Образовательное неравенство в России: кто сталкивается с наибольшими барьерами при поступлении в вузы
- 11:30 23 сентября
- Дарья Николаева

Недавнее исследование показало, что в России поступить в университеты сложнее всего мальчикам, детям из сельской местности и из семей с низким доходом. Помимо академических способностей, на возможность получить высшее образование существенно влияют социально-экономические факторы, место проживания и даже пол абитуриента.
Денежный фактор как главный барьер
Исследование, проведённое с участием эксперта Анастасии Анфаловой, выявило, что доход семьи — самый весомый фактор, определяющий шансы выпускника стать студентом. Например, у детей из семей с ежемесячным доходом 50–79 тысяч рублей вероятность поступления выше на 19 процентных пунктов, чем у ребят из семей с доходом менее 20 тысяч рублей. Для семей с доходом свыше 80 тысяч рублей преимущество составляет примерно 15 пунктов.
Финансовая обеспеченность позволяет родителям оплачивать услуги репетиторов, курсы подготовки, лучшее школьное образование, аренду жилья рядом с вузом. Всё это повышает вероятность успешного поступления.
География и образовательные ресурсы
Значительную роль играет и место проживания. По сравнению с сельскими выпускниками шансы поступить выше у тех, кто живёт в малых городах (+7,2 п.п.), средних (+5,6 п.п.) и крупных (+4,7 п.п.). Это объясняется концентрированностью образовательных ресурсов в городах и финансовой невозможностью многих сельских семей переехать ближе к университетам.
Гендерный разрыв
Даже при сопоставимой успеваемости мальчики реже планируют учиться в вузах. Исследователь связывает это с социальными стереотипами и особенностями рынка труда, которые формируют у мальчиков и их семей меньшую мотивацию к высшему образованию.
Последствия и вызовы
Социальное и экономическое неравенство в доступе к образованию подрывает возможности социальной мобильности. Отмечается эффект «кривой Великого Гэтсби», когда социальные преимущества передаются из поколения в поколение, закрепляя систему неравенства, а не разрушая её. Это ведёт к потерям человеческого капитала и потенциала страны в целом.
Возможные пути решения
Для преодоления барьеров исследовательница предлагает:
-
развитие системы образовательных кредитов и грантовой поддержки;
-
создание мер поддержки для детей из малообеспеченных и сельских семей;
-
региональное выравнивание образовательных ресурсов;
-
работа над изменением гендерных стереотипов;
-
повышение информированности о возможностях получения образования.
Выводы
Образовательное неравенство в России — комплексная социальная проблема, которая требует системного подхода. Без устранения материальных барьеров, улучшения инфраструктуры в регионах и поддержки уязвимых групп, образование не сможет служить эффективным механизмом социальной мобильности.
Успех страны в мире будущего напрямую связан с созданием равных возможностей для всех её граждан, независимо от пола, места жительства и экономического положения семьи. Только так можно сформировать конкурентоспособный, устойчивый и справедливый образовательный сектор.