Очень важный навык для детей старшего дошкольного возраста – понимать и пересказывать прочитанный текст. Многие младшие школьники теряются, когда их спрашиваешь: «О чем ты сейчас прочитал?» Причем техника чтения не всегда влияет на процесс понимания. Первоклассник, который бойко отбарабанил абзац, и его одноклассник, спотыкавшийся в этом абзаце на каждом слоге, могут одинаково не ответить, о чем же шла речь. Одна мама жаловалась мне: «Прочтет текст хорошо, а спроси, о чем – глаза выпучит и плечами пожимает. Что делать?»

Совет один: тренироваться! Конечно, начинать нужно в раннем возрасте – с 3–4 лет. Когда читаете ребенку в энный раз знакомую сказку, задавайте ему по ходу вопрос: что будет дальше? Догонит волк Ниф-Нифа? Что сейчас волк будет делать? Дуть! А дом из соломы выдержит? А к кому Ниф-Ниф побежит, когда его домик разлетится? А Дюймовочка хочет жить под землей с кротом? А на какой птице Дюймовочка полетит в теплые края? Золушка очень спешила, сбегая по лестнице, и потеряла… что? А кто туфельку нашел?.. С помощью этих вопросов вы приучаете ребенка следить за канвой повествования. Если он не помнит, что было дальше, напомните ему – покажите картинку. Нет картинки – прочтите нужный отрывок сами. Если вы не читаете, а рассказываете сказку, просите ребенка продолжить. Вы рассказали эпизод не до конца, пусть малыш закончит. Просите его рассказать вам хорошо знакомую сказку (или придуманную!) Тогда к школе ваш ребенок постепенно научится держать в уме сюжет и пересказывать его своими словами.

Но если вы не занимались так с дошкольником, то теперь с первоклассником придется пройти ускоренный курс. Вам нужно развить у него цепкую память. Предлагаю несколько приемов (проверено на детях!)

Играем в наблюдательность


Сначала маленькое отступление. У меня есть знакомая, которая не запоминала, за кем заняла очередь. Плохая память на лица. А дело было еще в советское время, славное длинными очередями. Чтобы не попадать впросак, эта (тогда еще молодая!) женщина стала намеренно изучать и произносить про себя приметы близстоящих: «Сумка черная в заклепках, пальто зеленоватое, на карманах большие черные пуговицы, очки в золотой оправе. А перед ней дядька бородатый и парень в кепке. За мной заняла девушка в красной курточке, на ногах ботинки на «манке» (так называлась белая подошва). Этот прием помог ей: она могла теперь спокойно отходить и потом находить свою очередь, не рискуя нарваться на классическое: «Женщина, вас тут не стояло!» Вот так она приучила себя фиксировать увиденное, стала более наблюдательной. А нам для лучшего запоминания прочитанного как раз и нужна фиксация в памяти.

Итак, играем. Вариантов тренировки наблюдательности – масса. Например, подойдет известная игра под названием «Я вижу». Вы идете с ребенком по улице в довольно быстром темпе, на ходу по очереди называете предметы и мгновенно даете им характеристику. «Я вижу дерево, это клен». «Я вижу мальчика, который ест мороженое». «Я вижу семью – папа, мама, ребенок». «Я вижу собаку, она виляет хвостом, на боку рыжее пятно». Только когда речь идет о людях, говорите тихонько, не смущая окружающих. Также можно попросить ребенка описать дерево (высокое, маленькое, какой породы, вокруг трава или асфальт), дом (сколько этажей, цвет стен, есть балконы или нет). Пример запоминания здания: жилой дом, стены из белого кирпича, 5 этажей, есть балконы, внизу магазин «Продукты» (все это ребенок должен произнести про себя). Идёте с малышом по улице, попросите его обращать внимание на встречных прохожих (проезжающие автомобили). Прошла минута – спросите, сколько среди них было детей (автомобилей красного цвета). Постепенно ребенок научится фиксировать приметы увиденного.

Я привела здесь уличные варианты игры. И гуляете, и играете. А уж дома тем более можно играть в наблюдательность («Запомни ряд предметов», «Что изменилось?» и др.).

