Назад в будущее: устные и переводные экзамены возвращаются в школы России
- 19:00 16 июля
- Дарья Николаева

Образовательный ландшафт России готовится к серьезным изменениям: идея вернуть в школьную систему устные и переводные экзамены набирает обороты и уже обсуждается на высоком уровне.
Эта инициатива вызвала шквал обсуждений среди педагогов, родителей и экспертов — и многие считают, что такой шаг способен избавиться от формализма и оживить школьное обучение.
Почему возникает потребность возвращать экзамены?
Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев неоднократно высказывал мнение, что в современной системе школьного образования на данный момент фактически отсутствует полноценная оценка ежедневных знаний учеников. Сейчас основной упор делается на итоговые государственные экзамены (ОГЭ и ЕГЭ), однако они не отражают объем регулярных и систематических достижений по различным предметам.
— «Нужно возвращать экзамены, которые фиксировали бы уровень знаний при переходе из класса в класс — переводные экзамены, а также устные экзамены, которые позволяют проверить понимание и речь ребёнка», — заявил Фадеев.
По его словам, среди предметов, по которым важно вернуть такие экзамены, — литература, история, география, математика и физика. Эти дисциплины формируют базу для общей эрудиции и критического мышления, к которым нельзя подходить формально.
Что такое переводные и устные экзамены?
Переводные экзамены — это испытания, которые школьники сдают при переходе из одного класса в другой. Раньше такие экзамены были обычной практикой в советской школе и позволялись проверять, насколько ученик усвоил программу.
Устные экзамены — форма оценки, когда ученик в режиме диалога с учителем демонстрирует понимание и умение излагать материал. Такой формат помогает выявлять уровень знаний гораздо глубже, чем тесты с выбором.
Вместо многократного повторения устаревшей и перегруженной программы, эти формы проверок хотят сочетать с переработкой учебных планов. Фадеев отмечает, что школьную программу можно сократить на 20–25% без потери качества образования, что создаст дополнительный ресурс времени.
Реакция учителей и родителей
Многие педагоги рады возвращению устных и переводных экзаменов. По их мнению, это поможет убрать формализм из системы оценивания и лучше стимулировать учеников учиться не ради галочки, а ради знаний. Однако учителя опасаются идти против существующих бюрократических установок и ожидают четких методических указаний от Минпросвещения.
Некоторые родители опасаются, что возвращение дополнительных экзаменов увеличит нагрузку на детей. Но эксперты уверяют: грамотно организованная система добрая нагрузка и повышение качества усвоения знаний — разные вещи.
Что дальше?
Идея Фадеева получила поддержку и будет обсуждаться с профильными педагогами, министерствами и экспертными группами. Важно не просто вернуть экзамены ради экзаменов, а сделать их инструментом повышения качества образования, интереса детей и снятия стресса с итоговых испытаний.
Переводные и устные экзамены могут стать частью системы непрерывного мониторинга и сопровождения школьника, позволят учителям лучше понимать успехи и сложности каждого ученика и своевременно выстраивать индивидуальный подход.
Итог
Возвращение устных и переводных экзаменов — это попытка вывести российскую школу из затяжного тестового формализма и сделать обучение живым, осмысленным и более честным. В ближайшие месяцы мы узнаем, как именно изменится школьная жизнь, но одно ясно уже сейчас: образовательная реформа 2025 года может начать новый виток качества знаний и мотивации у российских школьников.