Как учились дети в годы ВОВ: школы в условиях войны
- 18:30 2 мая
- Дарья Николаева

В годы Великой Отечественной войны обучение детей в Москве, Ленинграде, Сталинграде и других городах страны проходило в условиях огромных трудностей, но несмотря на это, образовательный процесс не прекращался.
Школы адаптировались к военному времени, а дети и учителя вносили свой вклад в общую победу, совмещая учёбу с трудом и патриотическим воспитанием.
Как учились дети в годы ВОВ?
Общие условия и задачи
С началом войны многие старшеклассники ушли на фронт, а учителя - на работу в тылу или тоже на фронт. В школах ощущалась острая нехватка кадров, помещений и учебных материалов. Тем не менее, обучение продолжалось, так как советское государство ставило задачу сохранить детство и дать детям прочные знания, несмотря на все сложности.
Для этого школы переходили на двух- и трёхсменный режим работы, чтобы вместить всех учеников, а уроки сокращали до 35 минут с 5-минутными переменами. В некоторых городах занятия проходили с раннего утра и до позднего вечера. Там, где школы были разрушены или заняты госпиталями, под учебные классы приспосабливали другие здания.
Учебный процесс и программа
Образование в военное время сохраняло общеобразовательный характер, но в программу были внесены изменения. Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию - формированию у детей твердой воли, настойчивости, любви к Родине и ненависти к врагу. На уроках естественных наук (математика, физика, химия, биология, география) преподавали практические знания, связанные с военным делом - например, средства противохимической защиты.
Вводились занятия по противовоздушной и противопожарной обороне, а во внеурочное время работали кружки авиамоделистов, санитарного дела и художественной самодеятельности. Учителя старались поддерживать дисциплину и организовывать коллективную работу, вовлекая детей в помощь фронту и тылу.
Труд и помощь фронту
Дети активно участвовали в оборонительных и хозяйственных работах: заготавливали дрова для отопления, работали в школьных огородах, собирали ягоды и травы, помогали на производствах и в госпиталях. В некоторых городах, например, в Сталинграде, подростки уже в 12–14 лет трудились на заводах, помогая стране в борьбе с врагом.
Особенности в крупных городах
-
Москва: Несмотря на бомбёжки и эвакуацию, столица сохраняла образовательный процесс. Школы работали в несколько смен, дети учились в приспособленных помещениях, а учителя активно участвовали в воспитании патриотизма и организации детского труда.
-
Ленинград: Во время блокады школы продолжали работать, несмотря на голод и холод. Обучение было очень трудным - дети писали углём и свекольным соком, учебники были на всех, занятия проходили в холодных помещениях. Но даже в этих условиях педагоги и ученики старались сохранить знания и дух сопротивления.
-
Сталинград: В городе шли ожесточённые бои, но после освобождения началось восстановление школ. Подростки активно включались в работу на заводах и в колхозах, а система образования постепенно восстанавливалась, чтобы дать молодому поколению возможность учиться и работать на благо страны.
Обеспечение и поддержка
Война вызвала дефицит учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и одежды. Ученики писали углём или сажею, учебники передавали из рук в руки, а одежду и обувь получали с большим трудом. В школах организовывали дополнительное питание, а учителя уделяли внимание не только знаниям, но и поддержке детей в трудные времена.
Итог
Образование в годы Великой Отечественной войны было настоящим подвигом педагогов и учеников. Несмотря на бомбёжки, голод, холод и нехватку ресурсов, школы продолжали работать, а дети учились, помогали фронту и сохраняли веру в победу. Москва, Ленинград, Сталинград и другие города стали не только ареной боёв, но и местом, где формировалось будущее страны - через знания, труд и патриотизм молодого поколения.
Этот героизм и стойкость советских школьников и учителей навсегда останутся в памяти как пример настоящей силы духа и любви к Родине.