Вопреки сомнениям: почему большинство родителей в России по-прежнему верят во влияние школьных оценок на карьеру
- 08:15 7 мая
- Дарья Николаева

В России продолжается живой разговор о том, какова должна быть роль школы и насколько она справляется со своей задачей.
Недавний опрос ВЦИОМ показал, что большинство родителей (83%) по-прежнему верят: успехи ребёнка в школе положительно скажутся на его будущей карьере. Но вместе с этим почти половина россиян (45%) считают, что дети перегружены учёбой, а треть оценивает нагрузку как оптимальную.
Перегрузка или недогрузка?
С одной стороны, нагрузка кажется многим слишком тяжёлой - особенно в крупных городах-миллионниках, где школьники часто оказываются заложниками дисбаланса между учёбой и свободным временем. С другой - каждый пятый респондент считает, что нагрузка в школе недостаточна, и таких сегодня почти вдвое больше, чем 25 лет назад. В регионах с населением до миллиона человек, напротив, дети, по мнению опрошенных, имеют больше свободного времени.
Как меняются ожидания от школы?
За последние 25 лет требования к школе изменились. Если раньше россияне больше ждали от неё культурного и нравственного воспитания, то сегодня всё больше внимания уделяется развитию у школьников критического мышления и ответственности. Молодёжь, особенно зумеры, видит в школе прежде всего подготовку квалифицированных специалистов, чтобы как можно скорее выйти на рынок труда.
Готовит ли школа к жизни?
К сожалению, мнение о качестве подготовки выпускников к будущей профессиональной деятельности остаётся критическим. Многие оценивают уровень знаний как средний или низкий, и за последние 15 лет ситуация, по их мнению, ухудшилась. Это мнение разделяют не только родители школьников, но и бездетные россияне.
Связь между успехами в школе и карьерой ослабевает
Интересно, что вера в то, что хорошие оценки в школе гарантируют успех в профессии, со временем снижается. Сегодня индекс влияния школьной успеваемости на карьеру составляет 71 из 100 возможных, что ниже показателей 20-летней и 25-летней давности. При этом родители школьников более оптимистичны - они сильнее верят, что инвестиции в образование окупятся.
Что делать?
Министерство просвещения уже утвердило нормы по времени выполнения домашнего задания для младших классов, чтобы снизить нагрузку и сделать учёбу более сбалансированной. Также в Москве запускается проект «Лекторий московского школьника», где детей учат справляться с волнением перед экзаменами и сохранять мотивацию.
Школа остаётся важнейшим этапом в жизни каждого ребёнка, но сегодня она стоит перед вызовами: как сохранить баланс между знаниями и здоровьем, между нагрузкой и свободой, между традициями и новыми требованиями общества. Родители и общество ждут перемен, которые помогут детям не только учиться, но и развиваться гармонично, готовясь к взрослой жизни.