Зимой я проглотила залпом все четыре книги Элены Ферранте «Моя гениальная подруга» и после этого заболела Италией. А точнее — Неаполем и островом Искья, где жили, влюблялись, расставались главные герои книги. Тогда же я забронировала дом на Искье, чтобы летом приехать сюда всей семьей. Чтобы уже окончательно  влюбиться в Италию. И вот почему.

Еда в Италии

Наверняка, большинство из вас читали книгу Лиз Гилберт «Есть. Молиться. Любить». Книгу о путешествии по трем странам, длиною в год. О путешествии, в котором Лиз хотела найти гармонию после душераздирающего развода, а в конце поездки нашла еще и Большую Любовь. Не знаю, как у вас, а у меня самая любимая часть этой книги — про Италию. Та, которая «Есть». Эта часть книги написана с огромной любовью и уважением к итальянской еде. Паста, пицца, итальянские помидоры (которых мы тут съедаем по два килограмма в день), оливковое масло, багеты, кофе, тирамису, морепродукты, лимонное печенье, шоколад с перцем чили, ледяное белое вино, оливки, песто, моцарела, мороженое. Все то, чем наслаждалась Лиз Гилберт в свои 4 месяца в Италии, поедаем теперь мы. И когда нас спрашивают: и как там, в Италии? Я всегда отвечаю: вкуууусно! Потому что это первая ассоциация с этой страной. Италия — солнечная, изобильная, вкусная, щедрая, громкая и темпераментная страна. Но в первую очередь — вкусная.  Самые простые продукты настолько богаты вкусом, что не требуют практически никакой сложной кулинарии. Мы режем пополам истекающие соком помидоры, поливаем оливковым маслом, посыпаем крупной солью, кидаем веточку петрушки, ломаем лаваш на ломти, отвариваем макароны и перемешиваем с песто. Это наш любимый итальянский ужин тут на острове. А тирамису и мороженое мы ходим есть в кафе.

Когда мы собирались на остров, я составила подробный лист с рекомендациями лучших ресторанов и пиццерий, но, приехав, поняла, что это было пустой тратой времени. Потому что вкусно тут — везде! Хорошую пиццу можно съесть в любой забегаловке, если там ее готовят в настоящей печи. Но если хотите побывать в Той Самой Пиццерии, где была сама Лиз Гилберт (и плакала от счастья, поедая двойную с сыром), то езжайте в Неаполь в пиццерию у Микеле. Но будьте готовы отстоять в очереди от 30 минут до часу. Пицца там стоит от 4 до 5 евро, ее всего два вида — Маринара (с томатным соусом) и Маргарита с сыром. Но вкуснее пиццы мы и правда никогда не ели.

Итальянский темперамент

Мой друг, который уже много лет ведет бизнес с итальянцами, давно говорит, что южные итальянцы очень похожи по темпераменту на русских (поэтому он с ними и работает, ага). Такие же взрывные, но отходчивые, открытые, способные подружиться с первой минуты на всю жизнь и... необязательные.  С этим итальянским раздолбайством мы столкнулись сразу по прилету. Прилетели мы в Неаполь, а до острова нас должен был доставить последний паром. Времени  было в обрез, поэтому как можно скорее надо было добраться до порта. Билеты на паром купили заранее, на острове нас к определенному часу ждали хозяева виллы с ключами. Мы все узнали и рассчитали — куда выходить, на какой автобус садиться. С трудом, но мы должны были успеть. Началось все с того, что автобус опоздал на 20 минут, потом на середине маршрута водитель остановился на заправке и долго и горячо спорил с заправщиком. До порта мы бежали бегом с чемоданами и детьми наперевес, понимая, что последний паром уже давным-давно уплыл без нас, но все равно надеясь на чудо. И оно случилось – паром  опоздал на 40 минут! Мы благополучно добрались до виллы и стали осознавать, в какой стране находимся.

Хозяева виллы — пара итальянских пенсионеров — оказались милейшими людьми, которые старались максимально облегчить наш быт своими кофеварками и средствами от муравьев, и предоставить максимальную информацию об острове: пляжи, горячие источники, парки. Когда мы общались с ними по-английски, все проходило более-менее чинно. Но как только они начинали между собой спорить, какой пляж на Искья лучший, то переходили на итальянский и градус беседы резко повышался.

