или откуда берут свое начало школьные проблемы?
Поиск истоков школьных проблем у детей, нужно начинать с анализа того, насколько готовым к школе пошел ребенок в первый класс. Если ребенок физически и психологически здоров, то он легко справится с трудностями. Надо очень хорошо понимать, что готовность к школе не меряется лишь умением читать, считать и немного говорить по-английски, а подразумевает под собой гораздо более сложный комплекс умений и навыков, позволяющих ребенку относительно спокойно приспособиться к школьной жизни.
Давайте остановимся на таком важном моменте, как общение. Если ребенок умеет строить свое общение с одноклассниками, с учителем, он всегда готов переспросить, если ему что-то непонятно, он умеет попросить о помощи, он легко общается с людьми, многие проблемы у него в обучении просто не возникнут. Вспоминается такой случай. Обратились ко мне по поводу возбужденного состояния одного первоклассника. Он отвлекался на уроках, постоянно был в каких-то бурных эмоциях, не мог сосредоточится на учебной задаче. Учитель и родители никак не могли понять, что с ним происходит. В ходе беседы с ним мы сумели выяснить причину, которую сам мальчик и сформулировал: «Вы знаете, Лариса Николаевна, я сейчас только понял, что со мной происходит: ко мне относятся как к лидеру, а я не умею им быть, и вообще я мечтаю учиться где-нибудь в обычной школе, лучше у бабушки в деревне, где нет таких требований, и есть много друзей». После того, как проблема была выявлена, этому ребенку удалось помочь, и все у него наладилось. Конечно, когда ребенок находит свое место в классе, многие страхи и тревоги просто не возникают. Ведь представьте, какая нагрузка на психику школьника возникает у отверженного ребенка при ответах у доски, во время поддразнивания на переменах. Если ребенку вовремя не помочь, состояние эмоционального напряжения, высокая тревожность могут длиться годами, что неизбежно скажется на результатах не только устных ответов, но и контрольных работ, экзаменов.
Очень часто не умеют общаться дети, которых этому не научили в семье, занятые родители не дают ребенку тепла и любви в достаточном количестве, и он привыкает быть как бы в отчуждении от других, всегда немного в сторонке. Исследования психологов показали, что например, в больницах чаще подходят к тем детям, кто чаще улыбается, более открытые и веселые. Такие и у педагогов будут в любимчиках, а значит, они будут чувствовать себя более уверенно и будут более сосредоточены на объяснении нового материала. Научиться общению ребенок может и в ролевых играх, в которые с упоением играют дети старшего дошкольного возраста. А если ребенок просидел это время у компьютера или не ходил в садик, значит ему придется этому учиться в школе, параллельно с постижением азов наук. Кроме того, бывают врожденные особенности, при которых дети ведут себя застенчиво, или подвержены всевозможным страхам или настроены слишком агрессивно.
Психологическая готовность подразумевает также нравственную и эмоционально-волевую готовность. Если ребенок приучен к порядку, каждая вещь у него знает свое место, он организован, ответственен, самостоятелен, любит учиться, значит еще один круг проблем не возникнет в его школьной жизни. Могу привести такой пример. У девочки, начиная с пятого класса стали нарастать проблемы, она достаточно лениво относилась к учебе, могла не выучить урок, все, что ей нравилось, это только наряжаться. Мама рассказала, что дома постель она не убирает, обедает в постели, глядя телевизор, в комнате беспорядок, никаких обязанностей по дому дочь не выполняет. Сначала мама думала, что балуя дочь, она проявляет свою любовь. И только когда уже сформировались устойчивые черты характера, мешающие учиться и трудиться, она начала бить тревогу. Ну, а кто же придет вдруг с волшебной палочкой и превратит дочку в трудолюбивую, аккуратную и привыкшую читать книжки девочку? А она от природы была совсем не глупа. Вот так родители сами, не задумываясь о последствиях, формируют у своего ребенка характер, не позволяющий ему добиваться хороших результатов в учебе.
