Кто-нибудь может подумать, что с таким малышом играть не нужно: он еще слишком мал и ничего не понимает. Но на самом деле взаимодействие с младенцем через рассматривание предметов и игру можно начинать с самого рождения.

Игры и занятия с новорожденным

В первый месяц главное развивающее занятие для малыша - изучение мира через рассматривание окружающих предметов. Родительские лица - лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца. Затем следуют черно-белые портреты или фотографии, а также черно-белые контрастные узоры (как шахматная доска). Малышу легче сосредоточиться на изображениях, имеющие четко очерченные границы.

  • Держите его на руках в вертикальном положении
  • Подождите, пока малыш не сосредоточится
  • Держите предмет, который вы хотите ему показать, в 25 см от его лица
  • Используйте мимику: откройте широко глаза и рот во время разговора, при этом говорите тихим и ровным голосом

Умение разглядывать

В первые недели глаза ребенка скользят по вашему лицу, редко останавливаясь дольше несколько секунд, несмотря на ваши просьбы: "Посмотри же на меня". Даже после того, как малыш научится лучше фокусировать взгляд (приблизительно через 2 недели с момента рождения), все равно чаще он будет просто скользить по вашему лицу. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет лишь к 4 месяцам.

Иногда, если новорожденный расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, какой-то предмет или лицо могут привлечь его внимание на несколько минут. Попробуйте игру "глаза в глаза". Держите ребенка на самом удобном для него расстоянии. Его можно определить, медленно перемещая малыша то ближе, то дальше, пока взгляд новорожденного не станет сосредоточенным - обычно это 20-33 см.

Если малыш, как обычно, лежит на спине, ему такая игра надоест быстрее, чем когда вы придаете ему вертикальное положение. В нем младенцы более внимательны.

Как тренировать зрение новорожденного?

Ваш ребенок вполне может тренироваться в сосредоточении взгляда и без вашей помощи. Для этого устройте ему первую в жизни художественную выставку. Лучшее положение для новорожденного ребенка, на короткое время оставленного без присмотра, - на боку. Лежа на спине, он может захлебнуться при срыгивании, а на животе ему может быть трудно дышать из-за слишком мягкого матраса. Поэтому, когда малыш лежит на боку, основой его картинной галереи становятся стенки кровати. На них вы и помещаете картины на расстоянии не менее 30-40 сантиметров от лица ребенка (ближе ему будет трудно их разглядеть из-за физиологической дальнозоркости). Почетное место на этой выставке займут самые драгоценные экспонаты: черно-белые фотографии мамы и папы (оттенки цветов пока еще путают ребенка). На другую стенку(выставка для другого бока) можно повесить (на выбор): 

  • Черные и белые полоски шириной приблизительно 5 сантиметров; 
  • Черные кружки диаметром 3 сантиметра на белом фоне (чем меньше малыш, тем шире должны быть полоски и больше кружки);
  • Шахматную доску или мишень.

Дальше - ближе

Нужно: яркие погремушки ( шарики, колокольчики, фигурки и пр.) величиной 6-8 сантиметров, однотонные по цвету (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые или ярко-розовые). Лучше всего подойдет кружок из картона, на котором нарисовано улыбающееся человеческое лицо ( в стиле " точка, точка, запятая..." ).

Вы снова держите игрушку на расстоянии 40-60 сантиметров над ребенком, лежащим на спине, но перемещаете ее уже по все направлениям: дальше - ближе, вверх - низ, вправо - влево, а также в различном темпе ( быстро - медленно). Ребенок должен фиксировать взгляд на игрушке. Если он отвлекся, займитесь чем-нибудь другим и вернитесь к игре через некоторое время, подбирая темп и расстояние по реакции ребенка.

Точно так же проводится занятие со звучащей игрушкой.

Игры с ребенком от рождения до трех месяцев Игры с ребенком от рождения до трех месяцев. Photo by Rodrigo Pereira on Unsplash

Следи за игрушкой

Нужно: яркие погремушки ( шарики, колокольчики, фигурки и пр.) величиной 6-8 сантиметров, однотонные по цвету (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые или ярко-розовые).

