Начинать знакомство малыша со счетом можно в самом раннем возрасте. Делайте это между делом, например, когда поднимаетесь с прогулки, вслух считайте ступеньки, когда собираете кубики, считайте их, при кормлении считайте съеденные малышом ложки и т.п. А если ваш ребенок уже подрос, то пригодится подборка игр, обучающих счету.

Карта поиска сокровищ

Карта сокровищ

Спрячьте дома или на улице какой-либо предмет, он будет сокровищем. Нарисуйте на листе бумаги карту квартиры или местности, в которой проходит игра, с множеством разных дорожек и ходов. Одна дорожка должна быть верной и вести к сокровищу. На каждой дорожке по всей длине, через каждые несколько сантиметров, напишите математические выражения (сложение, вычитание, умножение, деление). Составляйте дорожки, опираясь на знания вашего ребенка. Для самых маленьких это могут быть просто цифры, без арифметических действий.

Далее напишите расшифровку: дорожка из каких цифр ведет к сокровищу. Дети, умеющие считать, должны решить примеры на всех дорожках, записать их итог и найти верную. Малыши должны сравнить цифры, данные в расшифровке с теми, что написаны на карте, и найти правильный путь к сокровищу.

В эту игру можно играть:

  • на праздники, тогда сокровищем будет подарок;
  • одному или нескольким детям одновременно, соревнуясь, кто быстрее отыщет клад;
  • один или несколько раз, пряча «сокровища» в разные места.
  • по очереди: один составляет карту и шифр, другой ищет, затем игроки меняются местами;
  • детям-школьникам (используя выражения сложнее) и малышам, изучающим цифры.

Сказка

Объясните ребенку, что вы будете читать ему математическую сказку и, когда он будет слышать в ней знакомые числа, он должен показывать их на пальчиках (как вариант – выкладывать из счетных палочек или находить написанную цифру). Взрослый, в свою очередь, должен намеренно делать небольшую паузу после произношения чисел, чтобы у малыша было время подумать.

Подобные сказки и рассказы мама может сочинять на ходу, тогда каждый день у вашего малыша будет новая интересная история.

Жили-были два зайчонка – Пушистик и Ушастик. В их маленьком домике было четыре кроватки: одна – для папы, одна – для мамы, одна – для Пушистика и одна – для Ушастика.

На кухне, за столом, стояло пять стульчиков. Каждый раз, когда семья зайчат садилась есть, Пушистик и Ушастик всех пересчитывали, и все время оказывалось, что зайчат четверо, а стульчиков – пять. Всегда оставался один лишний стул, на котором никто не сидел.

«Для чего нам лишний стул?» - спрашивали зайчата-малыши своих родителей. «Пройдет время, и вы узнаете», - с улыбкой отвечала мама.

Летом Пушистик и Ушастик резвились на полянке перед домом под тремя старыми березами, а с приходом холодов они все чаще стали оставаться дома и играть в настольные игры.

 Однажды, в холодный зимний вечер, в дверь кто-то постучал три раза: тук, тук, тук. «Кто там?» – спросил заяц-папа. «Это я, маленькая серая мышка Бусинка, откройте, пожалуйста». Зайчата впустили Бусинку, и она рассказала, что два дня назад заблудилась в лесу и не смогла найти свою норку. Мышка очень замерзла и хотела кушать.

Мама-зайчиха посадила гостью и всю свою семью пить чай, поставила на стол пять кружек, положила пять ложек и разрезала один большой пирог. «Вот, теперь мы знаем, для чего у нас за столом стоит пятый стульчик!» - сказали Пушистик и Ушастик.

А вы, ребята, догадались, для чего зайчатам пятый стульчик?

Найди цифру

На листе в клетку нарисуйте квадрат 10х10 клеток. В каждой клетке напишите любую цифру. Задача ребенка – быстро отыскать заданную вами цифру среди всех остальных. Если ребенок мал, ему подойдет квадрат 5х5.

Для детей дошкольного или младшего школьного возраста задача усложняется: он должен отыскать в квадрате не просто число, а сумму или остаток заданных вами выражений. Например: «Найди число, которое получится, если к 2 прибавить 2», или: «Найди число, которое получится, если от пяти отнять три» и т.д.

Если детей несколько и все они одного возраста, можно устроить соревнование: кто быстрее найдет цифру.

Сколько?

Для этой игры хорошо использовать книжку с картинками, но если такой нет под рукой, можно обойтись и без нее.

С книжкой: открываете любой рисунок и начинаете задавать вопросы по картинке, каждый из которых должен начинаться словом «сколько?» Все будет зависеть от вашей фантазии: «Сколько деревьев нарисовано, сколько лап у собаки, сколько колес у автомобиля» и т.д.