И наконец, готовность к школе подразумевает и собственно интеллектуальную готовность. Хорошо, если ребенок пришел в школу со сформированными простейшими мыслительными операциями – анализ, обобщение, рассуждение, с речевой готовностью – большой запас слов, умение рассказывать, отвечать на вопросы.
А дальше надо следить за тем, как он усваивает программу. Приведу примеры из практики. Девочка в первом классе с трудом усваивала программу по математике, к концу года она просто впала в депрессию и отказывалась заниматься и танцами, и музыкой. Или мальчик-второклассник, не умеющий решать задачи, начал задумываться о самоубийстве. Другой при аналогичных проблемах часто плакал и решил, что он законченный дурак. Еще один мальчик, имеющий проблемы со здоровьем, очень сильно уставал и не мог успевать в учебе наравне со всеми. Родители этих детей вовремя обратились за помощью и все эти истории закончились благополучно.
Родители должны знать одну особенность детей этого возраста. По теории Э. Эриксона в возрасте 6-10 лет ребенок обязательно должен почувствовать, что он успешен, что у него все получается, что он соображает и учится вполне на уровне других. Если такое чувство не сформируется в начальной школе, растущий человек будет иметь потом проблемы с уверенностью в себе и самооценкой.
Бывает так, что в начальной школе проблемы не всплывают, если уровень программы ребенку по силам, но в средней школе при усложнении требований могут начаться проблемы, если школьник не научился понимать текст, не научился его структурировать, из-за этого не может его связно пересказать. К концу обучения в начальной школе ребенок должен уметь планировать свою деятельность, оценивать ее результат, у него должно быть сформировано логическое, понятийное, теоретическое мышление, зачатки абстрактно-логического.
Современное обучение уже не строится только на памяти, зубрежке и работе по образцу и шаблону. Нужно уметь анализировать, сопоставлять, прогнозировать, рассуждать, доказывать, творчески мыслить. Кроме того, работать с большими объемами информации, справляться с информационным стрессом, уметь искать информацию. Современная жизнь требует от человека быстрого переключения внимания, быстрой и точной реакции на стимулы внешнего мира. Современный ребенок может сидеть в нескольких чатах одновременно, отстукивая сокращенные огрызки слов, при этом слушая музыку и смотря телевизор, возможно, при этом будет искать в интернете материал для доклада или проверять правильность выполнения домашнего упражнения в ворде. И многие ученые уже бьют тревогу, что от такого образа жизни у ребенка формируется поверхностность. Мало, кто вдумчиво читает или размышляет над полученными сведениями.
Большое значение имеет овладение языком как инструментом познания и мышления. Даже грамотность, во многом определяется мышлением ребенка. Порой занятия с репетитором не дают заметных улучшений, а например, развивающие занятия русским языком совместно с учителем-словесником и психологом, как показывает опыт, приводят к значительному прогрессу не только в русском языке, но и по другим предметам.
Одним словом, у школьника должен быть хорошо развит мыслительный аппарат и должна быть крепкая нервная система.
Конечно, при таких требованиях родители не всегда могут самостоятельно помочь своему ребенку-школьнику, ведь это все навыки, которые развиваются в обучении, и с этим должны работать специалисты. Тем не менее родители – важные участники образовательного процесса, и от их грамотного поведения очень многое зависит. Они должны уметь увидеть, что у ребенка появляются проблемы, суметь организовать ему помощь специалистов, обеспечить выполнение их рекомендаций.
