Детей-буллеров хотят изолировать: предложение Генпрокуратуры
- 13:00 16 июля
- Дарья Николаева

В России назревает образовательная революция: детей, уличённых в буллинге, могут начать отправлять в спеццентры, даже если им нет 16 лет.
Как далеко может зайти борьба с агрессией в школе — и не станет ли она причиной новых проблем?
Чего хотят прокуроры?
Генеральная прокуратура выступила с сенсационной инициативой: помещать подростков-агрессоров, замеченных в буллинге сверстников, в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Причина радикальных мер — законодательный тупик: большая часть буллеров не попадает под административную или уголовную ответственность из-за возраста. И теперь именно для таких, кому не исполнилось 16 лет, хотят ввести меры временной изоляции и перевоспитания через спецучреждения МВД. Предложение уже отправлено на рассмотрение правительственной комиссии.
“Большинство детей, совершающих акты буллинга, ещё не достигли возраста, когда можно применять существующие виды наказания”, — объясняет представитель Генпрокуратуры Ольга Каткова.
Как могут измениться жизни детей?
Сейчас подросток может оказаться в центре временного содержания только по решению суда — максимальный срок до 30 суток. Детали о сроках, процедурах отбора и условиях содержания пока не раскрываются, но уже сам факт появления подобной инициативы вызвал горячие споры.
-
Поддержка: Родители жертв травли и педагоги давно требуют жёстких мер. Для них перевод агрессоров в спеццентры — шанс обезопасить детей от моббинга, унижений и психологических травм.
-
Скепсис: Психологи и правозащитники бьют тревогу — временная изоляция может не решить проблему, а лишь усугубить отчуждение, добавить страха и увеличить социальную стигму. Важно не только “наказать”, но и разобраться в причинах агрессии, получить психологическую помощь и поддержку для всех участников конфликта.
“Не наказание, а профилактика”?
Генпрокуратура подчёркивает, что речь идёт не столько о карательных мерах, сколько о профилактике повторных правонарушений. Тем не менее, общественность боится, что “испытание спеццентром” станет современным вариантом карательной педагогики, где подростки с трудной судьбой будут получать новый повод для протеста.
Психологи напоминают: за агрессией часто скрываются боль, тревога, неразрешённые домашние конфликты и даже пережитое насилие. Изоляция без качественной психологической работы не способна вылечить причину происходящего.
Россия — не первая?
Идеи ужесточения мер для несовершеннолетних бушуют не только у нас: в Беларуси, например, также поднимают вопрос о расширении ответственности родителей и создании новых критериев неблагополучия. Однако практика показывает, что жёсткие карательные меры дают краткосрочный результат, но не меняют атмосферу в школах.
Каковы перспективы?
Пока предложение Генпрокуратуры находится на обсуждении, а конкретные сроки и детали не раскрываются. Но ясно одно: Россия всерьёз задумалась о новых подходах к детской агрессии. Смогут ли спеццентры стать шансом для реабилитации — или подростков ждёт новая волна жесткости и отчуждения?