1 сентября 2015 года в российские школы пришли 14,8 миллионов детей. Примерно столько школьников было в СССР в 1929 году, что иллюстрирует наши демографические проблемы. Всего школ в России 53 тысячи – 34 тысячи сельских и 19 тысяч городских. Учителей в России 1,4 миллиона. И, конечно, их средний уровень выше, чем в годы первых пятилеток. Все-таки большинство российских педагогов имеют теперь высшее образование.
В последние годы российское образование сотрясают реформы. Немало новшеств и в этом учебном году. Во всем мире педагогика – консервативная область, но только не в России. Ставить человека в тупик – любимое занятие российской власти. Почему для маленького человека надо делать исключение?
Какие бы ветра перемен и реформ не проносились над образованием, они не затрагивают его главную проблему. А именно – невостребованность знаний и, следовательно, образования в современной России. В советских фильмах образ учителя был необыкновенно прекрасен. Он звал к знаниям и служил нравственным идеалом – "Первый учитель", "Весна на Заречной улице", "Доживем до понедельника", "Большая перемена". От невинной рюмки водки, выпитой после педагогических подвигов Вячеславом Тихоновым, волосы вставали дыбом. Сегодня учитель другой – он несет детям то, в чем они в принципе не нуждаются. Это неудачник, выбравший самую непрестижную профессию.
В фильме "Училка" героиня Ирины Купченко отбирает у ученика пистолет, чтобы говорить с ним на равных. В нашумевшем фильме "Географ глобус пропил" персонаж, которого играет Константин Хабенский, являет собой посмешище, совершенно никчемного человека, перед которым бледнеют все "лишние люди" XIX века. Такой учитель легко перепьет десятерых Тихоновых, а что касается детей – с перепоя погубит весь класс.
Проблемы образования – это проблемы общества, которому знания перестали быть нужными, а наука пошла в тягость. Поэтому реформы здесь вызывают отторжение и недоумение. Любитель преувеличений мог бы сказать, что попытки реформировать нашу систему образования сродни лечению насморка во время эпидемии холеры.
И все-таки, какие новшества ждут школьников в этом учебном году?
Изменение первое. Во всех школах появятся электронные учебники. При этом от бумажных носителей знаний не откажутся. Электронный учебник насыщен мультимедийными и интерактивными элементами. По замыслу, это внесет в процесс обучения элементы развлечения. И, кроме того, это соответствует вектору на дистанционное образование, которое развивается во всем мире.
Снизит ли электронный учебник роль учителя? Конечно! Но эта роль падает объективно уже несколько веков. Максимальная роль учителя была во времена Платона и Конфуция, но мы не сожалеем об утрате. Книга – вот первый враг живого учителя.
Изменение второе. Девятиклассники во время государственной итоговой аттестации (ГИА) сдадут четыре экзамена вместо двух. Кроме обязательных математики и русского языка, надо выбрать еще два предмета. Физкультура в счет не идет. Минобрнауки обещает, что количество экзаменов для девятиклассников будет расти. В 2018 году их станет пять, в 2020 году – шесть. Честно говоря, не вижу в таких экзаменах ничего страшного. Конкурса аттестатов при приеме в вузы нет, а умение сдавать экзамены в жизни неоценимо. Девятиклассник – отнюдь не оранжерейное растение.
Изменение третье. Экзамены приходят в начальную школу. В четвертом классе надо будет написать проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Но ставить оценки за них будут родные учителя. Хотя варианты работ будут едиными по России. В будущем, как предупреждает Минобрнауки, всероссийские проверочные работы придут во все классы. Если эти начинания будут реализованы, то тщедушные ссылки на непомерный психологический стресс во время ЕГЭ, самого главного школьного экзамена, уйдут в прошлое.
Изменение четвертое. Преподавание истории пойдет по другим правилам. Новый историко-культурный стандарт (ИКС) содержит перечень обязательных тем, а также подходы к преподаванию и к оценке ключевых событий отечественной истории. В Минобрнауки обнаружили, что понаписано страшно много учебников, где интерпретация исторических событий сильно различается. А история для нас сегодня — важнейшая из наук. К тому же мы на примере соседей обнаружили, к чему может привести забвение исторической традиции. Дискуссий было много, но теперь восторжествует единообразие в мыслях. Был объявлен конкурс учебников, выбраны три линии изложения российской истории с единым вектором толкования ключевых событий. Впрочем, у учителей остается право рекомендовать дополнительную литературу и комментировать исторические события.
Ждать ли изменений в системе единого госэкзамена? До окончательного решения еще не дошло, но планы обширные. Разрешить выпускникам три раза пересдавать ЕГЭ, вместо нынешних двух. Ну и правильно, зачем печать ставить на человека. Многим хочется исправить неуд или повысить количество баллов для поступления в вуз.
Кроме того, из экзаменов по русскому языку, математике и литературе планируется убрать тесты, где у школьника с обостренной интуицией есть возможность угадать ответ. На экзамене по математике ожидается появление двух уровней – базового и продвинутого для тех, кто собирается поступать в технические вузы.
На экзамене по иностранному языку больше внимания будет уделяться устной части. Будет введена устная часть и по остальным гуманитарным предметам. Хотя, на мой взгляд, это убивает идею ЕГЭ с полной анонимностью сдающего экзамен школяра. Но советская традиция берет вверх повсюду, и школа не исключение.
Несколько лет Минобрнауки бился над новым Федеральным стандартом образования. И вот он готов. В этом году новый стандарт вводится с 5 по 9 класс. Появится понятие внеурочной деятельности. Финансировать ее будет государство. Обычно, когда учитель ведет детей в музей, деньги на экскурсию дают родители. Теперь внеклассные формы обучения оплатит школа. Эти походы включены в рабочее время учителя и будут учитываться в зарплате. Деньги будут выделять и на дополнительное образование в школе.
С пятого класса обязательны уроки профориентации. Несколько лет назад их отменили, а теперь вернули. Мне кажется, профориентация чаще всего оборачивается профанацией. Потому что детям расписывают прелести тех профессий, которые не имеют престижа. А детей на мякине не проведешь, они знают толк в жизни. Вряд ли столь манящие детишек профессии государственного чиновника или модели в рекламном агентстве будут показаны во всей суровой наготе. Так что школьных экскурсий в Минобрнауки даже в результате реформ ждать не приходится.
Фото - фотобанк Лори