Лежащему на спине ребенку показывают игрушку, держа ее на расстоянии 40-60 сантиметров ( расстояние подбирается для каждого ребенка индивидуально опытным путем). Заметив игрушку, слегка встряхивая, медленно перемещают вправо-влево на 20-30 сантиметров, побуждая малыша следить глазами за предметом.

Примечание: Скоро вы поймете , что ваше лицо для ребенка гораздо интереснее любой игрушки. поэтому если вы хотите познакомить его именно с игрушкой, держите ее на расстоянии вытянутой руки. но потом обязательно дайте малышу вдоволь насмотреться на ваше лицо! Через несколько месяцев вы поразитесь тому, как ребенок умеет "считывать" с лица малейшие оттенки вашего настроения.

Посмотри на игрушку

Занятие проводится аналогично занятию "Следи за игрушкой!", но, подвигав игрушкой, вы в какой-то момент задерживаете ее на несколько секунд, позволяя ребенку зафиксировать на ней взгляд и рассмотреть ее.

Откуда светит свет?

Нужно: неяркий карманный фонарик или ночник (сделать их неяркими можно, затенив свет прозрачной тканью или накрыв лампу абажуром). 

Ребенка носят на руках вокруг источника света, затем к лежащему на cпине малышу подносят с разных сторон фонарик или лампу и побуждают его тем самым поворачивать голову и следить глазами за светом.

Откуда слышен звук?

Нужно: металлофон (выбирается одна клавиша), бубен, колокольчик, погремушки с разными звуками, металлические и деревянные ложки, детская дудочка, султанчики из шуршащей бумаги и пр.

Слева или справа на расстоянии 25-30 сантиметров от лежащего на спине ребенка ударяют 2-3 раза в бубен (звенят в колокольчик, трясут погремушкой, хлопают в ладоши и т.д.).

Игрушку ребенок пока не видит. Разумеется звук должен быть негромким и приятным. Расстояние и громкость звука подбираются для каждого ребенка индивидуально. Когда - после 3-4 повторений - малыш начнет искать глазами источник звука, ему показывают звучащий предмет (см. предыдущее занятие).

Примечание: Не забывайте, что самым полезным звуком для ребенка (в любом возрасте) является человеческая речь. Если вы не делаете ничего и просто разговариваете с ребенком, вы уже делаете очень много для его развития.

Посмотри на колокольчик

Точно так же вы можете продолжить игру со звучащими игрушками, но теперь игра включает в себя три этапа.

1) Вы звените колокольчиком до тех пор, пока ребенок не начинает искать глазами источник звука.
2) Вы плавно передвигаете колокольчик над ребенком. Малыш должен начать следить за ним глазами.
3) Вы держите колокольчик неподвижно в течение нескольких секунд, и ребенок фиксирует на нем взгляд.

Уф! Теперь вы понимаете, какое это сложное дело: посмотреть и увидеть!

Игры и занятия с малышом в возрасте 1-2 месяца

Нужно: две ленточки - атласная и джутовая (или джинсовая) шириной 1-1,5 сантиметра; тонкий шнурок длиной 20 сантиметров с узелками, которые завязаны на расстоянии 5 сантиметров один от другого.

Вы берете гладкую атласную ленточку и накручиваете ее на указательный палец своей руки (как бы бинтую его). Поглаживая руку ребенка, проводите обернутой поверхностью по тыльной стороне его руки, затем по ладони, задерживая в ней обернутый ленточкой палец. Ребенок крепче схватит палец, если вы пошевелите им, как будто пытаясь высвободить, но оставляя в ладони малыша. Так же проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3-4 занятия можно вкладывать в руку ребенка поочередно ленточки, шнурок, не фиксируя их рукой взрослого. Ребенок обхватывает вложенный в его ладонь предмет, но долго еще не может его держать, и через некоторое время предмет выпадает.

