Другие появятся с песней другой,-
Но кажется мне - не уйдем мы с гитарой
В заслуженный и нежеланный покой.
В. С. Высоцкий
25 января исполняется 80 лет со дня рождения поэта, музыканта, актёра Владимира Семёновича Высоцкого (1938–1980). Современной молодежи, а тем более детям все менее знакомо это имя, но есть еще люди, для которых оно олицетворяет целую эпоху. Чем же может быть интересно творчество Высоцкого нашим детям? Давайте поразмышляем.
Песни Высоцкого я слышала с раннего детства. На пластинках, кассетах и даже катушках – довелось застать этот вид носителей, когда они уже сходили на нет. Самой первой песней, заинтересовавшей мое детское воображение, была «В желтой жаркой Африке». Всякий раз я пыталась понять, почему же во всех неприятностях виновен не жираф, а тот, кто крикнул из ветвей? Никто мне этого не объяснял, и ответ я нашла, только когда выросла.
В моей детской фонотеке, среди «Голубого щенка» и «Бременских музыкантов» был и двойной альбом «Алиса в Стране чудес», но в то время эта сюрреалистическая сказка мне категорически не нравилась, и слушала я ее крайне редко, а до конца, пожалуй, и никогда. Зато, став взрослой, я полюбила эту музыкальную постановку и выучила песни, написанные для нее Высоцким, чуть ли не наизусть. Кстати сказать, мои дети слушали «Алису» с удовольствием. А я так прямо наслаждалась мастерской игрой слов:
«…Должно быть, по морю из собственных слез
Плыву к слезовитому я океану…»
«Когда провалишься сквозь землю от стыда
Иль поклянешься: провалиться мне на месте…»
«Турецкий паша нож сломал пополам,
Когда я сказал ему: Паша, салам!
И просто кондрашка хватила пашу
Когда он узнал, что еще я пишу,
Считаю, пою и пляшу»
Так вот, эти, написанные для детского спектакля, а по сути рассчитанные на взрослое понимание песни мне тогда не нравились. Не нравились и долгие баллады, вроде «Истопи ты мне баньку, хозяюшка», «Кони привередливые». Зато я любила «Чужую колею», «Песенку про слухи», «Веселую покойницкую», «Балладу про правду и ложь», «Песенку о переселении душ», и многие другие.
Мамин родственник работал инженером в театре на Таганке, и как-то удалось договориться, чтобы папе дали доступ туда с магнитофоном. Несколько вечеров мой папа переписывал на кассеты «МК-60» раритетные записи Высоцкого, а потом бисерным почерком составлял списки содержания этих кассет. Думаю, это было уже после смерти поэта, но еще при его жизни моим родителям довелось раз или два побывать на его концертах.
Что до меня, то я вошла в сознательный возраст, когда Высоцкого уже не было на свете. Но я помню долгие вечера, когда к папе приезжал из Питера друг детства, и они могли чуть ли не до утра просидеть у стола с толстенной рельефной свечой под магнитофонные записи. Сквозь сон я различала слова «Истома ящерицей ползает в костях…» - они звучали непонятно, таинственно и оттого более притягательно.
К окончанию школы я уж наверняка слышала не по одному разу все 600 (или около того) песен Высоцкого, а многие помнила наизусть. Правда, петь их можно было только себе под нос – я убедилась, что хором под гитару поются лишь несколько наиболее протяжных (такие, как «Если друг оказался вдруг», «Если я богат, как царь морской», «Оплавляются свечи»). Зато приятно было подпевать под кассету. Вот только кассеты, все это бесценное сокровище, заезженное советским магнитофоном «Электроника», начали безобразно визжать, так что слушать их стало невозможно. Некоторые записи удалось перенести на новые, импортные кассеты, которые уже стали доступны в конце 1980-х, остальные были безвозвратно утрачены. Но к счастью, в начале 1990-х записи Высоцкого появились в цифровом виде, в том числе и те раритетные, из архива театра на Таганке. Помню, как я была счастлива, когда приобрела на «Горбушке» (где в то время можно было купить пиратский Windows и любое программное обеспечение) диск «600 песен Высоцкого».
В песнях Высоцкого для меня заключена целая эпоха. Многие вещи, которые мне не объясняли родители, я узнавала из этих песен. Это подлинная энциклопедия советской жизни 1970-х, ведь поэт писал обо всех сторонах жизни, о людях самых разных профессий, вкладывая в их уста свое мировосприятие.
«Они играют по системе дубль-ве
А нам плевать, у нас четыре-два-четыре»
Боюсь, это то немногое, что мне известно о футболе. А эта строчка из песенки метателя молота, услышанная мной году в 89-ом, поразила смелостью – ведь Высоцкий писал в разгар застоя:
«Эх жаль, что я мечу его в Италии.
Я б дома кинул молот без труда.
Ужасно далеко, куда подалее,
И лучше, если б раз и навсегда»
Некоторые слова из песен Высоцкого мне вообще не встречались в обычной жизни, и пришлось погуглить, чтобы узнать их смысл:
«Тут у меня постены появились,
Я их гоню и так, и сяк, они опять…»
Оказалось постены – это обычные тараканы.
Но пора вернуться к началу статьи – я собиралась поговорить о том, есть ли место творчеству Владимира Высоцкого в мире наших детей? Неужели все это богатейшее наследие поэта останется в прошлом?
Моему сыну, принадлежащему к поколению Z, так же как и мне когда-то, интересно происшествие в Африке, связанное с необычной женитьбой жирафа, и он задается тем же вопросом, что и я когда-то. Правда, на его вопрос я дала ответ, но не знаю, правильно ли поступила? Быть может, ему стоило найти этот ответ самому, как когда-то пришлось это сделать мне?
Песню «Утренняя гимнастика» сын впервые услышал в детском саду – под нее группа выступала на одном из утренников. Правда, запускали ее в современной аранжировке, и не до конца.
Кстати, что я совершенно не переношу – когда песни Высоцкого поют другие исполнители. На мой взгляд, они звучат достойно только в его устах. Исключение – диск в исполнении Марины Влади, записанный еще при жизни Владимира Семеновича, с их великолепной парной фотосессией на обложке – наверняка многие его помнят.
После утренника я показала ребенку ролик, где Владимир Высоцкий, молодой и спортивный, исполняет эту песню под гитару. С тех пор сын часто просил меня снова открыть эту запись.
Но самой любимой его песней, вне конкуренции, является «Диалог у телевизора». Хотя наша семья практически никогда не смотрит телевизор, а уж что такое цирк по телевизору он и вовсе не имеет понятия.
Пожалуй, мне следует расширить знакомство сына с творчеством Высоцкого, пока он совсем не вырос – не за горами тот день, когда мальчик уже не станет слушать то, что я ему предлагаю, и составит свой собственный плейлист. Но пока еще не поздно, стоит тщательно отобрать несколько песен о вечном – о чести, дружбе, смелости и благородстве, и включать их почаще.
«Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал»