Хоумскулеры, анскулеры, онлайн-ученики: альтернативы традиционному школьному образованию.
Семей, которые для своих чад выбирают альтернативу школьному образованию, с каждым годом становится все больше, а уровень их знаний выше, чем в школе. Престижные британские вузы такие, как Гарвард и Йель, несколько лет назад даже стали принимать «семейников» без экзаменов, оценивая их знания как высокие.
Об этом рассказали на III Международной конференции семейного образования (МКСО), которая впервые прошла в России в середине мая, где собрались эксперты в области альтернативных форм образования и родители, которые решили обучать своих дочерей и сыновей в семьях. К сожалению, далеко не все родители знают, что семейное обучение разрешено Федеральным законом об образовании еще с 1992 года. Как же можно из традиционной школы перейти на семейную форму обучения?
Кому подходит семейное образование?
Семейная форма обучения часто становится выходом из ситуации для родителей, чьи дети профессионально занимаются спортом и больше времени проводят на тренировках, чем в школе. Для семей, которые живут далеко от школы и не могут ходить в нее каждый день. Образование в семьях востребовано и теми, кто живет и работает вдали от Родины. Многие русскоязычные семьи не хотят терять связь с культурой и языком родной страны и предпочитают отечественное образование - зарубежному. А еще особенные дети, которые не имеют диагноза, но и не «тянут» традиционную школу. Также хоумскулинг является разумным решением для одаренных детей, что позволяет им получить знания в том объеме и качестве, которое требуется “вундеркинду”.
Какие бывают альтернативные формы обучения?
Первая ступень к альтернативному образованию – это очно-заочная форма. Чадо ходит в школу лишь на уроки по выбору, остальные предметы изучает дома самостоятельно, онлайн или с репетиторами. Можно в школу не ходить вовсе, если перейти на семейную форму, написав заявление директору. Появляться в школе раз или два в год, по договоренности, для сдачи зачетов и прохождения аттестации. Важно знать: если ребенок прикреплен к конкретной школе, то она обязана обеспечить его всеми учебниками. Хард-версия семейного образования - анскулеры. Это когда родители против всяческих программ, считают, что знания нужно давать ребенку в соответствии с его увлечениями и талантами. В этом случае ребенок никак не связан со школьной программой, список общеобразовательных предметов и дополнительных занятий определяют только родители и тут все зависит от их возможностей и фантазий. Но госэкзаменов в 9 и 11 классах никому не избежать даже анскулерам.
У хоумскулеров есть выбор, как учиться: можно по стандартным школьным учебникам, альтернативным учебным программам или в онлайн-школах. Существуют интернет-порталы с платным доступом, на которых дети учатся удаленно и «грызут гранит науки» с помощью большой базы цифровых учебных пособий. В интернет-школах есть все и учебники, педагоги, уроки, дневники, зачеты и аттестации. Качество полученных знаний отличается не в выгодную для традиционных школ сторону. Живое общение из процесса образования не исключено: педагоги выходят на связь в прямом эфире или с помощью чата. Важную роль в онлайн-обучении играет наставник, посредник между учеником и компьютером, который не оставит онлайн-школьника один на один с гаджетом и уроками. Такой способ обучения особенно актуален для семей, проживающих за границей.
Интернет-проекты в помощь «семейникам»
Образовательный проект “Экстерн-офис” (https://extern-office.net/s) создан учителем из Новосибирска Алексеем Битнером более 8 лет назад и содержит базу конспектов с кратким изложением основных тем по школьным предметам. Ученики закрепляют полученные знания посредством тренажеров в формате “вопрос-ответ”. Система обучения отличается тем, что промежуточные дистанционные аттестации можно пройти на сайте проекта после освоения курса, они равномерно распределены по ходу учебного года. Итоговые аттестации проходят очно в школах, к которым прикреплен ученик. Стоимость годового обучения составляет от 21 до 35 тысяч рублей в зависимости от класса. Доступ к тренажерам по отдельным предметам - от 2 тысяч рублей.
На сайте крупнейшего образовательного онлайн-проекта InternetUrok.Ru (https://interneturok.ru/) более 4700 видеоуроков и конспектов, 14500 тестов и тренажёров для учащихся 1-11 классов. Школьников можно официально зачислить в “Домашнюю школу”, в которой организован дистанционный образовательный процесс, включающий контакт с учителями на всех этапах (подготовка к уроку, онлайн-консультации, выполнение домашнего задания). Обучение с зачислением в “Домашнюю школу” обойдется в 34 200 рублей в год, сопровождение персональным наставником - 16 200 р. в год, а без зачисления в онлайн-школу (ребенок переходит на семейную форму в общеобразовательной школе, где и проходит аттестации) - 3 600 р. в год.
