Желание ребенка завести домашнее животное, его просьбы и мольбы купить котенка или щенка для многих родителей превращается в целую проблему, решить которую бывает совсем не просто.
Вспомним Малыша, из любимого всеми произведения, мечта которого о собаке превратилась для родителей в настоящую головную боль. Никакие подарки не могли обрадовать ребенка, он ждал только Собаку: «Вот у тебя, мама, есть папа; И Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня – у меня никого нет… даже собаки».
Наверное, не одно родительское сердце было разбито такими детскими мольбами…
Исключая бытовые неприятности в виде оборванных обоев, погрызенной мебели, поцарапанных дверей и возможные проблемы со здоровьем ребенка или других членов семьи (имею в виду встречающиеся довольно часто аллергические реакции), как правило, основным препятствием на пути к тому, чтобы завести питомца, является факт ухода за животным. Особенно, если речь идет о собачке, которую, как известно, кроме всего прочего, нужно выгуливать несколько раз в день. Но клятвенные обещания ребенка о том, что он будет делать все самостоятельно, обязуется вставать рано утром, выгуливать и кормить щенка, и родителям не придется « ухаживать еще и за собачкой», обычно берут верх. Действительно, ну как тут устоять? К тому же, о том, что животные учат детей добру, помогают воспитать чувство ответственности и многие другие положительные качества ребенка, родителям, как правило, хорошо известно. Да и потом, всем известно, что домашние животные в доме – это дополнительный источник положительных эмоций для всех членов семьи.
Действительно, о пользе общения с животными известно с давних времен. В последнее время все большую популярность набирают методы лечения и реабилитации после перенесенных заболеваний при помощи общения с животными – это и плавание в дельфинами, и иппотерапия (лечебная верховая езда). Анималотерапия (от латинского слова animal– животное) – лечение, когда используются образы животных и сами животные для оказания психотерапевтической помощи. Не углубляясь в суть этих методов, ясно, что их психотерапевтический эффект состоит в общении с животными, получением положительных эмоций от взаимодействия с ними, вследствие чего обнаруживается благотворное влияние и на нервную систему и на здоровье в целом. Стремясь к общению с животным, человек, как правило, хочет поделиться с ним своими чувствами и получить в ответ положительный эмоциональный заряд. Общение с животными приносит психологическую пользу человеку.
Таким образом, вопрос о том, заводить или не заводить домашнее животное, вроде бы и задавать не стоит, поскольку ответ и так лежит на поверхности. Однако, если бы все было так просто, то, наверное, периодически не возникал бы вопрос об огромном количестве бездомных животных, о той безответственности, которую проявляют люди, ненадлежащим образом содержащие животных, требующих особого ухода, или животных, не приспособленных к жизни в обычных бытовых условиях. В угоду себе и своим амбициям пытающихся держать экзотических животных в обычных квартирах, без необходимых условий содержания. Поэтому, на самом деле, вопрос о возможности завести то или иное животное, а главное, о той ответственности, которая при этом ложится на заводчика, является отнюдь не простым и требующим, прежде всего, ответственного подхода со стороны взрослых. Ну, а если, возвращаясь к началу разговора, речь идет всего лишь об обычной Собаке, без которой и жизнь не мила?! Да еще и горячие обещания ребенка?
Психология ребенка такова, что данные им заверения и даже клятвы, имеют особенность «быстро забываться». В минуты эмоционального подъема малыш, действительно, искренен в своих обещаниях, он неподдельно считает, что сможет выполнить все, что необходимо, все то, что хотят услышать в качестве аргумента родители. И тем больше гнева вызывает затем у родителей отказ малыша или его увиливание от того, что было так искренне обещано. Но дело тут совсем не только в морально-нравственном облике ребенка и его воспитании. Прежде всего, дело в психологических особенностях возраста. Эмоционально-волевая сфера ребенка-дошкольника (а настойчивое желание завести животное обычно возникает именно в этот период, начиная примерно с 3-4 лет), еще неустойчива. В этом возрасте ребенок еще не в полной мере может регулировать свои желания и потребности, у него еще не сформирована так называемая иерархия мотивов. Иначе говоря, он не всегда способен поставить на первый план то, что является в данный момент менее интересным, но более важным и необходимым занятием. И обвинять его в этом не стоит. Данная психологическая система формируется к концу дошкольного возраста, примерно к 7 годам. Дошкольник, да и младший школьник еще не способен в полной мере к этой ответственности. Подчас и физически удержать на прогулке крупного щенка ребенку может быть не под силу.
