Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Суперспособность или рекламный трюк? Что такое ментальная арифметика и действительно ли она нужна детям

Суперспособность или рекламный трюк? Что такое ментальная арифметика и действительно ли она нужна детямНейросеть

Родители мечтают: если бы ребёнок научился считать в уме быстрее калькулятора, решал столбиком в голове и не боялся сложных задач!

Именно такие чудеса сегодня обещают школы ментальной арифметики. Но что это за метод, правда ли он работает и стоит ли водить туда каждого ребёнка? Разбираемся в деталях — с примерами, фактами и экспертными мнениями.

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика — это особая методика счета в уме, основанная на работе с восточными счетами — абакусом (или японским соробаном). Вначале ребенок учится выполнять арифметические действия на “реальных” счетах, двигая косточки по определённым алгоритмам и тренируя моторику пальцев. Со временем абакус убирают, а вычисления продолжаются — но уже на “воображаемых” счетах, мысленно, без единого карандаша или калькулятора.

Смысл — визуализируя абакус в голове, дети молниеносно решают даже сложные примеры, одновременно тренируя не только математику, но и память, внимание, воображение. Такой навык выглядит эффектно: на соревнованиях школьники могут складывать и вычитать многозначные числа за доли секунды, не заглянув даже на черновик.

Чем отличается от классической математики?

В обычной школе сначала считают на “предметах” — считают кубики, яблоки, пальцы. С усложнением задач появляется необходимость оперировать символами и абстрактными числами. В классике опора — память и логика.

В ментальной арифметике “под рукой” всегда абакус, реальный или воображаемый, который ускоряет работу с большими числами и снимает тревожность перед сложными задачами. Такой “визуальный мостик” позволяет детям считать быстро, практически не ошибаясь.

Зачем и кому это нужно?

Создатели методики утверждают: кроме быстрой устной арифметики, занятия развивают оба полушария мозга, укрепляют память, концентрацию, наблюдательность, даже креативность и стратегическое мышление. Особенно полезна ментальная арифметика детям 4–12 лет — именно в этом возрасте мозг наиболее гибкий и обучаемый. Для малышей это игра и упражнение для развития моторики, для школьников — тренажёр для аналитических способностей и уверенности в себе.

Есть ли в методе минусы?

Несмотря на несомненную пользу, у ментальной арифметики есть и ограничения:

  • Результат — быстрый счет. Но не всегда — глубокое понимание математики. Многие дети с отличными навыками устного счета затрудняются при решении текстовых задач или освоении абстрактных понятий, которые важны для школьной программы.

  • Краткосрочный эффект. Если не поддерживать практику, “волшебная скорость” быстро исчезает.

  • Не каждому интересно. При отсутствии мотивации или интереса ребёнок теряет энтузиазм и превращает игру в рутину.

Стоит ли водить ребёнка на ментальную арифметику?

Если ваш ребенок любит считать, любит необычные “фокусы” с числами — курс ментальной арифметики станет отличной тренировкой для памяти, внимания и мотивации к учёбе. Особенно полезна она для детей, которым трудно концентрироваться или нужна упорная работа с моторикой и наблюдательностью. Однако не стоит воспринимать ментальную арифметику как “универсальную палочку-выручалочку”: для глубокого понимания школьной математики понадобится комплексное развитие, включая логику, анализ и решение задач.

Ментальная арифметика — полезный тренажёр для ума, но не замена классическим знаниям. Важно не гнаться за рекордами, а поддерживать интерес ребёнка и развивать разные стороны мышления.

...

  • 0

Популярное

Последние новости