Познакомьтесь с матерями троих супер-преуспевающих людей с СДВГ – Олимпийского рекордсмена, телезвезды и путешественницы мирового класса – и посмотрите, как они помогли своим детям преодолеть препятствия. А затем применяйте их советы в воспитании вашего ребенка-суперзвезды.

Что означает добиться успеха несмотря на СДВГ?

Это означает тяжелый труд, в первую очередь – готовность противостоять проблемам. Это означает поддержку членов семьи, учителей, врачей и тренеров. И, конечно, трудно преувеличить пользу лекарственного лечения СДВГ.

Но самый важный компонент, необходимый для счастливой, успешной жизни, – хорошее воспитание. Почти за каждой историей успеха СДВГ стоит целиком отдающий себя родитель (или оба родителя). Отдадим должное матерям там, где они этого заслуживают, и учтем их советы воспитания.

Эти три матери помогли своим сыновьям и дочерям добиться огромных успехов – больше, чем они могли себе представить. Стойкие и изобретательные, они видели силу там, где другие видели слабость, и продолжали искать пути помочь своим детям, тогда как другие были готовы сдаться. Пусть их истории вдохновят вас!

"Мы работали одной командой, чтобы преодолеть СДВГ"

Дебби Фелпс, директор средней школы в городе Таусон, штат Мэриленд, и мать олимпийского чемпиона, пловца Майкла Фелпса.

Несомненно, Майкл Фелпс добился успеха в выбранном им виде спорта. В 2004 году, в возрасте 18 лет, он проплыл свой путь к восьми медалям (шесть из них – золотые) на летних Олимпийских Играх в Афинах. Теперь 21-летний Фелпс – обладатель 13 мировых рекордов, включая 200 метров стилем баттерфляй и 4 рекорда в 100-метровых заплывах вольным стилем. (Прим. переводчика: кроме того, он завоевал 8 золотых медалей на Олимпиаде в Пекине – больше всех в истории Олимпиад).

Если бы не изобретательность матери Дебби Фелпс, возможно, Майкл вообще не полюбил бы плавание. "В семь лет он ненавидел окунать лицо в воду, – говорит Дебби. – Мы стали учить его плавать на спине".

Майкл показал мастерство в плавании на спине, затем на животе, на боку и так далее. Но в школе ему приходилось трудно. Неспособность сконцентрировать внимание была его самой большой проблемой.

"Один из его учителей сказал мне, что он не может ни на чем сосредоточиться", – говорит Дебби. Она обратилась к врачу, и девятилетнему Майклу поставили диагноз СДВГ.

"Это только разбило мое сердце, – говорит Дебби. – Я хотела доказать всем, что они ошибаются. Я знала, если я сотрудничала с Майклом, он мог достичь всего, чего хотел".

Дебби, которая преподавала в средней школе больше двадцати лет, начала работать в тесном сотрудничестве со школой Майкла, чтобы обеспечить ему дополнительное внимание, в котором он нуждался. "Всякий раз, когда учитель говорил мне: 'Майкл не может сделать этого', – я спрашивала: 'А что вы делаете, чтобы помочь ему?'" – вспоминает она.

После того, как Майкл стал постоянно хватать тетради одноклассника, Дебби предложила посадить его за отдельную парту. Когда он жаловался, что ненавидит читать, она стала давать ему спортивное приложение к газете или книги о спортивных состязаниях. Заметив, что Майклу трудно сосредоточиться на математике, она наняла частного преподавателя и просила его давать Майклу задачи, вызывающие у него интерес: "За сколько времени ты проплывешь 500 метров, если ты плаваешь со скоростью три метра в секунду?"

Во время соревнований по плаванию Дебби помогала Майклу не терять концентрации внимания, напоминая ему, что нельзя забывать о последствиях его поведения. Она вспоминает, когда 10-летний Майкл пришел к финишу вторым и так расстроился, что сорвал свои очки и в гневе кинул их на бортик бассейна.

По дороге домой она сказала ему, что спортивное мастерство имеет такое же значение, как и победа. “Мы придумали условный знак, который я могла подать ему с трибуны, – говорит она. – Я изображала рукой букву 'C', что означало 'успокойся' (с английского 'compose yourself'). Каждый раз, когда я видела, что он был расстроен, я подавала ему этот знак. Однажды он подал мне знак 'C', когда я нервничала, готовя обед. Никогда не знаешь, что упало под стол, пока не перевернешь его!"

Дебби пользовалась разными способами контролировать Майкла. По мере того, как росла его любовь к плаванию, она с радостью отмечала, что у него формируется самодисциплина. "По крайней мере, за последние 10 лет он не пропустил ни одной тренировки, – говорит она. – Даже на Рождество мы в первую очередь шли в бассейн, и он счастлив быть там".