Вслед за ленточками в руку ребенка можно вложить мамин шелковый платок, кусочек замши, меха или грубого полотна. А потом придет черед первых игрушек: черпачков от коробок с детскими смесями, маленьких деревянных ложек, мягких игрушек, колокольчиков или погремушек. Сейчас еще нет необходимости покупать специальные игрушки. Ребенок с большой пользой для себя будет изучать любой предмет домашнего обихода, лишь бы она был не слишком тяжелым и безопасным. Например поролоновая губка для мытья посуды или ситечко для крана в раковине (разумеется новые и не использованные).

Напевать и поглаживать

Для игры вам понадобится пуховка или комочек цветной ваты. Возьмите пуховку, покажите ее ребенку. Поглаживая личико, шейку, ручки, ножки и животик малыша, напевайте:

А кто у нас умный,
Кто у нас разумный?
Ваня у нас умный,
Он у нас разумный.

Кто у нас красивый.
Кто у нас пригожий?
Ванечка красивый.
Он у нас пригожий.

Если в ходе игры у ребенка возникли первые звуки гуканья, поддержите их: поговорите с ним, используя его звуки.

Птичья песенка

Возьмите малыша на руки. Наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:

Солнце, солнце,
Поскорей
Моего птенца согрей!
Я прошу тебя, дружок,
Обогрей его пушок!

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним:

Ветер, ветер,
Ветерок!
Ты бы тоже мне помог:
Над деревьями летя,
Покачай мое дитя!

Во второй части игры измените свою позу и позу ребенка - встаньте, поверните малыша лицом к себе. Одну свою руку подложите ему под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой "на весу".

Покачивая малыша вперед-назад, приближая свое лицо к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь ему, произносите ласково:

Всюду солнце,
Всюду тишь.
Подрастает мой малыш.
А как только подрастет,
Он вам песенку споет.

Танцевать

(Э. Григ. Сюита Пер Гюнт. Танец Анитры)

Положите малыша на широкую кровать или пеленальный столик, подложив свои руки под его спинку и головку.

Покачивайте ребенка из стороны в сторону в такт музыке, стараясь вызвать сосредоточение малыша на вашем лице. Будьте эмоциональны, мимикой выражайте свое отношение к музыке.

Прослушав небольшой фрагмент, сделайте паузу, поговорите с крохой. Если малышу понравилось, продолжите слушание.

Совместное переживание эмоций от светлой, нежной, изящной музыки обогатит слуховые впечатления вашего ребенка новыми интонациями, а ощущения мерного покачивания маминых рук - новыми ритмами.

Хлопать в ладоши

Потрите кулачки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритм потешки хлопайте ладошкой ребенка о свою руку.

Ваня хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.

У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики. Если во время игры у него появилось желание "поговорить" с вами, поддержите его, пропевая звуки гуления.

Петь

Подложите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на коврик.

Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бедрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет малышу приподнять голову. Поговорите с ребенком, погладьте его, спойте ему песенку, используя самый простой мотив:

Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля,
Да-да, да-да,
Я пою детке песенку свою.
Да-да, да-да,
Я пою... (имя ребенка) песенку свою!

Повторите игру несколько раз, пока ребенок не устанет лежать на животе.

Массаж ступней

Ребенок находится на пеленальном столе или в кроватке. Погладьте ножки малыша, растирая большим пальцем ступни, читайте при этом стишок:

Два лентяя, два соседа
Сладко спали до обеда.
Просыпаются в обед,
Вот беда - обеда нет!

Покачивание

Малыш лежит на спине. Согните его ноги, приведите их к животу, осторожно переместите точку опоры на шейный отдел позвоночника и голову, своими руками поддерживайте бедра ребенка, выполняя покачивание. Наклоняйте туловище малыша, перемещая точку опоры, и возвращайтесь в исходное положение. Во время упражнения приговаривайте:

Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки!

Лежебока

Ребенка удерживают за плечи, предплечья или кисти, слегка потягивая на себя. Ожидая, что он поднимет голову, а в дальнейшем - голову и туловище, ласково разговаривают с ним:

Лоботряс и лежебока -
Он не выучил урока.
Лодырь целый день лежит,
Лень свою он сторожит.

