Помните, как в детстве, затаив дыхание, вы смотрели на только что открытую коробку с пластилином. И какое это было волшебство, наблюдать, как всего за несколько минут обычные бесформенные кусочки пластичной массы превращаются в милого медвежонка, смешного зайчика, грозного волка. Наверное поэтому дети так любят лепить!

Ведь при помощи пластилина ребенок создает свой собственный маленький мир, который будет как настоящий, а может быть еще лучше. Мир, где обитают невиданные животные, чудаковатые птицы, прекрасные принцессы и бесстрашные герои. Из одного кусочка пластилина можно создать невероятное количество различных образов, предметов и даже целых композиций. А потом если, что-то не понравится, можно тут же исправить, и слепить что-то новое. Здесь нет преград для творчества и фантазий. Лепка прекрасно развивает воображение, абстрактное и логическое мышление, пробуждает у ребенка интерес к изучению и познанию нового. «Своими руками судьбу свою делай», так когда-то пели в пионерской песне. И эти слова можно вполне отнести к занятиям лепкой. Именно в этой игре ребенок учится быть творцом собственной жизни и активным участником всех ее событий.

Еще одно достоинство лепки заключается в том, что она прекрасно развивает мелкую моторику. Не секрет, что многие первоклашки испытывают трудности в овладении таким предметом, как «письмо». Их пальцы быстро устают, появляется слабость и дрожь в руках, они начинают капризничать и увиливать от занятий. И все потому, что их руки плохо подготовлены.

Поэтому, чтобы в первом классе не возникло подобных проблем, начинайте лепить со своим ребенком. Причем, чем раньше, тем лучше. Ведь лепка хороша еще и тем, что это невероятно захватывающее и радостное занятие, которое придется по душе даже годовалому малышу. Что может быть лучше, чем собственноручно сделанная игрушка! Именно в этой игре ребенок может почувствовать себя настоящим волшебником, создав неповторимые произведения искусства. Причем без всяких волшебных палочек. Как говорил Карлсон: «Всего лишь ловкость рук и никакого мошенничества».

Упражнения и задания с пластилином и тестом для малышей

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина»


Приступая к занятиям, надо определиться, с каким материалом следует работать. Для детей от 1 года до 2 лет лучше всего подойдет тесто или мягкий пластилин. Только в этом случае непослушные пальчики детей смогут выполнять задания и получать необходимые навыки.

Основные приемы, которым следует обучить малышей:

  • Придавливание пластилина пальчиком
  • Размазывание пластилина пальчиком
  • Отщипывание кусочков пластилина (теста)
  • Сплющивание пластилина (теста) ладошками
  • Скатывание шариков
  • Раскатывание «колбасок»
  • Вдавливание мелких предметов в пластилин или тесто.
Приемы лепки из пластилина

 


Однако, чтобы выполнение заданий не превратились в занудные уроки, с которых ребенок после нескольких минут захочет сбежать, придумайте обязательно игровой сюжет. Превратите обычное занятие в захватывающее действо, где одну из главных ролей, конечно, будет играть сам малыш. Не просто лепите шарики и колбаски, а «кормите курочек зерном», «сажайте овощи на грядках», «лепите котлетки собачке».

Вот несколько заданий, которые помогут вам провести увлекательное занятие с вашим малышом:

Работа с тестом «Печенье для мишки»


Цель: формирование умения сплющивать тесто двумя ладошками, развитие координации движений рук, мелкой моторики руки.

Материалы: соленое (дрожжевое, пресное) тесто, тарелочки. Игрушка – мишка.

В лесу медведя уважают
И дядей Мишей называют.
Ведь никого он не боится –
Ни злого волка, ни лисицу.


- У мишки сегодня день рождения и его придут поздравлять все лесные звери. Для гостей мишка решил испечь печенье, только одному ему не справиться.
-Давайте поможем мишке!
Педагог выдает детям кусочки теста размером с грецкий орех. Сначала мнем тесто, затем ладошками с двух сторон придавливаем – делаем лепешечку. Кладем печенье на тарелочку.
- Как много печенья напекли, всем гостям хватит!

Развитие мелкой моторики рук

Работа с мягким пластилином «Конфетки»


Цель: формирование умения придавливать пластилин пальчиком, развитие мелкой моторики руки.

Материалы: раздаточный лист с конфетницей или тарелочка из детской посуды, мягкий пластилин, заранее скатанный в шарики, по 5 штук на каждого ребенка. Игрушка – зайчик.
- Зайчик пригласил в гости белочку и хочет угостить ее конфетами.
- Давайте сделаем конфетки и положим их в вазочку (тарелочку)
Педагог показывает, как пальчиком надо нажимать на шарик и прикреплять его к основе – тарелочке или раздаточному листу. Педагог обращает внимание мам на то, что пальчик должен быть прямым и напряженным.
- Как много конфеток получилось!

Работа с пластилином «Зернышки для цыплят»


Цель: учить детей отщипывать кусочки пластилина. Развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений, развитие речи.

Материалы: раздаточный лист с нарисованными цыплятами или цыплята – игрушки, пластилин, заранее скатанный педагогом в колбаски, тарелочки.
- Пора цыпляток обедом кормить, только они спрятались куда-то. Давайте их позовем.
-Цып-цып-цып! (Педагог призывает к подражанию). Вот и прибежали цыплятки!
- Давайте набросаем для них зернышек на землю – пусть клюют.
Дети отрывают кусочки пластилина от колбаски и кладут на раздаточный лист или на тарелочки.
- Вот как много корма у цыплят!

Игры с пластилином для детей

Работа с пластилиновой основой «Чашка для белочки»


Цель: развитие мелкой моторики руки, формирование пинцетного захвата.

Материалы: пластилиновые основы, на которых прикреплен вырезанный из цветной бумаги контур чашки, прорезанный внутри, горох в мисочках. Игрушка – белочка.

Хоть у белки малый рост,
Но зато – пушистый хвост!
Любит шишки и орешки
Собирать без всякой спешки.


- Мишка подарил белочке чашку. Чашка очень понравилась белочке. Только когда белка чашку помыла, то все узоры с нее смылись – стала чашка совсем обычной. Расстроилась белочка и заплакала.
- Не плачь белочка, мы украсим твою чашку!
Дети вдавливают пальчиком в пластилиновую основу горох. Педагог следит, чтобы дети вдавливали горох внутри контура чашки.
- Какая красивая чашка получилась, в горошек!

Занятия лепкой в детской группе

 


Авторы статьи:
Софья Тимофеева и Анастасия Шевченко, профессиональные педагоги, соучредители детского эко-клуба «Умничка» http://www.eco-klub.ru/, авторы многочисленных методических книг по развитию детей дошкольного возраста.
*Приведенные в статье упражнения взяты из серии методических пособий С. Тимофеевой и А. Шевченко "Лепка для детей от 1 года до 2 лет", вышедших в 2012 году в издательстве «Ювента»
С остальными книгами этой серии можно познакомиться на сайте http://tvoyklub.ru/