Начало здесь

В понедельник мы простились с гостеприимными хозяевами гостевого дома «Мироничи» и отправились в монастырь Давида Гареджийского, по-грузински просто Давид Гареджи.

О Давиде Гареджийском я впервые услышала во время первого паломничества в Иерусалим в 2009 году. Именно тогда монахиня Силуана из Горненского монастыря показала нам ту самую гору, на которой молился преподобный Давид, и с которой он принес знаменитый камень в свою обитель. История смиренного монаха, считавшего себя недостойным войти в Иерусалим, глубоко запечатлелась в моей памяти. И вот, спустя 10 лет, Господь привел меня в монастырь преподобного Давида Гареджийского.

Дорога к монастырю

Я была наслышана об очень плохой дороге к монастырю, и ещё больше беспокоилась после прошедших обильных дождей и вчерашнего блуждания с навигатором по глинистым горным дорогам. Но оказалось, что дорога легко проходима для внедорожника, да и для обычной легковушки при медленной езде.

Все эти огромные дикие пространства монахи проходили пешком

Перед поездкой в эти пустынные места желательно запастись водой и перекусом. Правда, в ближайшем селе Удабно есть несколько кафе и хостелов, но в самом монастыре еды нет, а вода только платная, в бутылках.

Гареджийская пустыня

Под Давид-Гареджийским монастырем обычно подразумевают главный монастырь, или Лавру. Но поблизости есть еще несколько монастырей, основанных сподвижниками и последователями святого Давида. Один из них, труднодоступный, хорошо виден на горе напротив Лавры. Другой – Натлисмцемели (св. Иоанна Крестителя) доступен только для внедорожников. Ещё один – монастырь Удабно – не действует, он находится на границе Грузии и Азербайджана. Некоторые монастыри находятся на Азербайджанской территории.

Лавра Давида Гареджийского

Осмотр Давид-Гареджийского монастыря делится на две основные части: посещение собственно Лавры и поход на гору к монастырю Удабно. В Лавре доступен для посещения храм, где покоятся мощи преподобного Давида Гареджийского, и небольшая часть двора. Войти можно через нижние ворота и сразу пойти в храм, или, войдя через верхние ворота, спуститься через несколько галерей и попасть во внутренний двор к храму.

Храм Давид-Гареджийской лавры

Здесь покоятся мощи преподобного Давида

Икона "Слава Грузии", где изображен сонм грузинских святых. Подробно почитать об этой удивительной иконе можно здесь

Эта икона изображает основателя монастыря - преподобного Давида, и его учеников и последователей, основавших соседние монастыри. По преданию, преподобный Давид, выбрав место для монастыря, изгнал отсюда дракона, который изображен внизу иконы. Возможно, это была огромная ящерица или змея, которые и теперь водятся в этой местности в больших количествах.

В 1625 году шах Аббас разграбил монастырь и убил всех монахов. Эти преподобные мученики изображены на иконе.

Для посещения монастыря необходимо соблюдать дресс-код (юбка и платок для женщин, брюки и прикрытые плечи для мужчин). 

А вот идти в гору удобнее в брюках, в том числе женщинам. Кроме того, хорошо бы иметь удобную обувь для горного трекинга, головной убор и запас воды. Открытые участки тела стоит защитить кремом от загара.

Маршрут до верха горного хребта с осмотром пещерных храмов и древних монашеских келий занимает около трёх часов. По хребту проходит граница Грузии и Азербайджана, и пограничники двух стран наблюдают за туристами. С горы открывается великолепный вид наАзербайджан, а вдали видны заснеженные вершины гор Армении. В пасмурную или туманную погоду такой подъем был бы менее радующим, а в дождь многие участки могут быть прямо-таки опасны.

Пещерные храмы вдоль хребта

Остатки росписей в пещерных храмах

Лики стерты, остались лишь очертания фигур

Среди вандальных надписей попадаются довольно старые: 1894 год

Постройки монастыря Удабно

Монастырь Натлисмцемели (св. Иоанна Крестителя) значительно менее посещаемый, сюда доезжают только внедорожники. Монастырь действующий, в пещерах находятся кельи, сверху на горе возвышается башня, которая в наши дни не несёт никакой функции. Для посещения открыт пещерный храм, у которого есть только один фасад, а все помещения выдолблены в скале. Храм состоит из основного объема, двух приделов и маленькой часовни при входе. Причудливое внутреннее пространство находится в разных уровнях и соединено арочными ходами, окнами и каменными лестницами. Иконы установлены в нишах. Кое-где видны остатки штукатурки.

