Начало здесь: Долгожданная Грузия. Тбилиси в январе

По узким, кривым и хаотично расположенным улочкам старого Тбилиси вскарабкались по подножию горы Мтацминда к нижней станции фуникулера. Тротуары тут узкие, многие улицы вымощены брусчаткой. В Тбилиси очень много беспризорных собак, а газонов мало, поэтому все время нужно смотреть под ноги, чтобы не наступить на что-нибудь неприятное.

Некоторые дома, как этот – старинные, покосившиеся, так что трудно себе представить, каковы же полы там внутри – явно наклонные. Кое-где сохранились старые городские стены, дома лепятся и карабкаются прямо на них. В одном месте около Анчисхати нам попалась табличка: «Дом в аварийном состоянии, не подходите».

На другой улице у подъезда многоэтажного дома увидели гору дров, которые несколько мужчин, оживленно беседуя, заносили внутрь.

Тбилисский фуникулер

Наконец подошли к станции фуникулера. Тбилисский фуникулер был построен в 1905 году бельгийцами, и являлся в тот момент уникальным сооружением, привлекавшим большое внимание далеко за пределами города. Он упоминается в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев".

Сейчас нижняя станция фуникулера окружена городской застройкой, но когда-то она была заметна издалека, как видно на этом дореволюционном фото.

Тбилисский фуникулер изображен на картине Нико Пиросмани.

Угол наклона пути составляет 28-33 градуса (перепад высот: 235 метров, длина пути 491 м). На фуникулере один путь, по которому курсируют 2 вагона в разных направлениях. В середине маршрута расположен 70-метровый разъезд с промежуточной станцией.

Каждый вагон вмещает до 60 пассажиров (18 мест для сидения), а стоимость проезда составляет 2,5 лари (55 рублей).

В 2000 году после обрыва троса фуникулер был закрыт на реконструкцию, которая завершилась лишь в 2013 году.

На гору Мтацминда раньше вел еще один путь - подвесная канатная дорога, построенная в 1958 году, на которой 1 июня 1990 года разразилась страшная трагедия - оборвался трос, одна кабина врезалась в стену, другая, находившаяся наверху, набрала скорость и, ударившись о перекрученный трос, раскололась надвое. В результате трагедии 19 человек погибли, 42 получили травмы.

Гора Мтацминда

На вершине горы Мтацминда находится телебашня и разбит парк аттракционов, в котором, впрочем, нечего делать зимой. В павильоне расположены рестораны.

Хотя гора Мтацминда не очень высока, но все же на ее вершине заметно прохладнее, чем в городе, и даже лежит немного снега.

Вид на Тбилиси с Мтацминды

Со смотровой площадки на горе Мтацминда открывается великолепный вид на Тбилиси.

Монастырь святого Давида. Тбилисский некрополь

Храм святого Давида Гареджийского

Если выйти на средней остановке фуникулера, то можно попасть в монастырь святого Давида, около которого расположен знаменитый Тбилисский некрополь, или пантеон.

Могилы Грибоедова и его жены Нины

Самое значительное и самое первое захоронение пантеона - могила писателя А. С. Грибоедова. Тело Грибоедова, трагически погибшего в Тегеране в 1829 году, было захоронено здесь стараниями его жены Нино Чавчавадзе. Счастливый брак 33-летнего писателя и 16-летней княжны продлился всего несколько месяцев, но Нина хранила верность мужу до последнего дня своей жизни. При известии о трагической кончине супруга у нее начались преждевременные роды и она потеряла единственного ребенка. Нина Грибоедова никогда больше не вышла замуж и почти 30 лет не снимала траурных одежд, она умерла в 1857 году от холеры.

Могила Грибоедова в Тбилиси

На могиле Грибоедова начертаны проникновенные слова Нины Чавчавадзе: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!"

Пантеон официально открыт в 1929 году к 100-летней годовщине трагической гибели Грибоедова в Иране. С того времени многие выдающиеся грузины были похоронены или перезахоронены здесь. Кладбище управляется Тбилисским муниципалитетом и является одной из известнейших городских достопримечательностей. Ряд надгробий выполнен известными скульпторами (В. Демут-Малиновский, Я. Николадзе, Э. Амашукели, М. Бердзенишвили, Б. Авалишвили и др.)

Пантеон на горе Мтацминда

На горе Мтацминда захоронены писатели Нодар Думбадзе и Галактион Табидзе, ученик Пиросмани художник Ладо Гудиашвили, причисленные к лику святых Дмитрий Кипиани, Эквтиме Такаишвили и Илья Чавчавадзе, мать Сталина Екатерина Геладзе, первый Президент Грузии Звиад Гамсахурдия и многие другие актеры, писатели, ученые и общественные деятели.

Храм святого Давида

Но это место на середине горы Мтацминда знаменито не только некрополем. В VI веке здесь поселился в маленькой пещерке преподобный Давид Гареджийский, пришедший в Грузию из Сирии в числе его 13 других монахов. К этому времени персы успели сильно потеснить христианство в Грузии, насаждая огнепоклонство, так что приход сирийских монахов в Грузию иногда называют вторым крещением. 

