Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Педагогов в детских садах становится все меньше: катастрофическое падение

Педагогов в детских садах становится все меньше: катастрофическое падениеНейросеть

В последние годы в России всё чаще обсуждается проблема сокращения числа педагогических работников — и в детских садах, и в школах.

Свежие данные правительственного доклада и исследований Высшей школы экономики подтверждают: педагогов становится меньше на всех уровнях образования, а нагрузка на оставшихся специалистов растёт.


Сколько педагогов работает в системе образования?

  • На начало 2024/2025 учебного года в детских садах, школах и колледжах России было занято более 2,18 миллиона педагогов — это учителя, воспитатели и преподаватели.

  • В российских школах работает 1 346 928 педагогических работников, из них 1 068 989 — учителя.

  • В детских садах на начало учебного года трудились около 652 тысяч педагогов (данные за 2023 год).


  • Как меняется численность педагогов?

    • За год число педагогических работников в дошкольном образовании сократилось почти на 15 тысяч человек.

    • В системе общего образования (школах) падение составило 200 человек за год, а за три года — минимум 12,6 тысячи учителей.

    • В среднем профессиональном образовании (колледжи) — минус 1,2 тысячи педагогов за год.

    • С 2020/2021 учебного года тренд на сокращение числа учителей продолжается, особенно в государственных и муниципальных школах.


    Почему педагогов становится меньше?

    • Высокая нагрузка и бюрократия. Учителя отмечают, что объём бумажной работы и отчётности растёт, а времени на работу с детьми не хватает.

    • Низкие зарплаты (особенно в регионах). Средняя зарплата учителя по стране — около 71 тысячи рублей, но в регионах часто встречаются вакансии с оплатой 40–45 тысяч рублей, при этом нагрузка может быть очень высокой.

    • Уход в репетиторство и частный сектор. Многие опытные педагоги предпочитают частную практику или работу в частных школах, где условия лучше и нагрузка меньше.

    • Старение кадров. Молодых специалистов мало — их доля в школах не превышает 10%, а темпы старения коллективов растут.

    • Снижение рождаемости. Количество детей в детских садах и школах постепенно уменьшается, что тоже влияет на спрос на педагогов.


    Какова доля педагогов в учреждениях?

    • В дошкольных организациях (детских садах) педагогические работники составляют 45,7% всех сотрудников.

    • В школах — 63,2% персонала составляют педагоги.

    • В колледжах — 55,5%.


    Тенденции и перспективы

    • В частных школах за последние три года число педагогов выросло на 16,8%, а нагрузка на одного учителя ниже, чем в государственных учреждениях.

    • В государственных школах нагрузка растёт: за три года среднее количество учеников на одного учителя увеличилось с 19 до 20.

    • В детских садах основное сокращение произошло за счёт уменьшения числа воспитателей, хотя выросло количество логопедов и дефектологов.


    Итог

    Система образования в России сталкивается с реальным кадровым дефицитом: число педагогов в детских садах и школах продолжает снижаться, а нагрузка на оставшихся специалистов только растёт. Причины — низкая зарплата, высокая бюрократия, старение кадров и демографические изменения. Решение проблемы требует комплексных мер: повышения престижа профессии, улучшения условий труда и привлечения молодых специалистов.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости