Выбор профессии«Раскачавшись» после начала учебного года, школьники и их родители начинают задумываться о будущем — выбирать вузы, определяться с ЕГЭ, которые предстоит сдавать, искать репетиторов. Но нашим детям сейчас очень трудно делать выбор.

Бизнесмены и бизнесвуманы


Третьекурсница Таня учится на культуролога. Она только сейчас поняла, что ее интересует архитектура, что она хотела бы заниматься промышленным дизайном, но перевестись из вуза в вуз нельзя из-за разницы программ. На второе высшее у семьи денег нет, а сама она, молодой специалист, не заработает. Приходится оканчивать вуз, уже сейчас понимая, что образование, на которое уходят годы, неадекватно. Вузовской системе образования остро не хватает гибкости, возможности менять образовательную траекторию и надстраивать ее модулями-кирпичиками — но вряд ли решение найдется скоро.

«Сейчас вместо простых и понятных профессий на рынке появились тысячи непростых и непонятных, скажем, мерчандайзер, дистрибьютор, логист, — говорит психолог Евгения Пайсон. — Дети о них не знают, и узнать им неоткуда. Система профориентации рухнула — и наши дети оказались перед выбором, который не в состоянии сделать осознанно».

Родители все чаще обращаются к психологам с просьбой как можно раньше определить, к чему ребенок способен. «Сейчас самый ранний возраст для профориентации — это пятый класс, — рассказывает Виталий Алтухов, руководитель научно-методического отдела центра тестирования и развития “Гуманитарные технологии”. — Уже в этом возрасте можно сделать грубый набросок склонностей: этот ребенок — скорее гуманитарий, у этого выражены творческие наклонности, технические, экономические».

Дети не знают толком ни рынка труда, ни самих себя. Некогда я опрашивала младших школьников для газетной колонки на тему «Кем вы хотите стать». Четко и определенно сказал «хочу водить поезда по Филевской линии» только один мальчик. Остальные предполагали что-то туманное — вроде «бизнысвуман». Но для того, чтобы стать «бизнысвуман», надо иметь в себе определенные задатки, без которых лучше оставаться наемным работником. А как понять, к чему у тебя есть склонности?

Есть организации, которые могут помочь ребенку определиться с этим. Например, с помощью деловых игр. «У нас есть программа из пяти игр, которые дают подростку представление о том, как работает бизнес, — рассказывает руководитель компании PROekt PRO «Пропуск в профессию» Юлия Пасс. — Игры основаны на реальных бизнес-моделях, в игре дети учатся выбирать стратегии, ставить долгосрочные цели, принимать решения, лучше осознают свои сильные и слабые стороны, картина мира становится более объемной, а представления о бизнесе — более реалистичными. Одни делают вывод о том, что да, бизнес — это мое. Другие приходят к выводу, что собственный бизнес не для них, что они не могут рисковать, им тяжело принимать решения. Но каждый, оказывается, может что-то делать классно.

А самое интересное в PROekt PRO — это экскурсии в настоящие компании. Желающих быть дизайнерами здесь водят в студию Артемия Лебедева. Будущих журналистов — в «Коммерсант» и на «Эхо Москвы». «Если человек хочет быть врачом — мы ведем его в Бакулевский центр. Здесь можно почувствовать, что такое работа врача, например, увидеть настоящую операцию на большом экране: все как есть на самом деле. Иногда кому-то становится нехорошо, бывает, — замечает Юлия Пасс. — Но пусть ребенок лучше сейчас постоит у окошка, зато точно будет знать, что профессия врача не для него».

Выбор профессии

Пусть потянет лямку


Сейчас мало кто готов после школы отправить своего недоросля, как Петрушу Гринева, тянуть лямку и нюхать порох, да еще где-нибудь в степной глуши. После школы в вуз, желательно на бюджетное отделение — это золотой стандарт для современной российской семьи. Но среди нынешних подростков появляется все больше практиков, которые решают сразу пойти работать (а учиться потом, когда станет понятно, чего хочется) или пойти получать не высшее, а среднее профессиональное образование.

Володя, с малолетства обожавший машины, еще в девятом классе сказал маме, что собирается быть автослесарем. «Через мой труп», — ответила мама, кандидат наук и убежденный сторонник университетского образования. Но через два года сын все равно отправился в автоколледж. Затем отслужил в армии в гараже — рукастые ремонтники и там нужны; окончил колледж, зарабатывает больше мамы. Говорит: «Если пойму, что мне это надо, пойду в МАДИ». Таких упертых много: в этом году в московский колледж автомобильного транспорта подали чуть не в полтора раза больше заявлений, чем в колледже мест, причем именно на автомехаников и организацию перевозок, а не на популярные некогда экономику и бухучет.

Но даже если ребенок однозначно уверен, что хочет в вуз, промахнуться с выбором очень легко. Консультанты дружно говорят: школьники обычно начинают определяться, когда надо выбирать экзамены для сдачи ЕГЭ, и это довольно поздно — лучше начинать задумываться об этом если не с пятого, то хотя бы с восьмого-девятого класса. Но даже если времени почти не осталось, лучше все-таки получить консультацию по профориентации, чем самоопределяться наобум. Консультация — это обычно тестирование и разговор со специалистом. Конечно, тестирование нелбязательно откроет истину в последней инстанции, но оно позволяет узнать о человеке довольно много; оценивает не только интересы и склонности, но и словарный запас, внимание, эрудицию, логику, эмоциональную стабильность. Знаю случай, когда у мальчика без особых склонностей тестирование обнаружило превосходное пространственное мышление. Парень озадачился, стал заниматься с репетитором… сейчас оканчивает МАРХИ.

«Для удачного будущего выбора профессии нужно как можно раньше дать ребенку почувствовать вкус настоящего дела: например, перепоручать ему части своей работы под своим контролем, — советует Евгения Пайсон. — Или подыскивать для него летние лагеря — математические, программистские, биологические. Не специализированные школы, а именно лагеря, где ребенок может попробовать себя в каком-то деле и встретиться со взрослыми, которые им по-настоящему увлечены». Некоторые школы возят своих учеников в археологические или биологические экспедиции, в трудовые лагеря (скажем, школа № 548 традиционно организует трудовые лагеря в музее-заповеднике «Михайловское»). Не стоит, правда, путать с этим «городские трудовые лагеря» с унылой уборкой школы и подклеиванием книг в библиотеке.

Главный ключ к успешной профориентации — живой интерес. Его, конечно, можно подстегивать и пробуждать при помощи специальных методик — но лучше выращивать: разнообразием жизни, опыта, занятий. И собственным человеческим примером.

Некоторые организации, которые могут помочь с выбором будущей профессии:

PROekt PRO «Пропуск в профессию», тел. (495) 961-46-88, http://www.proect-pro.ru

Профориентационный центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ,
тел. (495) 504-34-79, 642-24-34 (Москва), (812) 932-07-34 (Санкт-Петербург), http://www.proforientator.ru

Центр профориентации и социальной адаптации молодежи «Горизонт» , тел. (499) 794-72-91, (499) 794-79-05, http://prof.sch504.edusite.ru/

Профориентационное и образовательное тестирование, поиск центров профориентации в регионах, http://teletesting.ru