Женщины все больше откладывают материнство, и медицина им в этом с радостью помогает.
Современные женщины не спешат рожать детей. Все чаще первого ребенка начинают планировать после 30-35 лет. Женщина делает выбор в пользу собственных интересов: пожить «для себя», сделать карьеру, сформировать материальную базу, обзавестись жильем. И когда в ней созревает желание стать матерью, может оказаться, что время уже упущено: организм не способен к зачатию.
Современные технологии, активный образ жизни и косметические средства позволяют выглядеть моложе своих лет. Но вот продлевать репродуктивную молодость ученые пока не научились. Пик женской фертильности по-прежнему приходится на 24 года, а после 35 лет резко снижается способность к зачатию и вынашиванию ребенка. К тому же увеличивается вероятность рождения ребенка с генетическими патологиями.
Чтобы помощь парам, испытывающим сложности с наступлением беременности, репродуктивная медицина разрабатывает все новые хитроумные технологии, дающие шанс стать родителями в старшем возрасте, когда природа этого уже не позволяет.
При всей заманчивости, у этих технологий есть несколько существенных минусов: высокая стоимость, отсутствие стопроцентной гарантии успеха и этическая составляющая.
В каком возрасте лучше всего рожать?
Президент Российского общества акушеров-гинекологов Владимир Серов считает идеальным возрастом для первых родов с биологической точки зрения 17–19 лет. Однако в эти годы девушка еще не успевает стать самостоятельной и начать себя обеспечивать. Большинство женщин предпочитают сначала получить образование и устроиться на работу. С учетом этого Серов называет оптимальный возраст для первых родов — 20–22 года.
В реальности в 18 лет многие девушки еще учатся в школе и готовятся сдавать ЕГЭ, а в 22 в лучшем случае получают диплом бакалавра. Немногие готовы совмещать учебу в ВУЗе с уходом за младенцем. А помимо этого есть еще проблема выбора спутника жизни, и этот вопрос далеко не у всех решается в 20 лет.
По подсчетам Росстата, средний возраст женщин, рожающих первого ребенка, в 2015-2018 годах вырос до 26,1 года. Для сравнения, в 1995–1999 годах он составлял 20,9 года.
Вице-премьер по вопросам социальной политики Татьяна Голикова уточнила: «Статистика складывается таким образом, что если в 2000-х годах рождение первых детей в возрасте до 25 лет включительно составляло 60% от всех родившихся, то в 2017 году это 45%. Возрастная граница первых рождений сдвинулась на отрезок от 26 до 35 лет, а это значит, что потенциал вторых и последующих рождений сокращается».
Какой выход предлагает современная медицина
В молодом возрасте, когда в яичниках еще много ооцитов высокого качества, женщине рекомендуют криоконсервировать несколько яйцеклеток и оставить их на хранение в медицинском центре до тех пор, пока она не примет решение стать матерью.
Для криоконсервации яйцеклеток не годится тот же метод, которым замораживают сперматозоиды, поскольку женские половые клетки значительно крупнее и кристаллики льда повреждают их клеточную структуру. Яйцеклетки замораживают методом витрификации – сверхбыстрой заморозки, при которой вещество сразу переходит в стеклообразное состояние, и кристаллы льда не образуются.
При сверхнизких температурах генетический материал может храниться очень долго. Ученые уверяют, что клетки совершенно не теряют своих первоначальных свойств и остаются точно такими же, какими были на момент витрификации.
Замораживание. Photo by Osman Rana on Unsplash
Важно успеть до 36 лет
Врач гинеколог-репродуктолог сети центров репродукции и генетики «Нова Клиник» Инна Михайловна Зорина рекомендует каждой женщине репродуктивного возраста в первую очередь отслеживать свой овариальный резерв: «Чтобы оценить способность женщины к зачатию ребенка, необходимо пройти обследование: определить уровень антимюллерова, фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов. Также необходимо ультразвуковое исследование органов малого таза, которое поможет вычислить объем яичников и определить количество фолликулов».
Если у женщины нормальное репродуктивное здоровье, но она не собирается беременеть раньше сорока лет, репродуктологи считают целесообразным успеть заморозить собственные ооциты до 36-летнего возраста. После 40 лет это уже не имеет смысла – качество яйцеклеток женщины настолько снижается, что шанс получить здоровые эмбрионы слишком мал.
Начиная с 35 лет резко снижается фертильность женщины, и в то же время с каждым годом повышается вероятность хромосомных нарушений. Так, у женщин сорока лет каждый 63-й ребенок рождается с синдромом Дауна, а у сорокапятилетних – каждый девятнадцатый.
В то же время медицинская практика показывает, что в возрасте 25-34 лет для наступления благополучной беременности в программе ЭКО необходимо 8 ооцитов, в 35-37 лет – 10, в 38-40 лет требуется уже 14 яйцеклеток, а в 41-42 года – 50. Получить такое количество яйцеклеток после сорока лет невозможно даже с помощью гормональной стимуляции яичников.
«Учитывая тенденцию к реализации репродуктивных планов современных женщин в старшем репродуктивном возрасте, даже если в семье уже есть ребенок, мы рекомендуем криоконсервировать собственный репродуктивный материал, витрифицировать ооциты, чтобы на момент планирования следующей беременности не столкнуться с критическим снижением овариального резерва и запаса собственного генетического материала», - подчеркивает медицинский директор «Нова Клиник» Ирина Вадимовна Зорина.