Однажды вечером на балконе соседнего дома (а мы жили в квартале, где дома стоят друг от друга на расстоянии вытянутой руки) разыгралась душераздирающая сцена. Итальянская пара ссорилась так, что на их крики вышли на улицу все соседи. Они кричали на весь остров, толкали друг друга, женщина разбила об пол стакан! А утром, развешивая белье, я увидела их танцующими на том же балконе. Это звучит, как описание сцены из фильма. Но это и было похоже на итальянскую драму, которую без стеснения наблюдали все соседи.

Дева Мария. Ее тут очень любят. Любят, как члена семьи, как сестру, подругу

Наша часть острова представляла собой запутанный лабиринт домиков и вилл. И на каждом доме и каждом заборе было изображение св. Марии. Либо мозаика, либо фреска, либо ниша в заборе со свечами и сухими цветами или хотя бы фотография. Но что-то - обязательно! А вечером возле всех изображений св. Марии горели свечи. Я совсем не религиозна, но я посетила все церкви в нашем квартале, пару раз сходила на вечерние службы, на которых ничего не понимала, но не могла сдержать слез, когда начинали петь Аллилуйя.

Изображение Девы Марии мы видели и в витрине парикмахерских рядом с фотографиями модных причесок, и в ювелирном магазине и даже в пиццерии рядом с меню!

Куда сходить на острове Искья

Сад кактусов — не очень большой и не очень дешевый (10 евро взрослые, 5 евро дети), но совершенно сказочный сад кактусов. Там собраны, наверное, все виды кактусов в природе — и те, от красоты которых захватывает дух, и те, на которые невозможно смотреть без смеха. Бонусом в этом саду можно увидеть павлинов, которые свободно расхаживают по саду и забредают даже в кафе, золотых рыбок в пруду, покачаться на качелях, подвешенных на гигантских кактусах и в баре выпить коктейль из кактусов (5 евро). Дети были в восторге!

Арагонский замок. В этом месте будет интересно скорее взрослым, чем детям. Но и детей можно заинтересовать рассказами о том, кто жил в этом замке в прежнее время. Были времена, когда в нем укрывались от морских пиратов все жители острова, потом там была тюрьма, потом там жили короли и рыцари. И каждый из проживающих в замке оставил свой след: абрикосовые и лимонные деревья там и сям, грядки с луком и баклажанами, винодельня, колодцы, 12 церквушек на территории замка, величественные резные скамейки с видом на море и суровые аскетичные камеры.

Туристический маршрут 501. Если вы устанете от пляжного отдыха, можно взобраться на самую высокую точку острова. Мы это сделали с двумя детьми (6 и 11 лет), и на это у нас ушло 8 часов! Местами мы шли под пальмами, вдоль моря, обдуваемые легким ветерком. Большая часть маршрута проходила по лесу – приятное разнообразие после морских пейзажей. Особенно ценно то, что там была тень и прохлада. Но самый сложный участок маршрута идет в гору, по козьим тропам, сквозь колючие кустарники, по камням. И это правда очень-очень тяжело. Не стоит недооценивать сложность подъема. За четыре часа мы поднялись на 800 метров над уровнем моря, и мужу стало плоховато с сердцем. Вдобавок мы ободрали все руки и ноги о колючки. Еле добрались до источника с водой. А сколько бы вы ни взяли с собой воды, под палящим солнцем, взбираясь на гору, вы выпьете ее всю. Но в награду получили потрясающий вид на остров, кафе на самой вершине (ледяная минералка и обжигающий эспрессо), встречу со стадом коз, абрикосовые деревья с созревшими плодами. Мы это сделали, но, честно признаюсь, отходили от этого похода потом два дня. Если решитесь, постарайтесь в лесу найти крепкую палку по росту, она вам поможет при восхождении на саму гору. И возьмите с собой минимальную аптечку.