Преподобный Давид со своим учеником Лукианом жил на горе Мта-Цминда («Святая Гора»), и каждый четверг спускался в город, чтобы наставлять жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую женщину, чтобы она оклеветала преподобного и назвала его виновником ее греха.

Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к женщине и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет, мой отец кузнец». Женщину подвергли наказанию за клевету, и вскоре она родила камень. На этом месте в центре Тбилиси, на проспекте Руставели, была построена удивительной красоты белая церковь Святого Георгия, носящая название Кашвети (в переводе с грузинского "где был рожден камень" - ква–камень, швa–родила).

Церковь Кашвети

Преподобный Давид горько скорбел о том, что ему пришлось стать невольным виновником мучений женщины, и много плакал о ее участи. От слез святого в пещере, где он жил, забил святой источник, вода которого до сих пор помогает верующим женщинам, страдающим бесплодием и другими женскими немощами.

После печальной истории с женщиной преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный благословил учеников пойти в Иерусалим и помолиться у Гроба Господня, а сам так и не вошел в Святой Град, считая себя недостойным топтать те места, где ступала нога Спасителя.

Преподобный Давид Гареджийский

 

Сотворив на горе молитву, преподобный Давид поднял с земли три камня, положил их в котомку и отправился в обратный путь. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел со словами, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня. Патриарх тотчас велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня. Третий же камень Преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени (сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси). С тех пор считается, что в Давидо-Гареджийской Лавре сосредоточена треть благодати Иерусалима, а сам преподобный Давид изображается на иконах с камнем в руке.

На месте кельи святого Давида возведена маленькая часовня, в которой совершается богослужение в престольный праздник - четверг после Вознесения, день памяти преподобного Давида. Через отверстие в стене можно увидеть маленькую пещерку, служившую когда-то кельей преподобного; ныне она полна воды, которая сочится по стенам. Внутри часовни устроена купель для погружения.

Картины Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Грузинский художник-самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил трагическую жизнь. Родившись в 1862 году в крестьянской семье в Кахетии, он жил и умер нищим и безвестным.

Пиросмани был четвертым ребенком в семье и не смог получить специального художественного образования. Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые расписывали вывески лавок и кабачков. Переселившись в Тифлис, Нико перебивался малыми случайными заработками, вскоре он сам стал бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали писать для них вывески. Свои картины Пиросмани писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои - крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды. Пиросмани не был профессионалом и не прибегал сложным композиционным приемам, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящей тоски и одиночества. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением.

С картиной "Актриса Маргарита" связана трогательная история, известная старшему поколению по песне в исполнении Аллы Пугачевой "Миллион алых роз". Случай, описанный в песне, действительно произошел, и героем его был никто иной, как Нико Пиросмани.

Певица-шансонье, танцовщица и актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр приехала в Тифлис на гастроли. Пиросмани сразу влюбился в красавицу-актрису, продал все свое имущество и на вырученные деньги скупил все цветы в Тифлисе. Цветы привезли в девяти повозках, их охапками выгружали на мостовую перед гостиницей. Вопреки стихотворному образу Андрея Вознесенского, в легенде рассказывается не только об алых розах (розы были самых разных расцветок), но и помимо них, были ещё сирень, веточки акации, анемоны, пионы, лилии, маки и многие другие цветы. В благодарность за безудержную щедрость художник получил лишь один поцелуй француженки.

Встреча была коротка-
В ночь ее поезд увез.
Но в ее жизни была песня безумная роз.
Прожил художник один
Много он бед перенес,
Но в его жизни была целая площадь цветов.

Паустовский позже напишет: «Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям. Но, очевидно, она совсем не была нужна ей самой, хотя она и следила за своей наружностью и хорошо одевалась. Шуршащая шелком и дышащая восточными духами, она казалась воплощением зрелой женственности. Но было в этой ее красоте нечто грозное, и, кажется, она сама понимала это». 

Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии ("Голубая галерея"). Из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Не уцелело ни одной его стенной росписи – после революции все они были сбиты или погибли вместе с домами. Из вывесок, которые он писал во множестве для духанов, в трудные зимы делали печные трубы, и очевидцы рассказывали, как на этих трубах еще долго сохранялись остатки краски, а то и угадывался чей-то фантастический глаз. Сохранились лишь три фотографии Пиросмани.

Окружающие относились к Пиросманашвили как психически нездоровому человеку, с которым невозможно иметь дело. Во многом питательной почвой для этого были его собственные утверждения о том, что он может видеть святых, а его кисть будто бы «пишет сама». Он даже заслужил такие прозвища как «Семь пятниц на неделе» и «Не от мира сего». До конца жизни художник большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Пиросмани. Натюрморт

К. Г. Паустовский вспоминал: «Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеёнке, снятой со столика. Клеёнки были чёрные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным. Я навсегда запомнил его клеёнку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение».