Удержанию головы способствует выведение плеч вперед с одновременным легким надавливанием большими пальцами на область грудных мышц.

Топы-топы по лавочке

(Упражнение проводят, когда у малыша нормализуется тонус мышц)

Приготовьте для игры детский крем. Погладьте ножки малыша, его ступни. Читая ему стишок, выполняйте скользящие движения ступнями по шершавой поверхности пеленальника.

Чтобы ступни хорошо скользили, нанесите на покрытие пеленальника крем и налейте немножко водички:

Три-та-та, три-та-та
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.

Брыкаемся

(Упражнение проводят, когда у малыша нормализуется тонус мышц)

Ребенок находится на пеленальном столе. Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими в свой живот, читая стишок:

Топ-топ, топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!

Большие ноги шли по дороге

Вам понадобятся неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью.

Подстелите коврик на пеленальник и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему приятно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце потолкайте неваляшку ножками ребенка.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Самолет

Возьмите малыша на руки в позу "на весу", лицом вниз: одной рукой поддерживайте его грудь, а другой - противоположное от себя бедро ребенка. Если его качать, попеременно поднимая и опуская то голову, то таз, тогда в момент опускания головы малыш будет стремиться ее удержать. Во время игры взрослый произносит:

Самолет летит,
Самолет гудит:
У-у-у-у!
Я лечу в Москву!
Командир-пилот,
Самолет ведет.
У-у-у-у!
Я лечу в Москву.

Возьмите малыша на руки. Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой "на весу". В ритме песенки поднимайте и опускайте его:

Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Едет, едет паровоз,
Чух, чух, чух, пыхтит наш пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.

При последних словах поцелуйте его животик и шумно выдохните: "Чух!" Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.

Смелый летчик

Вам понадобится большой гимнастический мяч.
Малыша кладут на большой мяч и, удерживая его за коленочки, раскачивают вперед, назад, в стороны, приговаривая:

Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки (девчонки)
Лучшего дела.

Игры с зеркалом

Возьмите малыша на руки, поднесите его к зеркалу. Эмоционально общаясь с ним, обратите его внимание на отражение в зеркале. Поиграйте с ним: показывайте ему его отражение в зеркале и, поднимая его выше зеркала, говорите: "Оп! Нет детки (имя ребенка)". И вновь подносите его к зеркалу, восклицая: "Вот, вот детка (имя ребенка)!"

Во второй части игры захватите руки ребенка около локтей и соедините его кулачки, потрите их, пока они не раскроются. Следите, чтобы ладошки примыкали друг к другу. Положите малыша на бочок перед зеркалом, запрокинув его ножку. Легко подтолкните плечико ребенка по направлению к зеркалу и прислоните его ладошку к зеркалу. Произносите при этом разнообразные звуки. Если пальчики малыша не расправляются, погладьте их, потрясите ручку, легко постучите кулачком по зеркалу или нажмите указательным пальцем на наружную сторону кисти. А теперь последите, чтобы ладошка полностью примыкала к зеркалу. Похлопайте ладошкой о зеркало, напевая:

Хлоп, хлоп, хлоп,
Ты, ладошечка!
Хлопа-хлоп,
Хлопа-хлоп,
Моя крошечка!

Бубенчики

Для проведения игры вам понадобятся бубенцы. Расположите малыша у себя на коленях. Напевайте песенку, выполняя действия:

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим мы их звон:
Динь-динь, дан-дан,
Дон-дон!

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60-70 см так, чтобы малыш мог их еще и видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка, прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив свои движения. Позвените еще раз и, после того как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите бубенцы ребенку. Добейтесь прослеживания его взгляда за звенящими бубенцами. Игру повторите 2-3 раза. Игра проводится в течение 3-4 дней, а затем можно использовать варианты этой игры с другими игрушками.

Читать дальше: Во что играть с ребенком в 3-6 месяцев?

При подготовке использованы материалы:

  • Уильям и Марта Сирс "Ваш ребенок от рождения до двух лет"
  • Елена Первушина "Развивающие игры для малышей от рождения до 2 лет"
  • Психологический центр "Адалин"