Сады Посейдона — любимые термальные источники Ангелы Мекрель, между прочим. Это райский уголок с цветами, водопадами, фонтанами, с видом на горы и на море. Натуральная сауна в горе,  бассейны с термальной водой от 28 градусов до 40, бассейны с массажными струями, японская дорожка с чередующейся обжигающей и ледяной водой. Тут есть все, чтобы максимально расслабиться и получить заряд здоровья на весь год. Все, кроме одного. Во всю эту красоту даже нельзя заходить с детьми, младше 12 лет! На официальном сайте уклончиво написано: «дети до 12 в термальные бассейны не разрешены». Ну хорошо, подумали мы, не разрешены и ладно. Взяли для 6-летней дочки раскраски, наклейки, головоломки, намереваясь усаживать ее на лежаке с ее сокровищами, а самим — нежиться в термах. Но — нет.  Детей даже близко не подпускают к термальным бассейнам.  Для них есть один единственный бассейн с морской водой и все. По сути, детям до 12 можно находиться только в нем, в кафе и в туалетах. Такого мы, конечно, не ожидали. Хорошо, что мы были вместе с мужем и могли по очереди короткими перебежками бегать к термам. А вот итальянской маме, которая приехала одна с ребенком, не повезло. Она заплатила немаленькие деньги (35 евро взрослый и 17.50 евро ребенок), чтобы провести весь день с ребенком в одном бассейне. Она долго ругалась со спасателями, но так и не отвоевала себе право усадить ребенка на лежак рядом с бассейном.

Наши советы самостоятельным путешественникам

• Возьмите с собой пару ланч-боксов. В них очень удобно брать с собой на пляж абрикосы и черешню.
  • Если снимаете дом или апартаменты, возьмите  русскую шоколадку или упаковку пряников. На тот случай, если вам так понравятся хозяева дома, что в конце отдыха захочется их отблагодарить. Последние 13 лет мы останавливаемся на летний отдых только в съемных домах (редко - квартирах). О преимуществах такого самостоятельного отдыха перед отелями написала отдельную статью. И очень часто с хозяевами домов мы расстаемся настоящими друзьями. В Турции, например, мы целый месяц снимали дом у невероятной семейной пары (она — немка, он — турок и у их общий маленький сын). Мы поливали их цветы в саду,  а они приносили нам  в подарок домашнее вино, которое мы же вместе по вечерам распивали. Уезжая, мы подарили им пачку гречки, которую взяли с собой для детей, но так и не сварили. И как же они были тронуты и взволнованы нашим подарком! Тщательно записали рецепт гречки с мясом и сладкой гречки с молоком для ребенка. После этого мы стали всегда с собой брать какой-то небольшой сладкий сувенир из России, который всегда можно съесть самим, если дружбы с хозяевами дома не выйдет.
  • Ну а про настольные игры, аптечку, супер-увлажняющий крем для тела и любимую приправу для готовки вы и сами знаете.

Дополнительные советы тем, кто едет в Италию

Осторожно! Если вам в Италии в ресторане приносят какую-то закуску, пока вы ждете основное блюдо, со словами «Комплименто!», обязательно уточните, бесплатно ли это, иначе это включат в чек. Так, нам пришлось однажды заплатить 6 евро за 4 крошечных гренки с помидорами, которые принесли нам из кухни, пока мы ждали свою пасту. Мы были уверенны, что это — комплимент от ресторана, в котором мы были единственными клиентами на тот момент, но потом эти гренки мы увидели в своем счете. Того ничтожного запаса итальянских слов, которые мы успели выучить на отдыхе, нам не хватило, чтобы ругаться с официантами. А ни по-немецки, ни по-английски они не говорили. Нашему другу включили в счет мисочку оливок (по немыслимой цене), которая стояла на столе. Так что лучше — спросить, войдет ли это потом в счет.

В Италии можно и нужно торговаться. Конечно не в официальных магазинах и ресторанах. Но на рынке, с уличными торговцами и таксистами — да! Цену на такси нам удавалось сбить с 10 евро до 5, но надо быть готовыми к крикам «Мама Мия!» и к тому, что темпераментные таксисты будут трясти руками прямо у тебя перед носом (см. выше про итальянский темперамент).

Что привезти из Италии: вяленые помидоры (чем больше — тем лучше!), лимонные конфеты, ликер лимончелло, лимонное мыло — в виде маленьких лимончиков, отличный сувенир! Одежду, обувь, кожаные сумки, украшения — цены в итальянских аутлетах вас приятно удивят.