Почему эти учебники перевернут обучение: революция для школьников с нарушениями слуха, зрения и речи
- 12:30 20 августа
- Дарья Николаева

В России наблюдается резкий рост числа школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — за последние десять лет таких детей стало больше чем вдвое, и сегодня 61% из них учится в обычных школах. Эта динамика вынудила Минпросвещения не только совершенствовать адаптированные образовательные программы, но и создать совершенно новые учебники — не просто переработку типовых пособий, а оригинальные линии, учитывающие специфику восприятия и усвоения информации у глухих, слабовидящих и ребят с речевыми нарушениями.
Учебники, которые появятся уже в ближайшем учебном году, предназначены для изучения русского и английского языков, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и информатики. Например, для слабослышащих школьников завершается разработка уникального комплекса по русскому языку и развитию речи — дисциплине, которая требует совершенно особого подхода.
Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи почти готовы пособия по окружающему миру и литературе, а для незрячих создаются учебники по информатике на Брайле и с тифлографикой для изобразительного искусства, а также по английскому языку для всех школьных ступеней.
В отличие от прошлых лет, когда попытки адаптации заключались в незначительном упрощении или увеличении наглядности стандартных учебников, новая инициатива Минпросвещения опирается на оригинальность, заложенную с первых страниц. Особое внимание уделяется тому, чтобы текст, задания и иллюстрации помогали ребенку увидеть мир без искажения, развивали навыки самостоятельной жизни, а не только давали справочные знания.
Это вполне закономерный шаг: полноценная адаптация невозможна без корректировок языка, структуры подачи материала и целых образовательных блоков — например, рядовых советских или массовых российских учебников оказалось недостаточно, из-за чего слепые и глухие дети иногда продолжали учиться по книжкам тридцатилетней давности.
Исторический контекст тоже весьма показателен. В СССР существовали специализированные школы-интернаты и издавались редкие учебники для слабослышащих или незрячих, но их ассортимент был крайне ограничен, а методики зачастую оставались в тени от массовой педагогики. В Латвии и ряде стран бывшего Союза до сих пор бывают случаи, когда дети обучаются по пособиям, выпущенным несколько десятилетий назад. Современные российские разработки, напротив, предполагают не только «перевод» знаний, но и полноценную интеграцию ребенка с ОВЗ в общество и равенство образовательных достижений на федеральном уровне.
Особенность текущего проекта — индивидуальный подход к каждому типу нарушений, создание оригинальных предметных линий (а не адаптаций со стандартных книг), и внедрение современных технологий: для слепых — тифлографика и Брайль, для слабослышащих — особое структурирование языкового материала, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями — усиление наглядности и практической составляющей. Кроме того, продолжается обсуждение возможности появления аналогичных изданий и в колледжах, и в высших учебных заведениях. Все это должно стать основой для получения доступного и качественного образования, а учащиеся с ОВЗ смогут осваивать личностные, метапредметные и предметные результаты наравне со сверстниками.
Интересно, что родители могут по-прежнему выбирать образовательную траекторию своих детей, а вариативность форм обучения останется неизменной, включая инклюзию и специализированные классы — эта гибкость поддержана экспертным сообществом и чиновниками Министерства просвещения.
Безусловно, этот шаг — не просто программное обновление, а частичная реабилитация тех детей, кто десятилетиями испытывал трудности из-за формального подхода к интеграции и нехватки оригинальных адаптированных материалов. На глазах начинает формироваться принципиально новый стандарт образования, где каждый ребенок сможет получить максимальный доступ к знаниям вне зависимости от своих особенностей.
Революция учебников для детей с нарушениями слуха, зрения и речи — это не только забота о будущем этих детей, но и шаг к обществу, где реальное равенство перестает быть лозунгом и превращается в образовательную практику.