизайн бланков, то охотнее потом будут на них писать. Созданный в графическом редакторе бланк можно распечатывать по мере необходимости и менять по желанию.
2. Заведите ежедневники
Все мы любим документировать свою жизнь. Для детей это еще и игра во «взрослых». Заполнение ежедневника не только станет тренировкой навыков письма, но и дисциплинирует, не позволит забыть о важных делах и встречах.
3. Заведите семейный «почтовый ящик»
Отправляйте с его помощью письма друг другу. Это и весело, и полезно.
4. Придумайте официальную печать вашей семьи
Автор метода советует родителям не разрешать использовать печать по пустякам – только в случае длинных и обстоятельных писем друзьям и родственникам.
5. Пишите пьесы и ставьте их (или даже снимайте на видео)
Пусть муки творчества дети изливают на бумагу. А почувствовать себя настоящими писателями и драматургами будет проще, если пьесы «перекочуют» на сцену или на видео.
6. Создавайте семейную газету или стенгазету
Можно раздать роли (редактор, фотокор, журналист-новостник, автор колонки и т.д.) или рубрики. Создание газеты не только улучшит навыки письма, но и сплотит, и развлечет всю семью.
7. 15 минут свободного письма
Пегги Кей предлагает 15 минут в день уделять записыванию чего угодно. Важные аспекты: а) взрослые тоже пишут; б) на ошибки никто не обращает внимания.
8. Пишите песни
9. Придумывайте квесты
Квест – это не только весело и познавательно, но и улучшает навыки письма: дети пишут записки, рисуют карты, составляют кроссворды и ребусы.
10. Создавайте книги
Это долгосрочные проекты, и, конечно, они требуют участия и помощи взрослых. Даже если из детской книги не получится шедевр мировой литературы, это будет занятие для всей семьи, доказательство которого останется на память.
Фото - фотобанк Лори