Белла Девяткина – самая юная участница шоу «Удивительные люди» буквально взорвала российский интернет, когда в Ютуб попало видео передачи. Четырехлетняя девочка свободно говорит на семи языках – русском, английском, французском, китайском, испанском, немецком и арабском. Недавно Белла начала изучать еще итальянский. Английским языком с Беллой занимается ее мама (преподавательница английского языка). Остальные языки Белла учит с учителями из разных стран.

О том, как добиться такого результата, какие методики родители использовали в обучении Беллы и остается ли у девочки время на игры – «Материнству» рассказала мама самого знаменитого ребенка-полиглота России – Юлия Девяткина.

Белла Девяткина и 6 иностранных языков

- Юля, Вы еще до рождения Беллы решили, что будете заниматься с ней языками? Или начали заниматься с рождения, заметили интерес и продолжили?

Да, к счастью, о возможностях искусственного билингвизма я узнала задолго до рождения Беллы. Ещё в студенческие годы я познакомилась с одной мамой, которая своими силами воспитала сына билингва, и тогда я решила, что когда у меня появится ребёнок, я обязательно буду обучать его английскому языку с рождения. Когда Белла родилась, я с первых же дней стала разговаривать с ней на двух языках. Изначально мыслей о семи языках, конечно, не было. Но заметив интерес ребёнка и отличные успехи в понимании языков, я решила добавить ещё и французский язык в 10 месяцев. Успехи к 2.5 годам были настолько очевидны, что в 2 г. 7 мес. мы решили добавить еще и китайский. Через несколько месяцев Белла стала свободно разговаривать по-китайски. Далее в период с 3 лет до 3,4 г. мы ввели ещё 3 языка: испанский, немецкий, арабский.

Елена Сай: «Что такое «искусственный билингвизм»?  С «естественным» билингвизмом все понятно. Ребенок рождается в семье родителей, говорящих на разных языках, и с детства впитывает два языка одновременно. Как правило, каждый родитель общается один на один с ребенком на своем родном языке, а за общим столом выбирается язык той страны, в которой семья живет. И это язык так или иначе, как правило, начинает со временем доминировать.

Но, оказывается, есть еще билингвизм искусственный! Это изучение иностранного языка с рождения с преподавателем - носителем языка. Считается, что до 8 лет любой иностранный язык можно освоить без сидения за партой, учебников и уроков в классическом понимании – просто погрузив ребенка в среду.

Это я могу подтвердить и на своем личном опыте. 1,5 года назад мы переехали в Германию. Моей дочке на тот момент было 3 года. Она только научилась говорить по-русски и попала в немецкий садик. Никто с ней отдельно немецким в особых условиях не занимается. Она просто проводит 5 дней в неделю 7 часов в день в немецком саду – играет с немецкими детьми  и болтает с немецкими воспитателями. Сейчас, спустя год, я могу сказать, что она свободно и без ошибок говорит по-немецки. Для меня это просто чудо какое-то!»

- Я видела видео, как Белла, в 1 год и 3 мес. «читает» карточки со словами – животик, ушко, глазки, привет, качаться, кушать – и указывает на эту часть тела или показывает написанное действие. То есть ребенок еще не умеет говорить, но … уже умеет читать? Расскажите, пожалуйста, об этой системе обучения с карточками – вы показывали ей карточки со словами с какого возраста? Как часто? Карточки со словами были только на русском языке?

Мы занимались чтением по Доману с 5 месяцев. Это методика раннего обучения чтению с пелёнок. Методика Домана подразумевает чтение целыми словами. Обучаясь читать по Доману, ребёнок проходит несколько этапов: 1) узнаёт определённый набор слов, который ему регулярно показывают 2) после того, как ребёнок увидит некоторое количество слов (для кого-то достаточно пары сотен, кому-то придётся показать несколько тысяч), он выходит в понятие «буква», т.е. соотносит каждую букву в слове с определённым звуком 3) примерно в 2-2,5 года ребёнок выходит в свободное чтение, т.е. может прочитать любой незнакомый текст.

Мы занимались с карточками 2-3 раза в день. В «русские дни» занимались русским чтением, в «английские дни» учились читать по-английски. И действительно, обучаясь по Доману, ребёнок начинает читать раньше, чем говорить. В 2 года Белла уже могла прочитать любой текст в детских книжках.

Елена Сай:  «Методика Глена Домана – довольно известная и популярная среди родителей методика раннего обучения чтению. Ребенку с 3-6 месяцев  родители показывают (только когда малыш в хорошем настроении!) карточки со словами и называют это слово. Со временем набор карточек увеличивается, визуально хорошо знакомые ребенку слова убираются, добавляются новые карточки. После слов идут словосочетания на карточках, а потом и простые предложения. Методика неоднозначная, имеет свои плюсы и минусы. Но дети, с которыми занимаются по методике Домана, действительно, в 2-3 года свободно читают детские книжки.»