Заочно трудно что-либо советовать, но некоторые вещи родители должны знать, чтобы не допускать ошибок. Например, родителям полезно знать, какие отклонения наблюдаются у современных детей. Очень часто стал встречаться диагноз «гиперактивность с нарушением внимания». Такие дети очень непоседливы, не могут сосредоточиться на уроке, мешают и задираются к соседям по парте. Есть проблема, обозначаемая термином ММД – минимальные мозговые дисфункции. В норме мозг удерживает внимание примерно 20-30 минут, затем идет небольшой отдых 5-7 минут, после чего внимание опять включается, а у ребенка с ММД активное внимание сохраняется лишь 5-7 минут, а затем идет отдых иногда до получаса. Естественно, материал урока будет не усвоен, если мозг ребенка находится в неактивном состоянии большую часть урока. Нейропсихологи считают, что до 70% современных детей имеют те или иные нейропсихологические проблемы, т.е. проблемы, связанные с несформированностью тех или иных мозговых структур. Такие дети испытывают затруднения в изучении математики, в грамотном письме и осмысленном чтении. Обычно такие дети неусидчивы, подолгу зависают над домашними заданиями, не могут заниматься неинтересным делом. Точный диагноз может поставить только врач, но тем не менее родители должны знать, что, возможно, они предъявляют своему ребенку непосильные требования. Медлительность, леворукость, нарушения эмоционально-волевой сферы – все это может создавать проблемы в учении, но при правильно организованной помощи специалистов многие затруднения можно нивелировать.
Многие родители активно участвуют в процессе приготовления уроков, но не всегда делают это грамотно. Не будет результативным сидение рядом со своим чадом, подсказывание ему в решении задач или написании сочинений, а то и просто выполнение уроков вместо него или подсовывание решебников. Поставить ему свою голову или сидеть с ним на уроках вы не сможете.
Для эффективной помощи полезно знать, что люди отличаются по способу восприятия информации. Есть так называемые ЗРИТЕЛИ. Им лучше удается запоминать зрительную информацию, обычно они преуспевают в орфографии и в математике, любят порядок на столе и в портфеле, обожают решать головоломки и прекрасно играют в видеоигры, их письменные работы отличаются красотой и аккуратностью. А вот складно говорить и играть в шумные игры с товарищами они не очень любят. Это хорошо получается у СЛУШАТЕЛЕЙ. А также болтать по телефону, повторять слоганы реклам, петь песни, рассказывать о своих чувствах, быть заводилой в играх. Их работы не отличаются аккуратностью, но вполне приемлемы. Им лучше удаются устные предметы, они участвуют с удовольствием в различных общественных делах. У них прекрасная слуховая память, они легко запоминают новые незнакомые слова. Труднее всего учиться ДЕЯТЕЛЯМ. Их стихия – движения, ощущения. Они обожают спорт, танцы, подвижные игры, но им трудно запоминать то, что видят и слышат, а ведь это лежит в основе школьного урока. Абстрактным знаниям они предпочитают практические дела.
Хорошо, если у ребенка хорошо развиты все каналы восприятия, но чаще бывает, что один или два. Считается, что развить их можно лет до 10, потом приходится опираться уже на то, что есть. Так вот с учетом этих особенностей и надо подходить к учебе.
ЗРИТЕЛЮ необходимо пользоваться карточками для запоминания таблицы умножения, формул, правил орфографии, дат исторических событий или научных терминов. Необходимо выделять разными чернилами какие-либо части записей, подчеркивая или обводя в кружок разные названия. При подготовке к устным предметам при чтении текста необходимо коротко записывать важные мысли или рисовать в виде значков, схем...
СЛУШАТЕЛЮ необходимо чаще и внимательнее, по слогам проговаривая слова, проверять свои письменные работы, т. к. он не замечает ошибок при письме. Все, что читает, необходимо проговаривать вслух, непонятные места постараться объяснить своими словами, здесь как раз может пригодиться помощь родителей. Уроки можно делать под аккомпанемент тихой и спокойной музыки, однако телевизор и рок-музыка недопустимы - будут слишком отвлекать. Необходимо устно по несколько раз повторять пройденный материал, сочинить что-то вроде песни, считалки, стихотворения, слова которых будут содержать важную информацию, или записать учебный материал на магнитофон, чтобы прослушивать его перед сном, пока собирает портфель. Время для уроков должно быть строго определено.