Родители скажут: «Если его не приучать, то как же он научится? Как быть с воспитанием ребенка?» Безусловно, воспитание ответственности – дело важнейшее. Но в данном случае речь идет о готовности взрослых взять на себя основную часть забот о домашнем животном. Если мы разрешаем ребенку завести животное, то это означает, что мы, родители, соглашаемся взять на себя ответственность за тех, кого приручили. Особенно, если речь идет о собаках крупных пород.
К сожалению, порой случается, что первые радостные эмоции от общения с милым котенком или щеночком сменяются отвращением к уборке случающихся «неприятностей», равнодушием к выполнению рутинных обязанностей, потом начинаются конфликты малыша с родителями и, как следствие, - большое количество бездомных выброшенных на улицу животных.
Поэтому главное правило для родителей я бы сформулировала так: «Заводя животное, я готов взять ответственность по уходу за ним на себя. Безусловно, параллельно приучая ребенка к посильному вкладу в общее дело воспитания питомца».
Если же взрослые соглашаются на уговоры только при условии абсолютной самостоятельной работы ребенка, то это – проявление их безответственности. Если мы хотим минимизировать собственное участие в заботе о животном, видимо, стоит подумать о животных, требующих минимума хлопот (возможно, это будут хомячки или рыбки). Конечно, нужно посоветоваться со специалистами, которые расскажут об особенностях ухода за питомцами. Иными словами, готовность пойти на поводу у ребенка полностью лежит на родителях. Кроме того, животное требует не только ухода, но и внимания к себе, общения. Поскольку становится практически новым членом семьи, и если он будет «нежеланным», то стоит ли обрекать его на эту роль?
Маленький ребенок вполне способен выполнять посильные ему задания по уходу за животным. Кроме того, обычно, он выполняет их с удовольствием (например, кормит рыбок или насыпает корм котенку). Он также с удовольствием будет гулять со щенком, взявшись за руку с кем-то из родителей. Важно, чтобы первоначально это была совместная деятельность со взрослым. Ему необходим пример. Поэтому логичнее было бы начинать с малого. Если у ребенка есть четкие обязанности, с которыми он справляется, постепенное их возрастание будет нормально восприниматься ребенком и приучит малыша к ответственности. Ведь во всем хороша мера. И эта мера должна соотноситься с возрастом ребенка. Тогда успех будет обеспечен.
О том, сколько пользы приносит общение ребенка с домашними питомцами в педагогической литературе, да и на различных сайтах, посвященных проблемам воспитания детей, сказано достаточно много. Животные – источник воспитания любви и толерантности, ответственности, внимания и заботы. Часто именно домашний питомец становится главным другом ребенка, преданным и понимающим. Общение с домашним питомцем учит ребенка быть наблюдательным, расширяет его кругозор и знания об окружающем мире, а для некоторых детей становится источником идей для самостоятельных научных исследований.
Не удержусь, чтобы не привести пример из своей жизни. Однажды, будучи на научной конференции, в которой принимали участие школьники, выполнявшие научные исследования по различной проблематике (психология, история, биология, культурология и др.), я стала свидетельницей незабываемого выступления девочки 13 лет (к сожалению, не запомнила ее имени). Исследование касалось волнистых попугайчиков, которых она учила говорить. Это было около 15 лет назад, когда возможности аудио и видео записи были ограничены. Поэтому, для того, чтобы записать на кассетный магнитофон монологи своих питомцев, девочка потратила огромное количество времени. Она в красках описывала нам то, как уговаривала попугайчиков говорить именно в тот момент, когда была возможность фиксировать их «речь» на магнитофон. Нам она продемонстрировала эти смешные и по-детски наивные записи. Ее выступление собрало самое большое количество слушателей, поскольку отличалось эмоциональностью, огромной любовью к своим питомцам и пониманием дела. Жюри присудило ей одно из призовых мест. То, что приз зрительских симпатий был тоже отдан этой милой девочке вполне заслуженно, подтверждается тем, что спустя столько лет, мне помнится ее замечательная детская работа и ее любовь к животному миру.
Подводя итог, еще раз отметим, что ответственный подход к делу выбора домашних питомцев, учет возрастных особенностей и возможностей ребенка в уходе за животным даст положительный результат и огромную радость от общения с новым членом семьи и детям и их родителям.
Читайте также:
Дети в мире домашних животных
Братья наши меньшие…
Как подготовить домашних животных к появлению нового члена семьи?