Дебби всегда прислушивалась к сыну. В шестом классе он сказал ей, что хотел бы прекратить прием лекарства. Несмотря на серьезные опасения, она согласилась, – и он справился. Плотный график тренировок и соревнований Майкла настолько упорядочил его жизнь, что он был в состоянии оставаться сосредоточенным без лекарств.

Дебби и Майкл не сходились взглядами на все проблемы, которые встречались на его пути, но он всегда понимал роль, которую она сыграла в его спортивном успехе. Получив свою первую золотую медаль в Афинах, он сошел пьедестала и направился к трибунам, чтобы вручить Дебби букет и свой венок победителя. Тот момент ярко запечатлился в памяти Дебби. "Я была настолько счастлива, я была вся в слезах", – вспоминает она.

В настоящее время Майкл посещает Мичиганский университет, где специализируется в спортивном маркетинге, одновременно готовясь к Олимпийским Играм 2008 года. Дебби стала директором средней школы в Виндзор-Милл в Балтиморе, штат Мэриленд. Она применяет свой опыт воспитания Майкла по отношению ко всем ее ученикам, независимо от того, есть ли у них СДВГ. "Все дети иногда нас подводят, – говорит она. – Но если вы будете работать с ними, то в девяти случаях из десяти вы будете гордиться ими".

"Я строила на тех дарах, что ему дал СДВГ"

Ивонн Пеннингтон, клинический психолог в Мариетта, штат Джорджия, и мать Ти Пеннингтона, звезды реалити-шоу "Extreme Makeover: Home Edition" на канале ABC.

Игривый мастер из реалити-шоу "Extreme Makeover: Home Edition" (аналога российского "Квартирного вопроса") Ти Пеннингтон завоевал сердца зрителей.

Самая большая его поклонница – разумеется, мать, Ивонн Пеннингтон, хотя она скоро напоминает, что безумная энергия Ти не всегда служила ему на пользу.

"В первом классе он поднимал на плечи свою парту и носился с ней по классу под гогот других детей, – говорит она. – Учителя твердили, что он способный, но неусидчивый. Меня постоянно вызывали к директору. Я чувствовала себя худшей матерью в мире".

Дома Ти был истинным наказанием. Ивонн рассказывает, что он часто прыгал с крыши и бегал по улице, не обращая внимания на автомобили.

Ивонн была тогда матерью-одиночкой. Она пыталась изо всех сил воспитывать двоих детей, в то же время днем учась в аспирантуре, а ночью работая официанткой. Когда Ти было семь лет, она почувствовала, что с ним что-то неладно. Но что?

Однажды, готовя работу по психологии, она наткнулась на ответ. "Я прочитала несколько социологических исследований о детях с проблемой концентрации внимания, и многие из них были похожи на Ти", – говорит она. Она обратилась с Ти к врачу, который подтвердил диагноз.

В начале 1970-х доктора не использовали термин "синдром дефицита внимания". Дети, подобные Ти, получали зловеще звучащий ярлык "минимальная мозговая дисфункция". Ивонн сомневалась, говорить ли об этом сыну. "Представьте себе, как это звучит, – говорит она. – Он и так ощущал себя плохим мальчиком. Зачем же усугублять?"

Ивонн решила скрыть от Ти его диагноз. Но она штудировала учебники по психологии, изучая все, что можно, о минимальной мозговой дисфункции и способах ее лечения. Она прочитала о форме поведенческой терапии с применением символов (жетонов), и решила попробовать ее.

Вот как это работало. За каждые 10 секунд, в течение которые Ти удавалось остаться сосредоточенным и выполнить то, что от него требовалось, он зарабатывал жетон (Ивонн брала для жетонов подставки для стаканов). Tи мог обменять жетоны на призы, скажем, 10 подставок – на дополнительные полчаса просмотра телевизора или время игры с конструктором.

Поначалу Tи редко зарабатывал больше одного-двух жетонов, прежде чем возвращался ко своим привычным выходкам. Но Ивонн была настойчива; она даже убедила учителя коррекционного обучения Ти использовать этот метод в классе. Поведение Ти понемногу улучшалось, и это заметно повысило его самооценку.

"Раньше люди обращали внимание на Tи, только когда он делал что-то не так, – говорит Ивонн. – Но с "символической экономикой" это изменилось".

По мере того, как Ти учился направлять свою энергию, он увлекся конструированием, чем дальше – тем лучше. "В 11 лет он обменивал свои книжки комиксов на помощь друзей в постройке трехэтажного деревянного домика, – говорит Ивонн. – Я знала, что он вырастет либо плотником, либо голливудским каскадером".

По окончании средней школы в 1982 году он поступил в университет Кеннесо Стейт в штате Джорджия, но спустя год бросил.

В то время, в начале 1980-х, стал применяться термин СДВГ, и Ивонн решила сказать Tи правду. "Он всегда знал о своей гиперактивности, и я полагала, что этого достаточно ему знать, – говорит она. – Но когда я поняла, что то, что мешает ему, – СДВГ, я сказала ему об этом и предложила обратиться к врачу".