Без книжки: вспоминаете с малышом разные одушевленные и неодушевленные предметы, которые ему известны, и задаете этот же вопрос с начальным «сколько?» Например: «Сколько ступенек у нас в доме?» «Сколько у тебя рук?» «Сколько тапочек сейчас у тебя на ногах?» и т.п.

Числовые ступеньки

В этой игре дети по очереди должны называть количество различных предметов, окружающих их, с каждым разом прибавляя один. Например: «Один – одна ножка у гриба», «Два – у меня две руки», «Три – у нас три кота», «Четыре – у стола четыре ножки» и т.д.

Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будет игра.

Небоскреб

В эту игру можно играть как дома, так и на улице.

Дома: нарисуйте многоэтажное здание на листе бумаге такой величины, чтобы можно было по нему ходить фишками. Пронумеруйте этажи. Чтобы было интереснее, нарисуйте в окошках каждого этажа жителей: различных зверушек, героев мультфильмов и т.п. Можно распечатать фотографии друзей ребенка, вырезать и наклеить их.

Начинается игра с бросания игрального кубика. Если этажей больше шести и ребенок умеет складывать числа, можно кидать кубик, например, два или три раза или одновременно два или три кубика, а потом складывать выпавшие числа. Какое число получится, на тот этаж «идет» он в гости.

На улице: нарисуйте мелом многоэтажный дом. Также пронумеруйте этажи. Ведущий загадывает номер этажа, а игрок пытается угадать цифру, становясь на этажи ногами. Если этаж неверный, ведущий должен дать наводку, например: «На один этаж ниже», или: «На два этажа выше».

Играйте с детьми по очереди, чтобы и они могли быть ведущими и управляли взрослым, указывая, куда ему шагать.

Паровоз

Из цветного картона вырежете паровоз и вагончики. Это можно сделать вместе с детьми. Сверху каждого вагона наклейте кармашек с прорезью в середине, чтобы можно было вставлять карточку с цифрой, и ее было видно.

Ведущий вразброс вставляет карточки с цифрами в вагоны, а дети должны расставить их правильно, по порядку.

Усложняя игру, сделайте еще партию карточек, на которых будут написаны простые (подходящие по возрасту и развитию ребенку) примеры. Ответ в каждом примере должен соответствовать определенному вагончику. Также вырежете изображения пассажиров (животных, героев мультфильмов и т.п.) Можно не вырезать, а использовать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов. Каждому пассажиру дайте билет. Задача ребенка решить примеры и правильно посадить пассажиров – каждого в свой вагон.

Гонки

Возьмите кусок обоев или скрепите степлером несколько листов А4 и нарисуйте дорогу. Затем разделите ее поперечными линиями на отрезки. Можно пронумеровать отрезки, можно оставить так.

Игрокам понадобятся игрушечные машинки (величиной не больше одного отрезка на дорожке) и игральный кубик. Каждый по очереди бросает кубик и продвигается на то количество отрезков, какое выпало в кубике.

Чтобы усложнить игру, нарисуйте длинную дорогу (более извилистую и с большим количеством отрезков), возьмите несколько кубиков и кидайте одновременно, тогда нужно будет сложить выпавшее количество и продвигаться быстрее.

Магазин

Моя знакомая, мама 6-летней девочки, рассказала такой случай. Однажды к ней подошла дочь с горстью мелочи, которую она взяла на полке в комнате. Девочка попросила, чтобы мама отдала ей все эти деньги (ей очень нравилось самой ходить в магазин и что-нибудь покупать там). Мама поставила условие: «Если сможешь правильно сосчитать, сколько здесь рублей, я тебе их отдам». Женщина и не предполагала, что ее дочь сможет это сделать. Однако девочка быстро и правильно сосчитала все до копейки.

Все мы в детстве любили играть в магазин. Интерес к купле-продаже может стать хорошим стимулом для ребенка в освоении им счета. Можно играть нарисованными деньгами и считать их, но можно дать малышу настоящие монеты.

Если игра в магазин ребенку не интересна, предложите ему реальную возможность что-то покупать, выделив для этого копилку, кошелек и деньги.

Начните с символической суммы. Пусть малыш научится считать, сколько у него рублей в копилке. Скажите, что на эти деньги он может купить. Пойдите в магазин с ребенком, предоставив ему возможность самостоятельно оплатить свою покупку. Затем пусть он посчитает, сколько рублей у него осталось. Решите вместе, что малыш купит в следующий раз, посчитайте, сколько денег ему не хватает, пусть он начинает копить, периодически пересчитывая монеты.