Приёмным родителям нужно не бояться диагнозов «ЗПР» и «умственная отсталость», а разобраться в возможностях ребёнка.
Принимая решение об усыновлении, каждая семья задумывается, достаточно ли у нее сил, чтобы давать на протяжении всей жизни любовь и тепло приемному ребенку. Мы не в силах предугадать, какие испытания ожидают нас в будущем, а воспитание детей с особенностями развития – путь, который заведомо будет непрост. Каждый ребенок уникален, несмотря на поставленный ему диагноз, у него свой собственный внутренний мир, свои возможности развития, свое будущее, которое, во многом, зависит от окружающих. Эта идея легла в основу III ежегодного конкурса дневников приемных семей «Наши истории», тема которого – приемные семьи, воспитывающие детей с ОВЗ. Поскольку среди детей с ограниченными возможностями здоровья примерно 90% всех детей - это дети с задержкой психического развития или со слабой умственной отсталостью[1], речь в этой статье пойдет именно о них.
«Институт замещающей семьи, приемного родительства для детей с ментальными нарушениями в России находится на начальном этапе своего становления, - считает Ирина Галасюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии МГППУ. - В нашей стране даже родные родители в большинстве случаев отказывались от детей с подобным нарушением, а сама идея устройства их в приемную семью казалась утопической. Сегодня можно констатировать появление все большего количества людей, ставших замещающими родителями для особых детей».
Чтобы вас не пугал диагноз «ЗПР»
Ментальное нарушение психического развития – медицинский термин, который включает в себя большое число самых разнообразных диагнозов. Ментальный инвалид - стигма, получить которую ребенок может с самого своего рождения, и подтверждать либо опровергать ее приходится, порой, всю жизнь. Дети с абсолютно разными возможностями, с разной обучаемостью вынуждены бок о бок осваивать одну и ту же усредненную программу. Родители, дети которых нуждаются в коррекционном обучении, замалчивают проблемы из обоснованного страха, что на ребенке поставят клеймо, будут дразнить и унижать. Между детьми с ЗПР и умственной отсталостью общество ставит знак равенства, особенно, когда речь идет о подросших сиротах. В результате такой уравниловки даже те, у кого был шанс догнать сверстников, продолжают взрослеть, регрессируя в развитии. Чтобы изменить ситуацию, нужен комплексный подход, который нельзя ограничить одной лишь практикой инклюзивного образования. В первую очередь, важно рассказывать людям о возможностях и перспективах детей с задержками в развитии, наладить открытый диалог между обществом в широком его понимании и родителями особенных детей. Этот материал опубликован, в том числе, и для того, чтобы как можно больше потенциальных приемных родителей получили вектор для дальнейшего изучения вопроса и не принимали решения на основе одного лишь названия диагноза в медицинской карте.
Так исторически сложилось
Система специального детского образования появилась в России ещё в 1797 году, когда в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны были переданы московский и петербургский воспитательный дома со всеми их заведениями. В 1917 году после революционных событий благотворительность официально запретили. Именно тогда начал формироваться тип закрытого интерната для особенных детей, который, по сути, изолировал их от остального общества. В эту категорию входили дети с нарушениями слуха, зрения, тяжёлыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и умственно отсталые.
По мере того, как совершенствовалась система общего образования, появилось деление спецшкол на 8 видов, которое действует и по сей день: I. глухие, II. слабослышащие и позднооглохшие, III. слепые, IV. слабовидящие, V. с тяжёлой речевой патологией, VI. с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII. с задержкой психического развития, VIII. умственно отсталые.
Мы бы хотели подробно остановиться на диагнозах, которые служат рекомендацией для поступления детей в школы 7-го типа.
ЗПР и умственная отсталость – в чем разница
Под общим термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, в том числе, моторных, речевых, сенсорных, эмоционально-волевых. Медициной выделяется несколько причин, по которым возникает задержка развития: конституциональное, соматогенное и психогенное происхождение и церебрально-органический генез.