Дорога к монастырю Натлисмцемели

Монастырь Натлисмцемели

Монастырь Натлисмцемели. Входные ворота и храм

В пещерном храме

Вход в пещерный храм

Пустыня. Вдали - Азербайджан

У подножия монастыря

Гареджийская пустыня не такая уж пустынная: тут нет деревьев, но много травы

На следующие три ночи мы поселились в Мцхете, в просторном частном доме с видом на Джвари и реку Куру. Вторник собирались посвятить поездке в Уплисцихе, но так устали накануне, посещая пещеры Давид-Гареджи, что решили остаться в Мцхете и не ездить далеко.

В Мцхете большинство туристов посещают Джвари и Светицховели, но это не единственные достопримечательности города.

После позднего завтрака, состоявшего из мацони и хачапури, купленных неподалёку, поехали в Шио-Мгвимский монастырь. Он расположен в нескольких километрах от города у подножия горы. Монастырь основан в 6 веке одним из ассирийских отцов, пришедших в Грузию, и основавших монастыри в разных ее уголках. Преподобный Шио выбрал эту местность недалёко от берега Куры. Самое удивительное, что в монастыре сохранился храм, построенный ещё при основателе монастыря! Это совсем небольшой храм, к которому в 9 и 11 веках пристроены ещё два, последовательно все более объемные. Наконец, чуть выше по склону в начале 12 века, при Давиде Строителе, был выстроен ещё один храм, который внутри смотрится гораздо более объёмным, чем снаружи. Оба храма сохранили росписи начала 20 века.

У входа во многие храмы установлены такие макеты - для слепых

Эта часть храма построена в 11 веке. Росписи начала 20 века

Храм начала 12 века

Внутри он выглядит больше и просторнее, чем кажется снаружи

Великолепен резной каменный иконостас

На иконах преподобный Шио часто изображается с курящимся ладаном в руке. Это связано с эпизодом из его жития - именно так он выбирал место для постройки храма.

Основатель монастыря, преподобный Шио, последние 15 лет жизни провёл в вырытом им же самим колодце, питаясь водой и просфорами. Настоятелем после него стал преподобный Евагрий, который позже и сам, по примеру своего учителя, ушёл в затвор в колодце по другую сторону от храма. Оба колодца сохранились, но посетить можно только колодец святого Шио, где находится его икона и каменное надгробие. Мощи святого Шио хранятся в Мцхете в монастыре Самтавро.

Монастырь Самтавро

Монастырь Самтавро находится в центре Мцхеты. Храм был построен царем Мириамом на том месте, где был ежевичник святой Нино. Равноапостольная Нина жила сначала у садовника, но потом, чтобы не стеснять его, перебралась в естественный шалаш из кустов ежевики. В память об этом на территориимонастыря и теперь растёт небольшой ежевичник.

Ежевичник святой Нино

В Самтавро находятся целый ряд важных святынь: мощи преподобного Шио Мгвимского, святого царя Мириана и его жены Наны. В последнее время едва ли не главной святыней монастыря стали мощи преподобного Гавриила Углебадзе, современного грузинского святого, скончавшегося в 1995 году.

Мощи преподобного Гавриила Углебадзе

Отец Гавриил был монахом в миру. Он родился в 1929 году, в 26 лет принял постриг. При советской власти исповедовать веру было трудно, но монах Гавриил не боялся властей. У себя во дворе он построил храм, и долго противостоял властям, которые неоднократно разрушали храм, а он вновь восстанавливал. Он ходил по городским свалкам, собирая иконы, и если в советских газетах встречал святые изображения, вырезал их и помещал в рамочки.

В 1964 году на первомайской демонстрации святой Гавриил поджег транспарант с портретом Ленина. Он убеждал людей, что нельзя боготворить человека, а славить следует только Господа Иисуса Христа. После этого отца Гавриила признали сумасшедшим и выдали ему белый билет.

Преподобный Гавриил Самтаврийский (Углебадзе). Икона с житием

Церковные власти в угоду светским властям перестали допускать отца Гавриила на богослужения, выгоняли из храмов, не позволяли причаститься. Преподобный тяжело переносил разлуку с Церковью.

Последние годы он провел в монастыре Самтавро, где и был похоронен. Сейчас нетленные мощи святого выставлены для поклонения в соборе, а в монастырском музее можно увидеть его личные вещи.

