Сколько делать домашку? Минпросвещения ввело лимит
- 14:00 28 августа
- Дарья Николаева

В России изменились подходы к школьному домашнему заданию: теперь всем ученикам установили четкие временные лимиты на выполнение "домашки". Министерство просвещения подписало приказ, согласованный с Роспотребнадзором, которым жестко регламентируется, сколько часов каждый школьник может и должен тратить на занятия вне школы. Реально ли это облегчение для семей и педагогов? Разбираемся, какой новый порядок, чем он поможет, и какие вопросы остались открытыми.
Нормы времени: сколько должны учиться дома?
Согласно заявлению министра Сергея Кравцова на XII Общероссийском родительском собрании, теперь для каждого возраста есть свои четкие нормативы. Так, первоклассник больше часа за столом сидеть не должен, ученик второго и третьего класса — максимум полтора часа, а четвероклассник — не более двух. Причем эти цифры актуальны не на предмет, а в целом на всё домашнее задание за день.
Эта инициатива впервые делает процесс выполнения домашки предсказуемым для родителей: вместо бесконечных попыток "доделать всё" теперь можно ориентироваться на рекомендацию министерства. Нововведение поможет не перегружать ребенка, особенно в начальной школе, а ведь именно лишние часы на уроках — частый повод для конфликтов в семье.
Почему такие ограничения? Российский и мировой опыт
Подобные лимиты — не уникальная идея для России. В развитых странах накоплен опыт нормирования домашних заданий. Например, в Финляндии домашние задания практически отсутствуют, там ставка делается на эффективность времени в классе, а во Франции и Германии ограничения по времени давно стали нормой государственной политики.
В России объем домашки часто зависел от старания учителя, загруженности классов, требования родителей и административной "инициативы". Кто-то после школы быстро справляется и гуляет, а кто-то до полуночи пытается закончить три страницы уравнений. Новый приказ обязан контролироваться школой: теперь учителя не должны перегружать детей заданиями, а родители вправе требовать соблюдения лимита.
Это нововведение оценивается экспертами по-разному: одни считают, что лимиты снизят уровень подготовки и самостоятельности, другие уверены, что наконец-то ребята почувствуют свободу от "домашнего рабства". Родители часто жалуются, что из-за объема заданий дети вообще не выходят на улицу, не ходят в кружки и спорт, а на семейную жизнь времени не остается. Новый приказ может решить проблему хронического переутомления младших школьников и позволит вернуть в их жизнь баланс.
Сложные задания: как быть с рефератами и докладами?
Особое внимание уделяется заданиям, которые традиционно требуют больше времени: рефераты, презентации, заучивание стихов. Здесь министерство особо подчеркивает, что такие задания должны сопровождаться дополнительным временем и учетом сложности для ребенка. Это не просто небольшое упражнение — зачастую подготовить реферат или доклад ребенку тяжело без поддержки взрослых. Теперь на такие задания должна выделяться отдельная «норма», чтобы общая нагрузка не перерастала в стресс.
Система контроля: кто будет считать минуты?
Главное новшество – возложенная на школу обязанность отслеживать объем домашней работы по всем предметам. Министерство рекомендует учителям давать задания на следующем уроке, а в случае использования электронного журнала — внести информацию о домашнем задании до конца учебного дня. Это позволит родителям и ученикам сразу оценить фронт работы, а администрации следить за выполнением приказа.
Сравнивая с прошлой системой, видно: раньше о «домашке» узнавали вечером или ночью, теперь же всё будет прозрачно и заранее. Журнал станет инструментом обратной связи для родителей, которые смогут отмечать перегрузку и требовать пересмотра заданий.
Новое расписание: больше структурированности?
В середине августа министерство представило и совершенно новые варианты расписаний уроков. Для каждого возраста теперь есть свои алгоритмы: так, первые-четвертые классы получили пять разных расписаний, пятые-девятые — шесть, а для десятых-одиннадцатых — аж 19. При этом утром обязательно урок «Разговоры о важном», а в четверг у старшеклассников первым идет профориентационный курс «Россия — мои горизонты». Это всё должно помочь структурировать не только обучение, но и время на домашнюю работу.