ДЕЯТЕЛЮ труднее всего учиться, т. к. он от природы склонен к неорганизованности. Он забывает записать домашнее задание, принести тетради, учебники, пропускает мимо ушей устные указания учителя. Ему необходимо, чтобы кто-то - учитель, друг, сосед по парте - каждый раз проверял, все ли он выполнил из написанного. Для занятий дома место должно быть подальше от источников шума, от любимых игрушек, где никто и ничто не будет его отвлекать. Для запоминания материала можно расхаживать, делать наклоны, передвигать какие-то предметы при правильных ответах, использовать магнитные буквы и цифры или вырезанные из картона при подготовке уроков по математике и русскому языку. Необходимо чаще делать перерывы, разделять работу на небольшие части.
Для иллюстрации приведу пример из практики. Однажды ко мне обратились родители пятиклассницы, у которой стали проявляться трудности по основным предметам. Учителя стали настаивать на том, чтобы она бросила бассейн, занятия гимнастикой и кружок по вязанию крючком. После диагностики оказалось, что девочка ярко выраженный ДЕЯТЕЛЬ. И все, от чего ее хотели отстранить, чтобы засадить за учебники, было ее любимым делом. Она с ужасом представляла, что от этого придется отказаться. Хорошо, что мама сама была педагогом и с пониманием отнеслась к особенностям дочери. Ведь что получается? В угоду успехам в учебе, весьма призрачным, не факт, что здесь ее ждали ощутимые успехи, она должна была просто погубить свое развитие как личности. А в спорте у нее были значительные достижения. Когда мама решила, что психологическое благополучие дочки важнее гордости за хорошие оценки дочери, девочка была так благодарна, что с необыкновенным рвением взялась за учебу, и с учетом рекомендаций сумела подтянуть все свои хвосты, и стать ударницей.
Какие еще конкретные приемы эффективной учебы могут применять родители дома?
Специалисты отмечают, что успешность по тем или иным предметам определяется разной активностью полушарий. Чтобы их активизировать и гармонизировать при занятиях учебной деятельностью, полезно сделать упражнение «перекрестная ходьба». Ребенок может немного походить по комнате, высоко поднимая колени и при этом касаясь колена противоположной рукой, т.е. поднимая левую ногу, касаться колена правой рукой и наоборот. 3-4 минут такой ходьбы достаточно, чтобы мозг готов был к работе.
Для наращивания функциональной активности мозга и борьбы с переутомлением специалисты Школы быстрого чтения Олега Андреева рекомендуют в течение 5 минут рассматривать разноцветные квадратики размером 5х5 см, нарезанные из бумаги всевозможных цветов. Созерцание различных цветов стимулирует разные зоны мозга и помогают настроиться на работу.
Необходимо знать, что наибольшая активизация памяти наблюдается с 10 до 12 часов утра, в промежуток от 15 до 17 часов и после 20 часов. Чтобы лучше понимать текст научите своего ребенка правильно читать. Сначала он должен прочитать параграф, чтобы понять главные мысли текста, а после их структуризации можно начинать читать более вдумчиво, чтобы уложить все в памяти и обязательно пересказать вслух. Иначе, бывает так, что ребенок уверяет, что он все выучил, все знает, а приносит из школы оценку гораздо ниже ожидаемой. Почему? А потому, что он выучил материал на уровне узнавания, а его осмысленной переработки и воспроизведения не произошло, вот все и выветрилось из головы при ответе. Поэтому так важно текст обязательно понять и воспроизвести, попытаться ответить на различные вопросы по выученной теме. Если какие-то основные мысли текста записать в виде плана или представить как удобную схему, то запоминание подкрепится еще и дополнительным включением двигательной памяти. Тогда материал будет усвоен глубоко и прочно.
Другие различные приемы активизации учебной деятельности описаны в многочисленных книгах по развитию детей, так что ознакомиться с ними может любой заинтересованный родитель. Многие разумные советы именно для вашего конкретного ребенка могут подсказать и специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Только надо идти к ним с готовностью прислушаться к рекомендациям.
Если родители сумеют грамотно помочь ребенку учиться, то смогут сделать учебу своих детей радостным и успешным процессом, а не источником отрицательных эмоций и семейных скандалов.