Собор Самтавро, заботливо опекаемый сёстрами монастыря, находится в значительно лучшем состоянии, чем большинство грузинских храмов. Здесь бывает много паломников, регулярно совершаются богослужения.

Святая частица Животворящего Столпа. IV век

Собор Самтавро украшен великолепной каменной резьбой

Необычна пластика западного фасада: апсида не выступает из плоскости стены, а выделена двумя треугольными нишами

Тарелка для пожертвований нуждающимся

По благословению Патриарха ведется сбор на восстановление монастыря Самтавро

Ещё одна малопосещаемая достопримечательность Мцхеты – храм Антиоха IV-V века постройки. Это совсем маленький храм, расположенный у слияния Арагви и Куры. Снаружи он совсем прост, внутри вмещает всего несколько человек. Росписи в притворе рассказывают об истории православия в Грузии.

Храм Антиоха - IV-V век

Джвари возвышается над сзиянием Арагви и Куры

Струи Арагви (на переднем плане) довольно мутные, но все же чище, чем Куры (на дальнем плане)

Оба дня мы провели в Мцхете, гуляя по городу и берегу Арагви, вкусно обедая в начале Военно-Грузинской дороги, делая зарисовки. В поисках нестандартных видов мы поднялись на две горы, куда обычно туристы не поднимаются. На одной из них расположен монастырь Зедазени с великолепной смотровой площадкой, откуда видны Мцхета и Тбилиси.

Приятые моменты путешествия - когда никуда не надо спешить

Джвари и панорама слияния Арагви и Куры

Грузинские пейзажи вдохновляют

Традиционные грузинские хинкали

Обед в ресторане в начале Военно-Грузинской дороги

Купание в Арагви. Вдали видна крепость Бебрисцихе

Стадо на берегу Арагви

Монастырь Зедазени - колыбель грузинского монашества. Именно здесь преподобный Иоанн Зедазенский в VI веке основал первый в Грузии монастырь, отсюда он затем разослал 12 своих учеников, пришедших вместе с ним из Сирии, во все пределы страны, чтобы основать там монастыри и бороться с остатками язычества. Среди них были уже упоминавшиеся выше преподобные Давид Гареджийский и Шио Мгвимский, а также: Авив, еп. Некресский, Антоний Марткопский столпник, Зинон Икалтойский, Фаддей Степанцминдский, Иса (Иессей), еп. Цилканский, Иосиф, еп. Алавердский, Исидор Самтависский, Михаил Улумбойский, Пирр Бретский, Стефан Хирсский. Память этих 13 преподобных отцов празднуется Православной Церковью 20 мая по новому стилю.

Собор монастыря Зедазени

Вид с горы Зедазени на Тбилиси и Мцхету

Кура ниже Мцхеты. Справа на горе - Джвари

Прощальный закат в Грузии

В четверг мы двинулись в обратный путь. По дороге закупили несколько упаковок лимонада и Боржоми. На перевале стало заметно меньше снега, и местами стал возможен проезд снаружи, в объезд туннелей.

Очередь из грузовиков на Военно-Грузинской дороге. Полиция держит их в долине, где их легче объехать

Дарьяльское ущелье и река Арагви

Крестовый перевал в начале мая. Отметка верхней точки - 2362 метра

4 мая на Военно-Грузинской дороге сошла лавина, из-за которой движение пришлось перекрыть на полсуток. Одновременно была закрыта и граница. Нам, к счастью, повезло: 9 мая мы прошли границу за полчаса, и поехали в сторону дома. Невозможность посмотреть парад компенсировали просмотром прекрасного грузинского фильма «Отец солдата», чтобы одновременно почтить День Победы и ещё раз соприкоснуться с грузинским характером. Ночевали в Пятигорске и в Каменск-Шахтинском.

Военно-Грузинская дорога после схода лавины Военно-Грузинская дорога после схода лавины

На Военно-Грузинской дороге

Въезд в туннель на Военно-Грузинской дороге Въезд в туннель на Военно-Грузинской дороге

Горные цветы в районе деревни Казбеги

Асфальт старой Военно-Грузинской дороги, вероятно, годов 1950-х

Дарьяльское ущелье после перевала. Терек

Как в самой Грузии, так и на трассе «Кавказ» мы встречали автомобили со всей России, от Калининграда и Архангельска до Ханты-Мансийска, Хабаровского и Камчатского края. В Грузию больше всег едет машин из Ростовской области и Ставропольского края, номера Москвы и Питера встречаются гораздо реже.