Статья опубликована в журнале для родителей «Виноград» (№2 (52) март-апрель 2013)

Подросток слушает музыкуСтоит ли запрещать ребенку или подростку слушать музыку, которая не нравится родителям, или оставить за ним право абсолютно свободного выбора? Мы постараемся найти ответ на этот непростой и неоднозначный вопрос.

«Выключи же это наконец! Слушать невозможно!» В ответ на это Сережа обычно огрызается из за двери, хотя немного убавляет звук. Как обычно, минуту спустя Елене будет стыдно, что она сорвалась на сына. Но, с другой стороны, сколько можно это выносить? Когда сын дома, из его комнаты постоянно доносится однообразное буханье басов, от которого не спасает даже закрытая дверь. Однако у мальчика переходный возраст, и все это, если верить психологам, естественно… Может, вместе с подростковой раздражительностью, максимализмом и отрицанием родительского авторитета Сережа со временем перерастет и свое увлечение музыкой в стиле heavy metal?

Звуки вокруг нас


Музыка — один из важнейших видов искусства, сопровождающий человека с самого рождения. Недаром в фольклоре всех народов мира существует отдельный жанр — колыбельные, самые первые песни, которые слышит ребенок. Значение музыки для человечества осознавали еще в глубокой древности. Так, египтяне считали, что ее изобрел бог мудрости Тот, а бог плодородия Осирис даровал ее людям, чтобы, как сказали бы в наше время, повысить их культурный уровень. Исидор Севильский (560–636) включил музыку в число семи свободных искусств, изучение которых стало в Средние века обязательным для всякого, кто хотел получить полноценное образование. В западном христианском искусстве ангелов очень часто изображали с музыкальными инструментами в руках. Все народные праздники и богослужения всех конфессий так или иначе сопровождаются пением.

Музыка сопутствует нам каждый день. Даже самому равнодушному к ней человеку врезаются в память звуки заставки новостных программ или песни из рекламных роликов. Стоит музыке прозвучать где то рядом, как она сама собой вливается в уши, а затем и в сознание человека.

Отношение к музыке, как и ко многому другому, закладывается в раннем детстве. Поэтому очень важно следить за кругом музыкальных произведений, которые ребенок слушает чаще всего. Как мы уже сказали, важность песен, которые поет ребенку мать, осознавали даже древние. Живая музыка и пение никогда не уступят первенство записям. Но поскольку не все родители могут петь своим чадам по нескольку часов в день, на помощь приходят технические достижения. Раньше почти у всех в доме были музыкальные проигрыватели. Взрослые слушали на них музыку, а для детей ставили пластинки с инсценировками сказок, которые не обходились без песен. В наше время в любом книжном или музыкальном магазине можно найти богатейший выбор аудиокниг, записей инсценировок, подборок специальных песен, рассчитанных на самых маленьких слушателей, — теперь, правда, уже на совсем других носителях, но суть осталась прежней.

Не только культура


У проблемы «Какую музыку слушают современные дети?» есть еще одно измерение — психобиологическое. Музыка способна не только отражать самые сокровенные глубины чувств и мыслей человека, но и определенным образом программировать их. Ни для кого не секрет, что прослушивание определенной музыки может оказывать воздействие на психику и физиологию взрослого человека — что уж говорить о более уязвимой детской психике!

При прослушивании музыки на организм человека оказывают влияние такие факторы, как громкость звуков, частоты звуковых колебаний и ритм. Они задают частоту пульса и биоритмы мозга, а также ритмы, в которых функционируют органы дыхания, пищеварительная и эндокринная системы. Общеизвестно, например, что во время беременности показано слушать спокойные произведения, лучше симфоническую музыку XIX века. Беспокойные малыши должны слушать мелодии со спокойным ритмом адажио, анданте. Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. А детям, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, хорошо слушать музыкальные композиции в темпе аллегро и аллегро модерато Моцарта, Шуберта, Гайдна, а также маршевую музыку.

Современная эстрадная музыка (pop, heavy metal, house, trance) в большинстве случаев вредна для здоровья детей. Многие произведения способны вызвать даже такие нарушения здоровья, как расстройство пищеварения. Отчетливый и очень громко отбиваемый ритм, особенно при такой громкости, какую обычно используют на дискотеках, может спровоцировать сердечный приступ: сердце начинает подстраиваться под навязчивую частоту, и наступает резонанс — резкое увеличение амплитуды сердечных сокращений. Продолжительное пребывание на такого рода увеселительных мероприятиях со временем приводит к снижению слуха из за лишних децибел. Это особенно опасно для эпилептиков и людей с предрасположенностью к судорогам: задавая определенные ритмы мозга, такая музыка способна спровоцировать эпилептический припадок. Опять же, под угрозой оказываются и легковозбудимые дети, нервная система которых испытывает перегрузки от подобного воздействия, дети, у которых резко повышается внутричерепное давление.

Ни в коем случае не надевайте на малыша наушники. Наши уши по природе приспособлены к рассеянному звуку. Развивающийся мозг ребенка может получить слуховую травму в результате прямого звука.