С помощью стимуляторов, которые он продолжает принимать, Tи наконец-то научился концентрировать свое внимание. Он вернулся к учебе – на сей раз в художественном институте Атланты – и получил степень с отличием. После этого он занимался строительными работами и графическим дизайном, моделированием и актерской игрой. Затем он получил должность плотника в шоу "Trading Spaces" на канале TLC. Три года спустя он был выбран лидером команды проекта "Extreme Makeover: Home Edition".

"Даже сегодня его спонтанность вызывает у меня сердечные приступы", – признается Ивонн, рассказывая о том, что, когда она включила телевизор, то увидела, как Tи стремительно несется вниз по крутой дороге, используя оттоманку в качестве скейтборда. Однако ее опыт говорит о том, что родители должны учиться ценить уникальный дар, который есть в СДВГ. "Те самые качества, которые когда-то мешали Tи, являются теперь его самым большим преимуществом, – говорит она. – Большинство родителей в этой ситуации сосредотачиваются на том, что их дети делают неправильно. Я призываю их сосредоточиться на том, что они делают правильно. Сделайте это, и вы увидите безграничные возможности".

Чтобы узнать больше о "символической экономике", посетите вебсайт Ивонн – http://www.ypsychology.com/.

Я сказала дочери: "Только небо – твой предел"

Карен Фишер, учительница средней школы в Боу, штат Вашингтон, и мать Даниэль Фишер, самой молодой покорительницы семи высочайших вершин в мире.
(Прим. переводчика: на данный момент есть более юная альпинистка, покорившая семь вершин).


Даниэль Фишер всегда было трудно доводить до конца начатые дела. "Она начинала выполнять домашнее задание, но не заканчивала, или заканчивала, но не сдавала", – вспоминает ее мать, Карен Фишер. Но Карен понимала дочь, потому что она так же часто отвлекалась. "У меня целый день уходил на уборку кухни, потому что я переходила в другую комнату, затем в следующую, – говорит она. – Мне было не так легко справляться со всем, как другим родителям".

Когда Даниэль пошла в шестой класс, Карен стала подозревать, что у них обеих может быть СДВГ. После того, как врач подтвердил этот диагноз, мать и дочь начали принимать лекарства. У обеих улучшилось внимание, но проблемы остались. "В школе часто не замечают девочек с СДВГ, – говорит Карен, учительца средней школы. – Трудно предположить, что у хорошей, славной, тихой и беспроблемной ученицы может быть СДВГ".

Чтобы обеспечить Даниэль дополнительную помощь в школе, Карен подала заявку на План 504, предоставляющий ученикам особые условия: например, дополнительное время на выполнение домашней работы или сдачу экзаменов в отдельной комнате без отвлекающих факторов.

При всем этом Карен приложила усилия, чтобы поддерживать позитивные отношения с Даниэль. "Девочкам с СДВГ очень важно, как к ним относятся, – говорит она. – Когда я сердилась на нее, ей было очень трудно. Но когда я показывала ей, как она мне нужна и как я ее ценю, она добивалась успеха. И я тоже. Я говорю Даниэль, что она может сделать или стать тем, кем она хочет стать".

При поддержке матери Даниэль достигла одной из самых высоких целей, которые только можно вообразить, – покорила семь вершин (самые высокие горы на семи континентах). Будучи энергичной путешественницей в детстве, в средней школе Даниэль стала серьезно заниматься альпинизмом. В январе 2003 года она полетела в Аргентину, чтобы подняться на ее первую вершину, 6962-метровую Аконкагуа – самую высокую гору в Южном Полушарии.

"В горах она сосредоточена, – говорит Карен. – Возможно, это объясняется тренировкой или тем фактом, что там меньше хаоса и никаких повседневных проблем, таких как уборка или стирка. А может, дело в том, что у всех альпинистов есть одна и та же цель – достичь вершины. Ей там комфортно".

Два года и шесть гор спустя, 2 июня 2005 года, Карен и ее муж получили телефонный звонок: 20-летняя Даниэль звонила с Эвереста, только что став самой молодой американкой, достигшей самой высокой вершины в мире (и самой молодой альпинисткой, покорившей все семь вершин). Карен очень гордится дочерью и призывает других родителей детей с СДВГ поддерживать детей в их высоких устремлениях.

"Я всегда говорю моей дочери не сдаваться, – говорит Карен. – Это трудно, но если ты сосредоточишься каждый раз на одном шаге, то достигнешь этих маленьких целей по пути наверх. В конечном счете, ты доберешься туда, куда идешь".

По материалам статьи
ADHD Parenting Advice from Michael Phelps' Mom
Автор - Judy Dutton
Перевод - СДВГ мама