Методика наших занятий, в общем, проста и была широко распространена в 18 веке, когда в дворянских семьях детей было принято обучать языкам с самого раннего возраста. Для этого ребёнку приглашали гувернёров-носителей языков, которые разговаривали и занимались с ребёнком в течение дня. Тогда считалось нормой, что дворянские дети в 4-5 лет говорили на 3-4 языках. Аналогичным образом занимались и мы с Беллой. Сначала я сама до 2 лет, а после 2 лет мы стали приглашать учителей-носителей языков.

Елена Сай: «Действительно, есть так называемый «Метод гувернера», который широко описан в научной и исторической литературе. Гувернеры, гувернантки  и бонны были широко распространены в 18 веке в буржуазных богатых семьях. Это были не учителя, а, скорее, домашние воспитатели, в основном иностранные, которые гуляли с детьми, играли, прививали им хорошие манеры. Чаще всего гувернеры были выходцами из Франции. В 18 веке французские наставники были в моде, к тому же в тот период была волна эмиграции из Франции в Россию. И место гувернантки или гувернера для французов было очень привлекательным – 500 рублей жалования в год, бесплатный стол и квартира. Знание нескольких иностранных языков было непременным условием для дворянских детей. Дворянские дети 5-7 лет в 19 веке свободно изъяснялись на трех иностранных языках (французском, английском, немецком)». 

- А чем вы руководствовались при выборе иностранного языка для изучения?

Я выбирала языки из разных языковых групп. Существуют научные исследования, которые говорят нам о том, что интеллект ребёнка очень активно развивается именно на фоне изучения абсолютно разных языков. В этом смысле гораздо интереснее одновременно изучать такие непохожие друг на друга языки, как арабский и китайский, чем, например, французский и испанский. Я хотела остановиться на 7 языках, но теперь Белла учит ещё и итальянский. Это исключительно её желание и выбор.

Белла Девяткина на телевидении

 - Белла ходит в садик? Ей хватает общения со сверстниками? Не получается так, что весь день она проводит со взрослыми людьми – родителями и учителями?

В садик Белла не ходит. Она очень общительная девочка, тянется к сверстникам, сама с лёгкостью идёт на контакт и знакомится, причём она может делать это в разных странах и на разных языках. Ведь языки – это в первую очередь средство общения. Большую часть дня Белла, действительно, проводит с учителями, однако и для общения со сверстниками время остается. Это либо совместные занятия языками с другими детьми у нас дома, либо занятия в кружках. Белла посещает несколько групповых занятий: драмкружок на английском языке, занятия по рисованию, занятия китайским и т.п.

  • - Не получается так, что какой-то иностранный язык начинает доминировать над русским языком у Беллы? Когда девочка играет одна – на каком языке она говорит сама с собой и с игрушками?

У Беллы в любом случае доминирует русский в связи с тем, что она живет в русскоязычной среде, поэтому проблем с русским языком нет. Когда она играет сама с собой, она может говорить на разных языках. Чаще всего – на русском и английском, но бывает и на китайском, и на арабском тоже. Обычно это игры по мотивам определенных мультфильмов.

- Как ваши бабушки и дедушки относятся к тому, что Белла изучает столько языков?

Все наши родственники положительно относятся к нашим занятиям. В нашей семье принято заниматься и развивать детей, поэтому для всех это норма.

 - Белла не расстроилась, что не победила в шоу «Удивительные люди»?

К счастью, в силу возраста она не поняла, что участвовала в каком-то конкурсе. С её точки зрения она просто выступила на сцене, её тепло встречали зрители, подарили подарки, и этого достаточно. У Беллы остались самые приятные воспоминания об участии в проекте «Удивительные люди». Она всё время говорит, что хочет ещё на телевидение.

 - Как ваша жизнь изменилась после участия в этом шоу?

После участия в шоу мы получили более 50 предложений о съёмках со всего мира. Конечно, принять участие во всём просто невозможно. Мы относимся к подобным предложениям очень избирательно, и соглашаемся только на те съёмки, которые считаем интересным опытом для Беллы. В ноябре 2016 года мы приняли участие в китайском шоу «Fantastic Baby». Белла очень популярна в Китае. Там её узнают на улицах и в общественных местах. Очень многие китайцы хотели сфотографироваться с Беллой. В январе 2017 - в итальянской версии шоу «Little Big Show». Белле очень нравится находиться на сцене, поэтому обе эти поездки стали очень запоминающимися событиями для неё.

Белла на китайском телевидении

 

- Бывают такие дни, когда Белла не хочет заниматься?  

