Для будущих первоклашек отгремели выпускные и скоро вчерашние дошколята сядут за парты. Чтобы дети комфортно и без стресса вошли во «взрослую» жизнь, в детском саду весь год им помогали адаптироваться к школе.
Целый год ребят учили не только читать и писать, но и потихоньку знакомили со школьной жизнью. Такой подход стал возможен благодаря объединению школ и детсадов в одну организацию. Экскурсии и квесты по школе, фестивали и конкурсы со школьниками – все это делалось для того, чтобы 1 сентября первоклашки не чувствовали себя в школе перепуганными новичками.
Так, в московской школе № 2065 для детей из детского сада проводят квест «Путешествие по школе». Ребята с воспитателями, выполняя задания, ходят по классам, фойе, лабораториям, столовой, спортзалу, узнают о предметах, которым учат в школе, узнают об обязанностях школьников и даже сидят с ними на уроке за партой, а потом вместе гоняют мяч в спортзале. Дети привыкают к школе и когда станут первоклассниками, стены будут хоть и не «родными», но хорошо знакомыми. Из школы в гости к дошколятам приходят учителя начальных классов. Они общаются с детьми, вместе за одним столом рисуют, делают аппликации, играют. Так складываются доверительные отношения, и дети в 1 классе уже не будут воспринимать педагога как незнакомого человека. В группы приходят и школьники играть с «подрастающим поколением», устраивают им представления, рассказывают о школе, читают сказки. Малыши тянутся к детям постарше и радуются их компании.
В школе №1354 «Вектор» для социализации ребят проводят так называемые «свободные пятницы». Мальчики и девочки абсолютно свободно ходят по всему детскому саду, из группы в группу, от площадки к площадке по одному из маршрутов квеста, который выбирают сами. Темы пятниц разные: «Путешествие в холодные страны», «Путешествие в кедах», «Эпосы, сказки и былины разных народностей», «Парад планет». За один игровой час ребенок узнает много нового, играет со сверстниками, занимается творчеством. Самое главное, дошколенок учится сам принимать решения, куда пойти, что делать, с кем и во что играть. Дети узнают друг друга, учатся коммуникации, не боятся оказаться в новом месте с незнакомыми ребятами. После игры все собираются в группе и делятся впечатлениях, рассказывают, что сделали и увидели, учатся слушать собеседника, доносить свои эмоции и впечатления, а этот навык пригодится им и в школе, и в жизни.
Ученики школы №2120 своими руками сделали для малышей бизиборды. Школьники изучили пользу развивающей игрушки и технологию создания, собрали замки, крючки, другие детали, отшлифовали доски и сделали несколько бизибордов для детского сада. Старшие товарищи принесли их малышам и вместе поиграли.
А в школе №2117 придумали проект «Просто о сложном». Старшеклассники показывают дошколятам опыты по физике и химии. Ставят для них представления и концерты к праздникам. Самое удивительное, десятиклассники сами проявляют инициативу и проводят досуг с малышами: устраивают соревнования, играют в подвижные или настольные игры. Школьники становятся для малышей наставниками.
В школе № 1391 разработали программу «Умка», но не для изучения азов грамотности, а для социализации детей. Два раза в неделю дети играют, путешествуют по школе и учат правила поведения в школе: как сидеть за партой, что такое урок и можно ли во время него ходить по классу.
В школе №1368 каждый учебный год, начиная с октября, подготовишки с воспитателями приходят в школу на занятия, которые проходят… в библиотеке. Учителя рассказывают детям о книгах, о том, что будущим первоклассникам предстоит узнать, стоит лишь научиться читать. А когда в школе проходят линейки, посвященные Дню Победы, или концерты, фестивали, выставки, дошколята участвуют наравне со школьниками во всех активностях. Можно сказать, ребята из детского сада – полноправные участники жизни школы, они включены в нее и воспринимают детский сад, как первую ступень школьной жизни.