Онлайн-школа ЦОДИВ (https://www.codiv.ru) предлагает своим ученикам очно-заочное и заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, а также дополнительное образование. В качестве средств обучения школа использует находящиеся в свободном доступе электронные ресурсы, разработанные сторонними авторами. Онлайн-занятия проводятся с помощью Skype и платформ для проведения вебинаров. Промежуточные аттестации учащихся проходят на образовательном портале «Виртуальная школа». Итоговые аттестации - в очном режиме. Дети, получающие образование в семье, могут быть прикреплены к ЦОДИВ для прохождения аттестаций. Стоимость годового обучения варьируется от 12 до 26 тысяч рублей в год в зависимости от формы обучения и класса.
Кто поможет родителям?
Существует программа «Классические Беседы» (Classical Conversations) для поддержки и обучения родителей, в рамках которых пап и мам на тренингах и мастер-классах учат, как обучать детей в семье. Родители могут пройти курсы, узнать азы семейного классического образования. По мнению представителей проекта «Классические беседы» вообще важнейшим условием перехода на семейное образование должна быть готовность родителей к тому, что понадобится перестроить быт и уклад в доме, пересмотреть бюджет и изменить свое расписание так, чтобы уделять ребенку больше внимания.
Исследования заведующего кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. Ломоносова Анатолия Антонова показывают, что родители, которые выбирают семейную форму обучения, демонстрируют способность к более крепким семейным связям, большую солидарность и преданность по отношению друг к другу внутри семьи и больший потенциал к развитию семьи в целом. Это самое главное в семейном образовании – ребенок должен научиться выстраивать взаимоотношения в семье и потом транслировать эту модель на коллектив. Важно понимать, что родители могут столкнуться с новой ответственностью и трудностями.
Для многих родителей краеугольным камнем становится тема социализации. Если записать ребенка в творческие кружки, музыкальную школу, спортивные секции, то проблем точно не будет. Тем более, ребенка, который ходит на допзанятия окружают единомышленники, что не скажешь про школьный коллектив, который подбирается по географическому признаку.
Очевидно, у каждого из родителей могут быть свои сильные или слабые стороны в работе с развитием познавательных возможностей своего ребёнка. Кому-то с большой радостью и охотой даются занятия по гуманитарным предметам, кто-то чувствует себя уверенно только в математике или естественных науках. Выходом из такой ситуации становится поиск единомышленников среди таких же родителей. В небольших сообществах родители общаются между собой, советуются, помогают в подготовке детей к различным предметам. Если папы или мамы забыли школьную программу, они могут все вспомнить, посмотреть короткие курсы по основным предметам. Такие лекции родители могут слушать в течение часа или двух в неделю, потом поддержать беседу с ребенком по давно забытым темам, популярно рассказать им об электропроводности воды или объяснить, что такое логарифм. После просмотра видеоуроков все легко вспоминают программу школы.
Как учить?
Не стоит изначально разрабатывать подход, главной чертой которого было бы максимальное отличие от школы. Конечно, безусловно, необходима дисциплина и систематичность в работе. Существуют важнейшие принципы обучения – это связь теории с практикой, воспитание личным примером, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, построение изучаемого материала от легкого к сложному – то есть всякий материал, который ребенку предстоит изучать, должен быть основан и встраиваться внутрь того материала, который им уже изучен.
Есть наиболее удобное время для познавательной деятельности и активности ребёнка. Есть время, когда его деятельность должна быть более хаотичной, творческой. Это нужно учесть заранее, спланировать и рассчитать по времени. Даже если на какое-то занятие или отдельную работу нужно 15-20 минут, их надо выделить и зафиксировать.
Крайне травмирующий эффект оказывает на ребёнка ситуация, при которой ему необходимо соответствовать ожиданиям учителей и подстраиваться под систему оценки знаний. Но ребёнок не должен чувствовать, что его оценивают в соответствии лишь с его отметками, не должен испытывать страха разочаровать родителей или вызвать недовольство учителей. В первую очередь, важно установить близкие доверительные отношения со своим ребенком. Семейное образование учит ребенка добывать знания самостоятельно в атмосфере безусловной любви и уважения, укрепляет взаимопонимание и доверие между родителями и детьми, которое так важно на протяжении всей жизни.