К науке психологии я всегда почему-то относилась с большим предубеждением. Псевдонаука, наука о науке и прочие штампы. Но моя подруга, выбравшая в качестве второго высшего психологическое образование, подарила мне книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Да, пусть это будет откровенная реклама, но это книга стала для меня открытием, как в свое время стали Сирсы. В книге Юлии Борисовны самым ценным для меня оказались практические советы - как действовать в конкретной сложной ситуации, да еще и с примерами из жизни. Без многословных рассуждений с малопонятными терминами, без отсылов к собственному детству, без навязшего на зубах «Эдипова комплекса».

Совершенно гениальный и простой прием (способ, маневр, мамина хитрость, моя палочка-выручалочка), о котором я узнала от Гипенрейтер, это активное слушание.

А теперь страшная история из нашей жизни.
Возвращаемся мы как-то с Максом из сада. Он просит купить киви: мама, я сам куплю! ОК, вот тебе 50 рублей, иди, покупай. Купил, идем домой, Максим несет пакетик с киви. В 10 шагах от дома бросает пакет на землю.
- Макс, ты чего пакет бросил?
- Ну, бросил.
- Ну, поднимай!
- Не буду.
- Хорошо, я сама подниму.
- НЕЕЕЕЕТ!
- Ладно, поднимай сам.
- Не буду.
И вот ни грамма интеллекта в глазах моего умного мальчика. Так мы препирались минут 10, в итоге я подняла пакет с киви и с орущим сыном поднялась в квартиру. Пришли домой, конечно, оба с ужасным настроением. С горем пополам помыли руки, разделись.
- Мам, что у нас на ужин?
- Гречка и салат (и то, и другое он очень любит)
- Не буду! (Ну, кто бы сомневался после такого-то начала на улице??!)
- А что будешь?
- Сок и печенье.
- Хорошо, но сначала гречку с салатом.
- НЕЕЕЕЕТ!
Перепалка еще на 10 минут.
- Ладно, Максим, не хочешь гречку, ешь печенье с соком.
Поел, увидел пачку крабовых палочек, из которых я намеревалась сделать салат.
- Хочу!
Даю ему палочку.
- НЕЕЕЕТ! Я хочу ВСЮ пачку!!!
Но на это я уже пойти никак не могу. И тут начинается небывалая пятизвездочная истерика. Макс катается по полу в зале с воплями: «Ааааааа! Я хочу всю пачкууууууу!» Раскидывает игрушки, переворачивает свой мольберт. Я пытаюсь с ним поговорить, переключить внимание (мультики, поиграть, ванну) – ребенок безутешен. Я, мягко говоря, была к этому не готова. Я с самого младенчества уделяла огромную роль эмоциям, психологической стороне воспитания. У меня, наверное, какая-то повышенная ответственность, но я уверенна, что сейчас я делаю главное Дело в своей жизни – ращу Человека! И все, что сказано, сделано мной сейчас, повлияет на то, каким станет мой сын. Я всегда старалась запрещать ему минимум вещей, все запреты обосновывать. На одно «нельзя» в нашей семьей было десять «можно». И реально за четыре года у Макса не было ни одной истерики с катанием по земле и криками «Хочу!!» Поэтому к такому поведению я не была готова.

Чтобы собраться с духом, я ушла на кухню, закрыла дверь. Вдох, выдох… И тут я вспомнила «активное слушание» из книги Гипенрейтер! Когда ребенок в состоянии истерики, он просто не способен на компромисс, он не может себя контролировать, потому что сам плохо понимает, что с ним происходит.
Я зашла в зал, села рядом с Максом, который находился уже в крайней стадии своего психа, и просто стала говорить, что он чувствует.

- Максим, ты расстроился, потому что я тебе не отдала всю пачку крабовых палочек.
О, чудо! На моих глазах за секунду высыхают слезы!
- Да…
- Ты хотел всю пачку съесть, а не несколько штучек, а я тебе не дала.
- Да, мам, всю пачку…
- Вот из-за чего ты расстроился. И гречку не хотел с салатом, хотел сразу сок с печеньем.
- Да!
- Хорошо. Давай пойдем умоемся, потом попробуем ложечку гречки, если не захочешь, то не будешь кушать. А потом порисуем.
- Давай! (уже улыбаясь)

Надо ли говорить, что гречка была съедена подчистую, потом мы вместе убрали весь наведенный Максимом беспорядок и провели чудесный тихий вечер. Тогда я поняла, что «активное слушание» реально работает! Если бы не этот прием, не знаю, чем бы закончился тот вечер.

Это самый полезный, легкоприменимый и универсальный прием, вычитанный мной в книгах по детской психологии. Это волшебная палочка, которая высушивает любые детские слезы! Ребенку очень важно, чтобы ему назвали то, что с ним происходит, обозначили его эмоции. Потому что сделать это сам он пока не способен.

И скажу вам по секрету, этот чудесный метод отлично работает и со взрослыми! Проверено на моем муже и маме.