Задержка конституционального происхождения обусловлена наследственностью. Как правило, проявляется такой синдром при поступлении 7-летних детей в общеобразовательную школу – их эмоционально-волевая сфера находится на уровне 4-5 лет, наблюдается инфантильность, бурные проявления эмоций, несдержанность. Им трудно сосредоточиться на уроках - такие дети, скорее, предпочитают играть, а не работать вместе с классом. Прогноз, как правило, благоприятен, и при должном педагогическом вмешательстве дети компенсируются к 10-12 годам. Родителям рекомендуют включить в программу образования ребенка занятия с логопедом и психологом, часто неуемную энергию направляют в положительное русло с помощью занятий активными видами спорта.
Задержке соматогенного происхождения способствуют длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга), аллергии, врожденные и приобретенные пороки. У детей с этой формой ЗПР часто наблюдаются мигрени, они быстро утомляются, память и внимание удерживаются на очень короткое время. Из-за частых болезней они вынуждены находится дома, от этого страдает не только процесс обучения, но и способность к коммуникации. Дети растут закрытыми, робкими и неуверенными в себе, при малейших неудачах расстраиваются и плачут. Остановку развития в таких случаях могут предотвратить взрослые – нельзя внушать ребенку мысль о безнадежности его состояния и необратимости диагноза. Помните книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»? Главные герои этой книги – мальчик Саша и его чрезмерно заботливая бабушка – яркие примеры того, в каких условиях может развиваться такой вид ЗПР.
ЗПР психогенного происхождения, или педагогическая запущенность. Из определения следует, что задержка детей этой группы связана с неблагоприятными условиями воспитания. Это может быть, как безнадзорность, жестокость со стороны родителей, так и гиперопека, которая ведет к формированию ослабленной личности, безынициативности, отсутствию воли, эгоизму. Безнадзорность же приводит к психической неустойчивости, импульсивности, вызывает ответные проявления в виде агрессивного поведения. Примером подобного ЗПР может служить история мальчика Леши Иванова, ученика коррекционной школы 8-го типа - благодаря своему рассказу Леша стал одним из победителей прошлогоднего конкурса дневников приемных семей «Наши истории». Вот цитата из его повествования: «Ночью я вообще не спал еще 13 лет тогда было, именно в тот момент я ощутил ненависть ко всему, все то, что я терпел прямо хотело вырваться из меня и разорвать всех кто мне причинил боль. Я резал себе руки во многих местах, и скрывал это до 15 лет и тогда отец заметил на руке у меня порезы. Мы с ним разговаривали долго, но я по привычке молчал и ничего не говорил в ответ…» В итоге, терпение и творческий поиск решения психологических проблем взрослеющего мальчика привели отца и сына к успеху. Леша учится в колледже и увлекается компьютерными технологиями, помогает семье и друзьям.
ЗПР церебрально-органического происхождения возникает при грубых и стойких локальных разрушениях созревания мозговых структур, причиной которых могут быть вирусные заболевания, перенесенные беременной, токсикоз, алкоголизм, наркомания матери, кислородное голодание плода. У детей этой группы ЗПР наблюдается церебральная астения, из-за которой формируется повышенная утомляемость, плохая память, невнимательность, неспособность к обучению. Показатели продуктивности приближены к детям с олигофренией, знания такие дети усваивают фрагментарно. В подобных случаях не обойтись без систематической комплексной помощи психологов, дефектологов и профильных специалистов.
Умственная отсталость, в отличие от ЗПР, характеризуется размытым повреждением коры головного мозга, в следствие чего потенциал развития детей и возможности познавательной деятельности с УО значительно ниже. При УО страдают, прежде всего, мыслительные функции, а при ЗПР – предпосылки интеллектуальной деятельности, такие как речь, внимание, фонематический слух. Дети с ЗПР способны на сотрудничество с обучающими взрослыми, их можно обучать в игре, в то время как ребенка с УО подача материала в игровой форме только отвлечет. Дети с ЗПР более эмоциональны, им доступны сюжетно-ролевые игры, они способны сосредотачиваться на заданиях, если заинтересованы в результате. В дошкольном возрасте дети с ЗПР рисуют, лепят и осваивают иную изобразительную деятельность, в отличие от детей с УО.
Ребенку рекомендуют посещать коррекционный класс: чего ожидать?
Если психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует вам перевести ребенка в коррекционный класс на основании диагноза ЗПР, не стоит без анализа ситуации и предлагаемых вариантов сразу же отвергать такое будущее. Сегодня многие родители высказываются за инклюзивное образование, которое предполагает равные образовательные программы и условия для всех. Это означает отсутствие общей коррекционной направленности процесса обучения, общий для всех срок обучения, переполненные классы, отсутствие щадящего режима для вашего ребенка. Важно, чтобы стремление к интеграции особого ребенка в общество не было простым удовлетворением родительских амбиций, а соотносилось с возможностями и потребностями самого ребенка. Нельзя допустить, чтобы включение ребенка в коллектив стало для него шоком.
С другой стороны, многие родители боятся отдавать детей в коррекционные классы, мотивируя свои опасения тем, что в таких учреждениях учатся выходцы из неблагополучных семей и приютов, и вероятность столкнуться с агрессией и насилием весьма велика. В 2014 году режиссер Иван Твердовский снял фильм «Класс коррекции», в котором препарировал повседневность отдельно взятого спецкласса в общеобразовательной школе. Детям с разнородными отклонениями в психике отведен один кабинет, туалет и небольшой кусочек школьного коридора, огороженный решетками, как клетка, на общую территорию заступать нельзя. Травля и жестокость, с которой столкнулась главная героиня фильма – девочка на инвалидной коляске, оттолкнет от коррекционной системы любого родителя. Но нельзя забывать о том, что творческая задача режиссера состоит как раз в постановке проблемы, в вынесении ее в дискуссионное поле.
Каждый заботливый родитель должен взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать окончательное решение об определении ребенка в коррекционный класс или школу. Помните, что любое решение комиссии носит лишь рекомендательный характер, и никто не может ограничить ваше право на посещение общеобразовательной школы.
Мнение Ирины Галасюк, кандидата психологических наук:
Идея устройства ребенка с ментальными нарушениями в семью из утопической приобретает очертания реальности. Между тем, следует признать, что само по себе интеллектуальное нарушение с его последствиями неизлечимости и невозможности существенно изменить состояние ребенка способно в одном случае фрустрировать и истощать родителя, в другом – способствовать изменению взгляда родителей на окружающий мир вплоть до переосмысления всей жизни, а соответственно их личностному росту. На сегодняшний день приводится множество отчетов родителей, которые указывали на позитивные эмоции в ситуации родительства ребенка с особенностями развития. Этому способствуют ресурсы позитивного функционирования, среди которых называют оптимизм и позитивные копинг-стратегии: фокусировка на поисках позитивного смысла обычных, ежедневных ситуаций, постановка и достижение реальных целей в противоположность долгосрочным неадекватным целям как для ребенка, так и для родителей. Данные ресурсы становятся опорными точками для решения проблемных ситуаций.
Что же помогает в воспитании ребенка с нарушениями в развитии увидеть солнечную сторону родительства и строить семейную жизнь с радостью и удовольствием? Как биологическим родителям особого ребенка, так и замещающим родителям прежде всего следует принять особенности поведения и личности ребенка как на рациональном, так и на эмоциональном уровне; сформировать с помощью специалистов адекватное отношение к болезни (нарушениям в развитии); понять возможности ребенка с учетом его диагноза, а, соответственно предъявлять ребенку адекватные требования.
Понимание ребенка и любовь творят поистине чудеса! И это не формальные слова. Это реальность, которая несмотря на сравнительно малый период времени существования замещающего родительства в нашей стране, предъявляет достоверные доказательства изменений, происходящие с особыми детьми, которые из социальных учреждений попадают в семью, где их стараются понять и, главное, принять без всяких условий.