Воспитание вкуса


Приучение ребенка к хорошей музыке — сложная задача, требующая комплексного подхода. Например, в программе для начальной и частично средней школы предусмотрены уроки музыки, цель которых как раз состоит не в том, чтобы сделать из ребенка музыканта или музыковеда-теоретика, а в том, чтобы повысить его культурный уровень. Задача этой учебной дисциплины — познакомить учеников с классическими произведениями и на¬учить правильному их восприятию.

Увы, некоторые дети отнюдь не в восторге от школьных занятий по этому предмету, да и некоторые родители полагают, что это лишний пункт в школьной программе. Это неверное отношение. Вреда от таких занятий нет, зато есть польза. Помимо указанных выше достоинств, это как минимум один-два лишних урока в неделю, на которых ребенок может посидеть спокойно и расслабленно, не боясь, что его вот-вот вызовут к доске.

Если ваш ребенок жалуется, что уроки музыки в школе ему не нравятся или что на них совсем не слушают ничего современного, ваша задача – сформировать его правильное отношение к ситуации. Объясните школьнику, что музыка современная и так никуда от него не уйдет, поскольку сейчас она практически везде — на телевидении, в Интернете, в магазинах, в ресторанах, на улице. Школьные же уроки — хороший шанс познакомиться с 40-й симфонией Моцарта и тому подобными произведениями, до которых у юного меломана, разыскивающего аудиозаписи в Интернете или музыкальном магазине, могут и никогда не дойти руки.

Есть и другая польза от школьных уроков. Если вспомнить о музыкальных школах, то следует отметить, что далеко не на все инструменты в обязательном порядке берут первоклассников. На кларнет, блок-флейту, гитару или баян могут принять и десяти-одиннадцатилетних детей, для многих из которых решение учиться исполнительскому искусству было принято самостоятельно, а не подсказано родителями. Следовательно, у младшеклассника есть еще некоторое время на знакомство с миром музыки и, возможно, выбор какого либо инструмента или вокала в качестве хобби или будущей профессии.

Огромную пользу приносит и хоровое пение, которое практикуется в детских образовательных учреждениях. Оно способствует эмоциональному развитию ребенка и, как любая совместная деятельность, помогает почувствовать себя членом детского коллектива, что в свою очередь стимулирует уверенность в себе и готовность к взаимовыручке.

Впрочем, если подойти к воспитанию музыкального вкуса у ребенка со всей серьезностью, не следует отдавать его на откуп средней школе. Наиболее существенный вклад в культурное воспитание детей способны сделать лишь родители. Как же именно это сделать? Специалисты считают, что можно провести аналогию с прививанием ребенку любви к чтению. Статистика показывает, что больше всего читают те дети, в доме у которых не менее 200 книг, а родители очень часто читают сами. Та же ситуация и с музыкой: коль скоро вы хотите, чтобы ребенок если не стал в этой области специалистом, то хотя бы находил удовольствие, нужно самим почаще слушать разные музыкальные произведения. Если же просто запрещать ребенку включать современную безвкусицу, не предлагая никакой альтернативы, это не найдет у него понимания, а лишь осложнит отношения в семье. Такой альтернативой и должна стать та музыка, которую вы слушаете сами.

Что послушать?


Например, нестареющая классика. В ней есть все — и смятения, и искания, и молитвы, но композиторов, которые писали спокойную, мудрую музыку, не так уж много.

Чудесен, мягок и бесконечен Гендель, Тельман. Глубок и мудр Гайдн. Его музыка оптимистична. И Моцарт, и Бетховен признавали гений Гайдна как непревзойденный до конца своих дней.
Музыка Глинки, навеянная народными мелодиями и облеченная в форму безупречной классики, очень самобытна, как гений именно русской национальной музыкальной культуры. Его музыка имела успех и у современников, и у потомков композитора.

Потом придут и Римский-Корсаков, и Даргомыжский, и признанные «детские» композиторы Чайковский и Вивальди.

В советский период эстафету подхватывают композиторы-песенники. Оперы писать не рекомендовалось, таланты реализовывались в песнях. Сколько в этой музыке глубины и силы, патриотизма, мужества и нежности. Есть потрясающие записи с концертов военных песен.

Из мирового музыкального пространства этого периода можно предложить джазовые и блюзовые исполнения американских певцов. Немного, аккуратно можно добавить и «классической» зарубежной эстрады, и советской, эпохи 1950–70-х годов.

Отдельно нужно сказать о народной музыке. Слушать ее не так полезно, как петь. Здесь все солисты. Ее поют все вместе и каждый себе. Сила выразительности тем мощнее, чем свободнее, ярче каждый певец. Богатейшие подголоски народных песен дети абсолютно похоже перенимают с маминого голоса. И воспитывать ребенка не надо, просто пойте вместе. Что касается прослушивания народной песни и сказки, то малышам можно предложить «Забавушки» в исполнении Галины Егоровой. Подпевая ей, и вы начнете овладевать пониманием народной музыки.

Приобщение ребенка или подростка к музыкальной культуре — долг его родителей. И начинать этот процесс следует с самого младенчества, постепенно знакомя отпрыска с мировым культурным наследием, от колыбельных и детских песенок переходя к симфонической, камерной и эстрадной классике.