Возраст мужчины тоже важен
Известно немало случаев рождения вполне здоровых детей от пожилых и даже престарелых отцов. Тем не менее, группа ученых из Франции и Великобритании отметили взаимосвязь увеличения возраста мужчины с моногенным заболеванием – ахондроплазией. При этом заболевании мутация расположена на уровне маленького гена, его конкретного участка. Следует отметить, что в абсолютном большинстве случаев новые мутации возникают при делении половых клеток мужчин, с повышенной частотой у мужчин пожилого возраста.
Риск хромосомных нарушений у детей, рожденных от пожилых отцов, тоже повышается. Фактором риска принято считать возраст мужчины старше 45 лет.
Цена вопроса
Медицинские клиники стоят на позиции, что у каждой женщины есть собственное понимание условий, в которых она готова стать матерью, и задача медиков – сохранить для женщины возможность материнства тогда, когда она этого захочет.
Бесспорно, тут работает финансовый фактор: все этапы программы «отложенного материнства» – стимуляция суперовуляции, пункция (забор яйцеклеток), витрификация (замораживание) – стоят немалых денег. Разумеется, клиникам это выгодно.
В разных клиниках цены могут отличаться, но порядок цифр – от 100 тысяч рублей, не считая лекарств. Добавьте сюда предварительное обследование женщины, плату за хранение генетического материала (примерно 15 тысяч в год). Решаясь на замораживание яйцеклеток, скажем. на пятилетний срок, нужно ориентироваться на общую стоимость как минимум в 250 тысяч.
Затем потребуется размораживание ооцитов, собственно оплодотворение их и перенос в матку – это еще одна отдельная дорогостоящая процедура, которая обойдется еще в 200-300 тысяч рублей. И стопроцентный успех никто не гарантирует: могут получиться эмбрионы с генетическими нарушениями (чем позже женщина прибегла к замораживанию яйцеклеток, тем выше риск отклонений), или же эмбрионы не приживутся и беременность не наступит – такое тоже частенько случается. Наконец, вынашивание беременности в возрасте около 40 лет само по себе трудно для организма, и срыв может произойти на любом этапе.
Когда замораживание яйцеклеток – единственный выход
Бывают случаи, когда яйцеклетки замораживают не по желанию женщины, а по медицинским показаниям. Витрификация ооцитов показана женщинам, планирующим лечение онкологических заболеваний: метод дает им шанс в будущем стать матерью. Не секрет, что химиотерапия может снизить овариальный запас, поэтому женщинам предлагают заморозить яйцеклетки до начала лечения.
Один из первых таких случаев произошел в Японии. У школьницы выявили рак, для лечения нужна была химиотерапия, которая грозила сделать девушку бесплодной. Врачи приняли решение взять у пациентки яйцеклетки и заморозить их. Через 13 лет при помощи ЭКО молодая женщина смогла родить ребенка.
Аналогичная история случилась в Бельгии. Девушка только еще вступала в пубертатный период, когда для лечения онкологического заболевания ей потребовалась химиотерапия. Врачи заморозили фрагменты ткани одного из удаленных яичников, а спустя 10 лет пересадили пациентке ее собственные ткани, и женщина вскоре стала мамой.
Ученые из Оксфордского университета пошли еще дальше: они заморозили генетический материал двухлетней девочки, которой предстоит химиотерапия, в результате чего она, вероятно, не сможет иметь детей. И подобных случаев криоконсервации яйцеклеток «по показаниям» становится все больше.
Работодателям это выгодно
Всемирно известные корпорации Apple и Facebook приняли решение оплачивать работницам процедуру заморозки яйцеклеток. Для женщин это возможность спокойно заниматься карьерой и отложить рождение ребенка лет до 35, а для компаний – гарантия от потери профессиональных сотрудников по причине их ухода в декретный отпуск.
По сведениям, представленным на конгрессе Американского общества репродуктивной медицины, в США криоконсервация ооцитов набирает популярность. Если в 2005 году 475 женщин заморозили свои яйцеклетки, то в 2018 году их число выросло в 23 раза. Средний возраст женщин, прибегающих к методу – 36 лет. Фактически это означает, что в этом возрасте они все еще не планируют становиться мамами, а откладывают беременность на более позднее время.
Этические вопросы
Вспомогательные методы репродуктивной медицины вызывают большое количество этических вопросов. Представители клиник и врачи фактически устраняются от их обсуждения, оставляя сложные решения на усмотрение пары. Фактически медицина просто предлагает технологии, преподнося их как современное достижение, расширение возможностей и помощь пациентам. Однако трудноразрешимые вопросы все равно остаются.
- Этично ли идти против природы, делать матерью женщину в зрелом или даже пожилом возрасте? Например, в Индии, где нет возрастных ограничений для проведения ЭКО, в последнее время регулярно рожают старушки старше 70 лет.
- Что происходит с не использованными ооцитами, которые были заморожены, но «не понадобились»? Пример: успешная бизнес-леди заморозила ооциты впрок, а через 3-4 года вышла замуж и родила самостоятельно. Встает вопрос: что делать с замороженными яйцеклетками? Фактически вариантов два: использовать их в качестве донорских или уничтожать.
- Насколько этична «утилизация» (именно это слово употребляют репродуктологи) эмбрионов, у которых выявлены генетические нарушения? Медики снимают с себя ответственность: «Мы не имеем права ничего утилизировать без согласия пары». Но паре все-таки приходится принимать какое-то решение. И читателям понятно, какое. Мало кто захочет подсаживать себе эмбрион, заведомо имеющий синдром Дауна.
- Что происходит с замороженными эмбрионами, которые так и не были пересажены матери? Здесь есть три варианта: некоторые пары хранят эмбрионы «про запас», на случай, если захотят еще ребенка; кто-то отдает их в донорские банки; остальные – утилизируют, то есть фактически убивают своих зачатых детей.