Беллины занятия языкам можно назвать «занятиями» лишь с натяжкой. Фактически это весёлое времяпрепровождение – игры, прогулки, рисование и чтение книг, но на разных языках. Обычно Белла встречает приход учителя радостными криками «Ура!», а если занятия по какой-то причине отменяются, может расстроиться до слёз. Другое дело, что иногда ей не нравится сам учитель. Довольно редко, но такое случается. Тогда мы просто ищем другого человека, которому лучше удаётся увлечь ребёнка интересными и познавательными играми.

 - Белла занимается чем-то, кроме языков – танцами , например? В  передаче видно, что она очень любит танцевать и ей сложно устоять на месте без движения.

Да, Белла действительно очень любит танцевать, и мы хотим добавить в её программу танцы, но пока что не удаётся найти занятия, которые вписались бы по времени в наше расписание. Сейчас Белла осваивает коньки с немецким тренером. А ещё Белла учится кататься на квадах (четырёхколёсных роликах) с носителем испанского языка. Таким образом мы стараемся совмещать изучение языков со спортом.

 - Как долго вы планируете продолжать занятия Беллы?

Мы надеемся, что нам удастся продолжить активное изучение языков до 7 лет, чтобы заложить хорошую языковую базу. После 7 лет времени на занятия языками, очевидно, станет меньше, однако продолжать заниматься с носителями мы всё равно будем.

Белла Девяткина на телевидении

- В какую школу вы хотите ее отдать?

Мы бы хотели, чтобы Белла обучалась в школе, где преподавание ведется на одном из изучаемых ею языков. Мы также рассматриваем домашнее обучение как альтернативный вариант.

- Есть язык, на котором Белла общается охотнее всего, который ей легче всего дается?

Белла говорит, что её любимый язык арабский. Это потому, что она очень любит учительницу арабского языка, у них сложился очень хороший психологический контакт. (Прим. Елены Сай: Это очень хорошо заметно в эфире передачи «Удивительные люди») Можно с уверенностью сказать, что испанский и итальянский языки даются Белле очень легко, т.к. они имеют много общего с французским, который Белла начала изучать довольно рано.

- Как проходит ваш обычный будний день? Сколько часов в день вы занимаетесь языками? Есть у нее в течение дня время, которое она может провести наедине с собой, в тишине?

У Беллы каждый день бывает по 3 полуторачасовых занятия языками плюс 1 час спорта или музыки (Белла занимается фортепиано и вокалом). Обычно 2 занятия до обеда, потом 2 часа свободного времени и ещё 2 занятия после обеда. Беллины занятия неотделимы от игр и игрушек. Она не учится, она играет во время занятий, просто делает это на разных языках. Суммарно Белла каждый день проводит 1.5 – 2 часа наедине с собой.

 - У вас нет опасений психологически перегрузить ребенка?

Нет, таких опасений у меня нет. Я думаю, что ребенка нельзя перегрузить тем, что он делает с удовольствием.

Белла Девяткина с мамой

- Как вы отдыхаете с семьей? Есть ли у вас какие-то свои семейные традиции, ритуалы – вроде воскресного ужина или просмотра добрых детских фильмов по воскресеньям?

Подобных традиций у нас нет, но мы, как и любая другая семья, любим вместе ходить в кафе, в парк аттракционов или просто на прогулку.

- Мне кажется, изучение такого количества иностранных языков одновременно требует огромных ресурсов со стороны родителей – и материальных, и моральных, и временных. Это же организация всех этих уроков, логистика, составление расписания и т.д. Вы, как мама, не устаете от этого? Какова ваша глобальная, конечная цель? Какое будущее вы видите для Беллы?

Действительно, организация таких занятий требует определённых временных затрат от родителей. Я не устаю от этого, потому что мне это интересно, я увлечена процессом. Моя цель  в том, чтобы дочке было интересно расти, и чтобы она пронесла через всю жизнь интерес к познанию этого мира. Ведь когда ничего вокруг неинтересно, жизнь теряет смысл. У меня нет никаких конкретных планов по поводу будущего Беллы. Я лишь хочу, чтобы она была всесторонне развита и имела интересы в различных областях. Мне кажется, человек, которому многое интересно – это счастливый человек, который способен получать удовольствие от жизни даже в старости.

- Сама Белла понимает, что отличается от других детей? Осознает свою уникальность?

Мы в семье не подчёркиваем то, что Белла чем-то отличается от сверстников, поэтому она об этом не знает. Мы также просим знакомых избегать слов «звезда», «вундеркинд», «гений» и пр.

Фото – из личного архива Юлии Девяткиной

Занятия Беллы с учителями и ее участие в китайском теле-шоу можно посмотреть на семейном канале.