В соседнем зале небольшой Голубой галереи выставлены работы учеников и последователей Нико Пиросмани.

Ладо Гудиашивли "Три гражданина" 1920

Давид Какабадзе "Имеретинский натюрморт" 1919

Давид Какабадзе "Имерети" 1917

Тбилиси. Серные бани

Осталось рассказать об одной из главных достопримечательностей старой части Тбилиси - Абанотубани - знаменитых серных банях. Построенные в разное время в XVII-XIX веках, они занимают целый квартал. Некоторые роскошные отели, расположенные по соседству, имеют свои собственные бани.

С Абанотубани связана легенда об основании Тбилиси. Согласно ей, грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этой местности и выпустил сокола на пролетавшего фазана. Сокол упал на добычу и птицы скрылись в лесу. Когда царь отыскал своего сокола, оказалось, что добытый им фазан упал в горячий источник и сварился.

Теплые источники в этом месте всегда служили местом купания для жителей. В районе Абанотубани археологи обнаружили бани I—II в.в. с выложенными мозаикой бассейнами, раздевалками и широко разветвлённой системой керамических труб. Даже своё название город получил от слова «тбили» (или устаревшее «тфили»), что означает «теплый». Название это указано на римской карте IV века в форме «Тбиладо».

Восторженные описания тифлисских бань оставили Александр Дюма и А. С. Пушкин. Банщики мастерски делали массаж клиентам, парили их пенными мыльными мешками, терли шерстяными рукавицами.

В наши дни комплекс бань приватизирован, тут действуют несколько частных банных комплексов разного уровня стоимости. Есть отдельные мужские и женские залы, можно также снять отдельные номера.

Тбилиси. Цминда Самеба

Цминда Самеба (Пресвятая Троица) - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви. В соборе 13 престолов (часть из них расположены глубоко под землей); нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Комплекс Цминда Самеба включает не только сам собор, но и отдельно стоящую колокольню, резиденцию Католикоса, мужской монастырь, канцелярскую семинарию, Духовную академию и места для отдыха.


Строительство нового собора было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. После освящения в Троицкий собор из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии, предстоятеля Грузинской православной церкви.

Район, в котором выстроен храм — Авлабари — старинный и по духу совершенно деревенский. Тем самым храм сильно контрастирует с окружением и, как считается, был задуман именно для модернизации окружающих кварталов. 

Высота верхнего собора составляет 68 м (плюс надкупольный крест 7,5 м высотой). Протяжённость строения с востока на запад — 77 м, с севера на юг — 65 м. Общая площадь — свыше 5 000 кв. м, вмещающая до 15 тысяч прихожан. При всей своей громадности, храм характеризуется высокой сейсмобезопасностью, что отдельно отмечено в проекте.

Все четыре фасада собора Цминда Самеба украшены арками и несколькими рядами уникальной резьбы. Искуссной резьбой покрыты также столбы, окаймляющие аллею, ведущую к собору. На столбах - изображения персонажей грузинской истории, царей, патриархов, святых. Работы по резьбе еще продолжаются.

 

 

 

 

Тбилиси. Памятник Мимино

 

Благодаря друзьям мы узнали, что совсем рядом с нашей гостиницей находится памятник героям фильма "Мимино". Мы с мужем очень любим эту щемящую грустно-смешную ленту Георгия Данелии, и конечно же не могли пройти мимо монумента.

 

 

Интересно, что скульптор изобразил героев фильма настоящими, объемными, живыми, а режиссера - маленьким, второстепенным, как бы являющимся частью афиши. И это правильно, ведь герои Данелии нам так хорошо знакомы, словно мы встречались с ними в жизни.

 

Памятник Мимино в Тбилиси

 

Памятник работы Зураба Церетели изначально планировалось установить в Москве, но потом московские власти отказались от этой идеи, и автор передал его в дар Грузии, где в 2011 году состоялось его торжественное открытие в присутствии Вахтанга Кикабидзе.

 

 

За два дня в Тбилиси мы успели осмотреть значительную часть города, и практически все главные достопримечательности. Мы также проехали по Сухому мосту с его блошиным рынком, несколько раз проезжали по проспекту Руставели, видели золотого Георгия Победоносца (от Зураба Церетели) на площади Свободы, удивлялись на Дом Юстиции с его крышей, напоминающей рассыпавшуюся стопку блинов. Мы издали видели монумент Матери-Грузии, но не успели подняться к нему на подвесной канатной дороге. Мы прогулялись по мосту Мира и прилегающему к нему парку, прошлись по некоторым улочкам старого города. В целом, мы составили впечатление о Тбилиси, и надеемся побывать в нем еще.

 

 

На следующий день мы перебрались в Гудаури. Обзор этого горнолыжного курорта читайте в третьей части отчета.