Самый пошлый фильм, который смотрели в СССР: даже для 21 века он слишком «горяч»
- 18:00 2 мая
- Светлана Лебедева
Фильм «Эммануэль» (1974) режиссёра Жюста Жакена стал одной из самых известных и скандальных эротических картин своего времени.
Эта чувственная драма рассказывает о молодой женщине по имени Эммануэль, которая открывает для себя мир любви и чувственных удовольствий в Юго-Восточной Азии. Фильм основан на одноимённом романе Эммануэль Арсан, тайской аристократки, которая вышла замуж за французского дипломата и, вероятно, сама написала откровенный бестселлер.
Сразу после выхода фильм вызвал бурю противоречий. В ряде стран, включая Францию и СССР, «Эммануэль» был официально запрещён из-за откровенной сексуальной тематики и сцен, которые многие сочли неприемлемыми. Во Франции запрет наложили президент Морис Дрюон и Жорж Помпиду, однако примерно через полгода запрет сняли, и фильм почти 11 лет подряд демонстрировался в одном из кинотеатров на Елисейских полях, собрав миллионы зрителей.
В СССР же фильм оставался «подпольным» — копии распространялись нелегально, а за хранение или показ «Эммануэль» можно было получить уголовное наказание, вплоть до лишения свободы. Несмотря на запреты, фильм приобрёл культовый статус и стал символом сексуальной свободы и бунта против цензуры. В СССР «Эммануэль» смотрели не только любители эротического кино, но и те, кто стремился прикоснуться к запретному западному миру. Копии фильма переписывались на видеокассеты и распространялись среди узкого круга лиц, что делало просмотр настоящим актом сопротивления.
Режиссёр Жюст Жакен, ранее известный как модный фотограф, неожиданно для себя стал автором культового фильма, который принёс ему мировую известность. Съёмки проходили с трудностями — например, сцена на пляже с участием главной актрисы Сильвии Кристель чуть не закончилась арестом съёмочной группы в Таиланде из-за нарушения местных обычаев. Сам Жакен прожил долгую жизнь и умер в 82 года, оставив после себя фильм, который до сих пор считается одним из самых влиятельных в жанре эротического кино.
«Эммануэль» стала не просто фильмом, а культурным феноменом, который в своё время разрушал стереотипы и расширял границы дозволенного. Несмотря на все запреты и цензуру, картина продолжает привлекать внимание зрителей и остаётся важной вехой в истории мирового кинематографа.