В давние-предавние времена, когда ни книг, ни школ еще не было, чтобы рассказать своим детям и внукам об окружающем мире, дедушки и бабушки придумывали сказки. В них они рассказывали о борьбе добра со злом, о бесконечности мира и об опасностях, таящихся в нем. Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим... И так из века в век.


События в сказках понемногу корректировались, обрастали новыми подробностями, а ненужные постепенно забывались. Так и копилась вековая мудрость, дошедшая до нас.

 

Полезные сказки. Три поросенка


Мало кто будет спорить, что недостаточно сказать ребенку: «Не убегай от родителей, не болтай на улице с незнакомыми людьми, не открывай дверь, кому не попадя». А вот проиллюстрировать последствия такого поведения сказками «Колобок», «Красная Шапочка» или «Волк и семеро козлят» для большего эффекта стоит. Так вековая мудрость показывает свою эффективность в современных условиях.


Кто-то может поспорить, заявив, что «Красная Шапочка» и «Волк и семеро козлят» – это авторские сказки. Но простите, разве они не основываются на вековом европейском фольклоре и не прошли испытание временем после написания? Эти сказки – народное творчество, услышанное в детстве и переработанное Шарлем Перро и Братьями Гримм уже в зрелом возрасте. Ведь впервые эти истории упомянуты лет за 300 до рождения этих великих сказочников.


А судьба некоторых сказок вообще удивительна, например «Три поросенка» Сергея Михалкова. С этой старинной английской сказкой Михалков познакомился в виде диснеевского мультфильма. В России такой сказки не было. И Михалков восполнил этот пробел своим «переводом». Его интерпретация получилась настолько удачной, что была переведена на многие языки, включая и английский. Так эта сказка приобрела не только вековую, но и межнациональную мудрость.

 

В отличие от Емели и Ивана-царевича, за которых всю работу делали щука и серый волк, поросята на своей шкуре прочувствовали последствия своей лени.


И если внешне они почти одинаковые – «Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф», то внутренние отличия значительные.


Наф-Наф – рассудительный и деятельный. Он думает о будущем, принимает мир таким, какой он есть: с зимами, волками и прочими опасностями.


Ниф-Ниф – беспечный лентяй, думающий, что все беды и несчастья обойдут его стороной. Он верит, что до зимы еще далеко, а волк не будет его есть из-за того, что он худосочный.


Нуф-Нуф – рассудителен, но не желает поступиться своим досугом сейчас ради каких-то перспектив. «Когда нужно будет, я сам построю себе дом» – говорит Нуф-Нуф, понимая, что такое время рано или поздно придет. И, дотянув до последнего, «так же как и брат, он хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил, что в таком доме зимой будет очень холодно. Дом будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев».


Обычные люди, коих большинство среди нас, представляются мне именно такими «Нуф-Нуфами». Ведь большинство взрослых людей понимают, что рано или поздно у него лично, в стране или во всем мире произойдет кризис: увольнение, банкротство, землетрясение, цунами, дефолт или даже война. Но действуют только под давлением обстоятельств и готовиться к нежелательному событию загодя не хотят.


Но вот к поросятам приходит кризис в лице злого и хитрого волка. И что же происходит дальше? Ниф-Ниф и Нуф-Нуф оба потеряли свои «вложения»: волк разрушил их домики. Причем, Ниф-Ниф потерял меньше, т.к. домик строил спустя рукава. А Нуф-Нуфу должно быть гораздо обиднее, ведь при строительстве своего домика он всё-таки постарался. Но итог одинаков.


Так и в обыденной жизни. Как часто мы слышим от родственников, соседей, знакомых, коллег по работе: «Зачем думать о будущем и откладывать на черный день? Придет кризис, и ты всё равно всё потеряешь! Так прогуляй, растрать, прожри сегодня всё, что есть сейчас!» Так и плодятся среди обывателей «Ниф-Нифы».


А что же Наф-Наф?


А он не только не растратил своих «вложений» – усилий, затраченных на постройку дома, – но и стал выглядеть богаче на фоне разоренных братьев. Кстати, он же и приютил их в доме, который строил, пока они над ним насмехались:


– Что ты строишь? – в один голос закричали удивленные Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. – Что это, дом для поросенка или крепость?
И оба брата так развеселились, что их визг и хрюканье разнеслись далеко по лужайке.
– Дом поросенка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать...

 

– Посмотрите, как он боится волка! – сказал Ниф-Ниф.
– Он боится, что его съедят! – добавил Нуф-Нуф.
И братья еще больше развеселились».


Есть ли аналог в реальной жизни? Да он на поверхности! Богатые во время кризиса богатеют. Они скупают разорившиеся во время кризиса предприятия. И тем самым спасают их от полного закрытия. Благодаря таким действиям хотя бы часть работников остается «в доме зажиточного Наф-Нафа» – сохраняют свои рабочие места во времена тотальной безработицы.


Сейчас, во время общемирового кризиса, параллели между сказкой и жизнью стали проступать еще четче.


Сказка учит загодя думать о возможном наступлении «черного дня», но не дает конкретных рекомендаций, оставаясь, как и положено сказке, на общем иносказательном уровне.


А более конкретные рекомендации Вы сможете найти в современных сказках – Джорджа С. Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне» и Ога Мандино «Величайший торговец в мире». Вы удивитесь, как много внимания в этих книгах уделено помощи ближним. Эти сказки помогают найти пути к достижению не только достатка материального, но и одновременно БОГатства духовного. Примером того, как это возможно, выступает, например, Павел Михайлович Третьяков, основатель художественной галереи.


Так что почитайте эти сказки. Они будут только на пользу Вам и Вашим детям.