Переводим прямую речь в косвенную


При пересказе первоклассник не должен говорить: «Волшебник сказал мальчику: «Не заходи в комнату с красной дверью». Он должен передать эти слова так: «Волшебник сказал мальчику, чтобы он не заходил в комнату с красной дверью».

Объясните ребенку, как переводить прямую речь в косвенную. Например, папа просит: «Пойди к маме в кухню, попроси ее принести горчицу». Ребенок должен вам сказать: «Папа просит принести горчицу». Вы говорите малышу: «Осторожно, чай еще горячий», а папа переспрашивает: «Что мама тебе сказала?» Ответ: «Мама меня предупредила, что чай горячий». Можно делать так: папа закрывает уши, мама что-то тихо говорит, обращаясь к нему (например: «Тебе какой чай: черный или зеленый?»), но папа не слышит. Потом папа убирает руки от ушей, а ребенок передает ему слова мамы. Например: «Мама спросила, какой чай ты будешь: черный или зеленый». Закрывать уши можно по очереди.

Техника запоминания текста


Когда вы читаете дома, для лучшего запоминания можно делать рисунки по ходу чтения. Придумайте вместе с ребенком понятные символы: например, зонтик и капли над ним – дождь, солнце – хорошая погода, два дерева – лес. Для действий: кружка – пить, ложка – есть, дорожка – идти, сковородка – жарить, кастрюля – варить и т. п.

Допустим, после прочтения короткого рассказа в ряд нарисованы: зонтик с каплями дождя, домик, две фигурки – выше и ниже, дорожка, мостик через речку, два дерева, цифра 8 и гриб, корзинка, ножик, цифра 2 и перечеркнутый мухомор, заяц, ежик. Текст, который соответствует этим изображениям: «Прошел дождь. Папа с Димой решили пойти за грибами. Они перешли через речку по мостику и вошли в лес. Дима нашел 8 хороших грибов и два мухомора. Хорошие грибы папа срезал ножом и положил в корзинку, а мухоморы трогать нельзя, они ядовитые. В лесу Дима видел зайца и ежика».

Дайте ребенку прочесть простой рецепт и попросите его нарисовать текст. Например, в рецепте написано: «Морковь поджарить с луком, из мяса и луковицы приготовить фарш, добавить соль, перец. Картофель нарезать кубиками и отварить…» На картинке этот текст после ваших объяснений должен выглядеть так: 1. Морковка, луковица, сковородка. 2. Мясорубка с «червячками» мяса, солонка и перечница. 3. Картофелина, нож, кубик, кастрюля.

Теперь попросите ребенка повторить рецепт, глядя на картинки.

Научите ребенка формировать зрительный образ, который вызывает в сознании фраза. Например, для предложения «У Маши не было подруг» попросите ребенка представить себе девочку с грустным лицом. Читаем дальше: «Однажды Маша с мамой пошли на детскую площадку». Попросите ребенка: «Представь себе, как Маша идет с мамой. За ручку? А перед ними детская площадка. Там есть горки, качели? Детей много? Представил?» Дальше: «К Маше подошли две девочки и спросили, как ее зовут». Снова просите ребенка вызвать в воображении картинку. Вот Маша, а вот две девочки стоят перед ней. И так далее. Последнее предложение: «Теперь у Маши есть подруги». Здесь можно представить Машу, которая улыбается и держится за руки с двумя этими девочками.

Комментарии при пересказе


Очень важно, чтобы ребенок при пересказе давал свою оценку событиям и героям, а не просто передавал содержание. Например, сказка о петухе и лисе. Та самая, в которой рыжая плутовка просит петушка выглянуть в окошко, а тот не выдерживает и выглядывает, хотя его предупреждали, что этого делать нельзя. Ребенок должен добавить от себя, что петушок наивный, даже глупый, вот и верит лисе. Если речь о Мальчике-с-пальчик, который рассыпал хлебные крошки, чтобы найти дорогу домой, ребенок может прокомментировать, что это была плохая идея, так как понятно, что крошки склюют птицы, да и найти крошки в траве – нереально. В сказке о коне и волке, когда волк подходит к коню сзади, чтобы снять с копыт подковы, можно добавить: глупый волк не догадался, что конь собирается его лягнуть.

Такой прием покажет, что ребенок понимает суть прочитанного, имеет свое мнение и умеет его формулировать. А это дорогого стоит!